Логотип рязанской газеты "Благовест"

Царь и Патриарх: симфония власти

 Идеалом взаимоотношений между церковной и светской властью в православном мире всегда считался принцип симфонии властей, заключающийся в том, что они находятся в состоянии согласия и сотрудничества.

Автором, обосновавшим основные принципы этой идеи, считается император Юстиниан Великий, который сформулировал ее в 6-й новелле для Патриарха Константинопольского Епифания.

В новелле говорится: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах».

 В России, как и в Византии, идеи симфонии властей также находили понимание. К сожалению, полное понимание во взаимоотношениях церкви и государства существовало далеко не всегда. Одним из периодов, когда церковная и светская власть действовали в полной гармонии, было правление первого царя династии Романовых —  Михаила Федоровича.

 После избрания Михаила Романова в 1613 году на царство в стране постепенно утверждался порядок. Необходимо было избрать Патриарха. Патриарший престол был вакантен после мученической кончины патриарха Гермогена в 1612 году. Однако избрание главы русской церкви затянулось до 1619 года. Дело в том, что многие хотели видеть новым Патриархом митрополита Филарета (Романова), томившегося в тот момент в польском плену.

 Митрополит Филарет прошел трудный духовный путь. Будущий Патриарх, в миру Федор Романов, был насильно пострижен в монахи при Борисе Годунове и  сослан на север. При Лжедмитрии архимандрита Филарета (Романова) возвратили из ссылки и поставили митрополитом на ростовскую кафедру. Здесь, облеченный саном архиерея, Филарет проявил себя как достойный государственный муж.

 Когда московское боярство решило избрать на царство польского королевича Владислава, для переговоров с королем Сигизмундом было направлено «великое посольство». Главой посольства патриарх Гермоген назначил митрополита Филарета. Однако русское посольство, вопреки всем международным правилам, было арестовано и ограблено. Митрополит Филарет увезен вглубь Польши, где его продержали в плену 8 лет.

 Поляки, имея у себя в плену «царева родителя», надеялись добиться больших уступок от царя Михаила Федоровича. Но митрополит Филарет как настоящий патриот писал своему сыну: «Не вздумай ради меня уступить полякам хоть пядь русской земли!». Возвращение столь достойного пастыря в Россию вместе с другими пленниками произошло лишь после заключения мира с Польшей в 1619 году.

 Народ, видевший в митрополите, долгое время томившемся в плену у католиков, страдальца за веру, встречал его со слезами умиления. Сразу после возвращения из плена он был избран и поставлен в Патриархи. Участие в этом торжестве принимал Иерусалимский Патриарх Феофан, находившийся в то время в Москве.

 Патриарху Филарету, принявшему титул «великого государя», выпала уникальная роль соправителя юного сына. Значение Патриарха при Филарете достигло небывалой высоты. Такого положения не достигнет в будущем ни один предстоятель русской церкви. Он был «великим государем» и по имени, и по реальному положению.

 Вместе с Михаилом Федоровичем они в унисон правили государством. Их имена писались вместе в челобитных и прошениях, им обоим делали доклады бояре, они ставили свои подписи на указах и грамотах. Царь и Патриарх, вдвоем торжественно восседая на двух тронах, принимали послов иностранных государств и обсуждали важнейшие проблемы страны с Боярской думой.  Когда царь отъезжал из Москвы, все государственные заботы на себя брал Патриарх. Царь всегда охотно выслушивал советы своего отца. Патриарх распоряжался иногда с согласия царя, иногда по личному усмотрению, без указаний царя. При патриархе Филарете появились многочисленные приказы, в то время —  органы управления, схожие с царскими.

 Особо важную роль сыграл Патриарх в укреплении самодержавной власти царя пред лицом боярских претензий после Смутного времени. Прежде всего он укреплял власть юного самодержца-сына, отсекая от престола людей неверных и пронырливых, и не только заботясь о сыне, но и водворяя в России твердую государственность после уроков Смуты.

 Одним из способов был частый созыв Земских соборов с депутатами от духовенства, дворянства и посадских людей, чтобы царю и патриарху «всякие их нужды и тесноты и разорения и всякие недостатки были ведомы». На Земском Соборе, заседавшем в 1619 году для обсуждения «о земском устроении», совместно председательствовали Царь и Патриарх. Причем Патриарх Филарет принимал активнейшее участие в обсуждении важнейших вопросов, накопившихся в «безгосударево время», и неотложных мер для дальнейшего развития России, «чтоб в нашем государстве многия статьи поправити к покою и к строенью нашим людем». Патриарх Филарет настоял на проведении новой переписи для налогообложения, ибо существующий порядок он счел несправедливым: налоги приходилось платить за погибших и умерших в годы Смуты. Одновременно объявлялся сыск всех укрывавшихся от налогов, но для них предусматривались льготы, «смотря по разоренью». Благодаря Патриарху, постарались  ограничить чиновничий произвол, для чего было учреждено особое челобитие на «сильников».

 После кончины Патриарха Филарета в 1633 году на престол был избран скромный старец,  Патриарх Иоасаф, который не имел при дворе такого влияния, как его предшественник

 Одни исследователи считают этот исторический период двоевластием, другие —  высшим образцом симфонии, когда между церковью и государством установились подлинно родственные отношения: «а по плоти той царев отец, и сего ради да будет царствию помогатель и строитель». По выражению современного исследователя, Царь и Патриарх действовали в полном согласии, как две главы одного орла.

Игорь МИТРОФАНОВ, историк

 

 

В начало

Таинство соборования

Таинство соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения

Царь и Патриарх: симфония власти

 Идеалом взаимоотношений между церковной и светской властью в православном мире всегда считался принцип симфонии властей

На пути к созерцанию

Даже самое маленькое дело нашей жизни – ужинает ли человек, гуляет ли с собакой, подметает ли улицу – можно творить во славу Божию, как молитву

ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, в начале своего царствования Михаил Романов имел другой, самый главный дар – дар общения с Богом

С собрания в сопротивление

Объединение православных и красных удивило многих. Но СМИ «ухитрились» эти выступления не заметить

Уроки Макаренко

Этот замечательный педагог умел говорить о сложном простыми и понятными словами, а это дорогого стоит!

На взлете

Женя никогда не разделяет духовную и профессиональную жизнь и считает, что православие помогает человеку в занятиях творчеством

Опасная подмена

Самая главная забота родителей – судьба их детей. Так было всегда. Но в наше время, когда и опытному взрослому человеку порой трудно понять, где правда, а где ложь

Школа. Оболванивание продолжается?

Русская классическая литература играет в процессе воспитания ключевую роль. И роль эта определяется тем внутренним духовным настроем, (имеющим в себе, несомненно, православные корни), который несет в себе русская классика

«В Боге нет смерти»

20 лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной Пустыни были зверски убиты три монаха: иеромонах Василий (Росляков), инок Трофим (Татарников) и инок Ферапонт ( Пушкарев)

О юродивой Наталье Путятинской

Наталья Флоровна. Фамилия неизвестна. Родилась в с. Путятино Рязанской губернии. Странствовала по Шацкому уезду. В последние годы жизни жила в с. Новоселки Шацкого района

Михаил Фёдорович 
РомановГерб РоссииПатриарх Филарет