Логотип рязанской газеты "Благовест"

На пути к созерцанию

Сейчас у православных христиан время Великого поста. Он самый строгий и самый продолжительный. Каждому из нас Бог дал разные духовные способности и от каждого Он ждет их приумножения. Великий пост - самое благодатное для этого время, потому что мы учимся жертвовать привычными удовольствиями, сдерживать себя в чем-то.  Мыслями по поводу Великого поста с нами поделился игумен Паисий (Савосин), клирик Никольского храма при больнице им. Семашко (г. Рязань).

– Отец Паисий, что можно есть в пост, а что нельзя?

Скоромная пища – мясо, молоко, яйца. А вот морепродукты, например, креветки, кальмары, есть можно. В экзотических странах едят еще морских ежей, лягушек. Запреты на подобную пищу во время поста нигде не прописаны. Рыбу в Великий пост можно есть только два раза: в Вербное воскресение и на Благовещение. В Лазареву субботу дозволяется рыбная икра.

Многие святые отцы, например, Феофан Затворник, говорили о хождении перед Богом. Это можно применить как истолкование слов апостола Павла: «Едите вы или пьете – все во славу Божию творите». И еще он, кстати, говорил, что пища не приближает и не удаляет нас от Бога.

– Тогда в чем вообще смысл поста?

Даже самое маленькое дело нашей жизни – ужинает ли человек, гуляет ли с собакой, подметает ли улицу – можно творить во славу Божию, как молитву. Все зависит от того, с какой мыслью, с каким душевным состоянием человек это делает. Не стоит роптать на жизнь. Нужно благодарить и все делать с надеждой, сохранять свой внутренний мир. Вообще древнее значение слова «пост» – пустота. Мясопуст, сыропуст... Потому пост – время пустоты, когда мы пытаемся освобожденными, способными вместить нечто. Ведь человек от своего сотворения – вместилище, сосуд, как в «Слове о человеке» суммирует учение Писания святитель Игнатий Брянчанинов.

Проточный водоем опустошается от воды, когда ее ток перекрывают. Та обыденность, суета, нечто случайное, не необходимое, что большей частью наполняет нас, конечно же, не только постом должно очищаться. Очищается же отторжением, невниманием к этим мыслям, чувствам и впечатлениям.

Постом случаются искушения, волнительные обстоятельства, ссоры... Мы словно бы обнажены от покрывающей нас защиты. Однако же это не так. Искушения приближаются очень дозированно, лишь в той мере, в какой мы можем понести. И это – возможности, моменты приобретения благодати. Если кто пройдет через искушение, сохранив ровность, душевный мир, тот приобретет благодать. Если же кто поколебался – тоже приобрел нечто, хоть и не столь приятное, – познание своей немощи, что тоже – средство приобретения благодати.

– Если человек по состоянию здоровья или по каким-то жизненным обстоятельствам не может поститься. Как ему быть в таком случае?

Можем мы поститься или нет,  об этом нужно говорить Богу. Плохо не то, что человек что-то не может, а то, что он укрывается от Бога, как первые люди в раю. Когда Адам нарушил постную заповедь, вкусив запрещенный плод дерева, он скрылся от Бога. Поэтому нужно сказать: «Господи, мне стыдно, я не могу вот так поститься…». Ведь святые отцы говорят: «Повергни свою немощь перед Богом и успокоишься». Пост не только приготовляет нас к Празднику. Во время поста происходит приготовление к познанию, само познание наступающего.

– А зачем был нужен пост в раю? Ведь первые люди там были непорочными…

Святитель Григорий Богослов говорил, что райское дерево было хорошим. Просто человек несвоевременно съел его плоды. Это дерево олицетворяет собой созерцание. Человек состоит не только из души, способной к высокому, но и из тела, которое тоже требует упорядочивания, воспитания. Поэтому, чтобы достичь внутреннего созерцания, требуется вначале внешнее делание. Человек изначально создан свободным. И Господь этого дара не отнимает, он насильно не вмешивается в человеческую жизнь. В Апокалипсисе есть момент, когда Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Хоть Адам и был сотворен непорочным, но еще не был совершенным. И его совершенство зависело от его собственных трудов. Одним из средств возделывания человека как раз и является пост. Это время покаяния, примирения с Богом. Но примирение, считал владыка Антоний Сурожский, предполагает обоюдность. Мы ищем прощения Божия. Но и сами мы должны «простить» Бога за ту судьбу, которую Он нам даровал. То есть, принять свою судьбу, принять скорби не как нечто чуждое, а как свое (это моя жизнь, моя судьба), принять Бога, ведущего нас, довериться Ему...

– Как проводить пост творческому человеку, если он, скажем, музыкант? Можно ли в это время выступать на концертах?

Лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев говорит, что постом они не играют. Не знаю, правда это или нет. Здесь, мне кажется, все зависит от того, какую музыку исполнять. Если она какая-нибудь карнавальная, то, естественно, к посту это не очень подходит. А если это музыка Баха, Грига, Бетховена, то почему бы и нет. Кстати говоря, ораторию страстям Христовым, написанную митрополитом Волоколамским Иларионом, святейший патриарх Алексий II слушал Великим постом. В человеке, кроме тела и духа, есть еще и душа, эмоциональная, чувственная сфера. А чувства ведь тоже нуждаются в воспитании, как и ум.

– Можно ли в пост смотреть телевизор?

По поводу просмотра телевизора можно сказать по аналогии с телесной пищей. Если человек болен, например, диабетом, для него поста вообще не существует. Для него, как говорил архимандрит Авель (Македонов), благодушное терпение болезни вместо поста. Поэтому, если живет дома одинокая старушка, то как ей можно сказать, чтобы не смотрела вообще в пост телевизор? Как в таком случае бороться человеку с наплывами уныния и тоски? Еще иногда говорят, что требуется интернет-пост. А если у человека электронная переписка, если к нему обращаются за помощью, и он скажет, что сейчас пост? Поэтому важно то, ради чего все делается. Если человек бессмысленно гуляет по интернету, посещает развлекательные сайты, то, конечно, стоит потрудиться и отказаться от этого.

- Как быть, если во время Великого поста пригласили в гости и поставили на стол скоромные блюда?

Архимандрит Авель (Македонов) на этот счет говорил, ешь то, что тебе дали. Но только съешь вполовину меньше. Дали, например, две котлеты, а ты съешь одну. Если не можешь соблюсти пост в качестве пищи, тогда соблюди его в количестве. Главное не декларировать, что, мол, я вот православный, у меня пост и все! Не нужно это выпячивать… Пост вообще нуждается в сокрытии. Христос в Евангелии говорит: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Господь «просвещает Свое лицо на нас», это преображение. Но и мы можем просветить свое лицо, омыв его. Преображение приходит к тем, кто уготовляет для него место. Господь «умащает наши головы елеем», но и мы можем умастить их... Это некий шаг навстречу Богу, ответ ему, который направлен к Богу через окружающих людей. Омытое лицо – ровность в общении, тактичность, сдержанность, немщение за обиды. Это ясный взор, видящий в немощи близких и дальних общую нашу человеческую немощь; это мудрость терпения. Умащенная голова – разумность, постижение себя и жизни, естественно, совершающееся у того, кто пытается внимательно жить; это просто внимание. У разумно постящегося человека чувства делаются тоньше, спокойнее, мирнее. Такой человек видит мир не только как повреждённый и грешный, но и ещё как созданный Богом, страдающий и всё-таки прекрасный, потому что спасаемый. И это начинается с внимания к своему сердцу, своему уму, своим поступкам...

Вероника ШЕЛЯКИНА

 

 

В начало

Таинство соборования

Таинство соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения

Царь и Патриарх: симфония власти

 Идеалом взаимоотношений между церковной и светской властью в православном мире всегда считался принцип симфонии властей

На пути к созерцанию

Даже самое маленькое дело нашей жизни – ужинает ли человек, гуляет ли с собакой, подметает ли улицу – можно творить во славу Божию, как молитву

ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, в начале своего царствования Михаил Романов имел другой, самый главный дар – дар общения с Богом

С собрания в сопротивление

Объединение православных и красных удивило многих. Но СМИ «ухитрились» эти выступления не заметить

Уроки Макаренко

Этот замечательный педагог умел говорить о сложном простыми и понятными словами, а это дорогого стоит!

На взлете

Женя никогда не разделяет духовную и профессиональную жизнь и считает, что православие помогает человеку в занятиях творчеством

Опасная подмена

Самая главная забота родителей – судьба их детей. Так было всегда. Но в наше время, когда и опытному взрослому человеку порой трудно понять, где правда, а где ложь

Школа. Оболванивание продолжается?

Русская классическая литература играет в процессе воспитания ключевую роль. И роль эта определяется тем внутренним духовным настроем, (имеющим в себе, несомненно, православные корни), который несет в себе русская классика

«В Боге нет смерти»

20 лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной Пустыни были зверски убиты три монаха: иеромонах Василий (Росляков), инок Трофим (Татарников) и инок Ферапонт ( Пушкарев)

О юродивой Наталье Путятинской

Наталья Флоровна. Фамилия неизвестна. Родилась в с. Путятино Рязанской губернии. Странствовала по Шацкому уезду. В последние годы жизни жила в с. Новоселки Шацкого района

игумен Паисий
 (Савосин)