Логотип рязанской газеты "Благовест"

Когда дыханье Божье в слове

Наследие равноапостольных Кирилла и Мефодия значительно повлияло на культуру большинства славянских государств и сыграло основную роль в развитии русской литературы. О важности дней славянской письменности и культуры в наше время, о силе и значении Божьего слова и слова человеческого мы беседуем сегодня с игуменом Паисием (Савосиным).

– Отец Паисий, все мы знаем, что равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. С тех пор прошло много времени. И вот сегодня ведутся разговоры о переводе богослужений с церковнославянского языка на русский. Как вы к этому относитесь?

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий прекрасно отдавали себе отчет в том, что они переводят. Они брали за основу не язык кабаков, портов, торжищ, а возвышенный язык Священного Писания. Сегодняшнее стремление перевести на какие-то обиходные, просторечные обороты тексты богослужений, чтобы сделать Божье слово более понятным, – дело безуспешное. Это скроет дальние планы и глубины слова Божьего. В результате - ускользнет его понимание. А ведь понимание происходит не только на рациональном уровне. Оно нуждается еще и в Божьем озарении. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что люди ищут каких-то высоких чудес, которые происходят вокруг исцелений, знамений. А ведь внутри человеческой души столько их бывает, которым мы не придаем никакого значения! Вот, например, говорит Иоанн Кронштадтский о себе: мол, пленился я недовольством или помыслом враждебным по отношению к кому-то. В душе моей водворилась буря, подобная той, во время которой апостолы были носимы в лодке по бурному Галилейскому морю. Я возопил к Богу, и вдруг наступила тишина. Разве это не чудо?! Господь внутреннее мое смятенное море успокоил единым прикосновением.

Так же и постижение смысла Священного Писания происходит. Человек читает и вдруг начинает понимать слово. Хотя в чем тут чудо, спросите вы? А ведь это Господь озвучивает смыслы, Он – ток крови от ума к слову и обратно, который соединяет понимающего и понимаемое.

Прямо перевести богослужения на русский язык невозможно. Когда я был еще студентом и ходил в храм, то почти столь же юный отец Артемий (Владимиров) – филолог по образованию – приводил интересное сравнение: славянский язык подобен дереву с широкой кроной, а русский – дереву с отсеченными ветвями, доступному для столярной работы. Так же и перевод богослужений будет упрощенным, обедненным… Многие святители приветствовали русский перевод текстов. Но не как богослужебный, а как вспомогательный. Это ступень, с которой начинается понимание славянского языка.

– А на каком языке в таком случае следует совершать молитву?

Молиться можно на любом языке. Вообще, что есть молитва? Это беседа с Богом. Если мы обращаемся к Нему доступными для нас словами, то они, конечно же, достигают Его. Мало того, Господа достигает даже бессловесный вопль. Но, когда мы произносим молитвословия по книге, мы приобщаемся к опыту святых, записавших эти молитвы. Обширным вместилищем для смыслов нередко бывают славянские выражения. И они потому нам непонятны, что не находятся в нашей постоянной практике.

– Еще, наверное, важно, чтобы слова нашей молитвы были искренними?

- А они всегда искренние. И другими не могут быть. Здесь все дело во внимании. Бывает, оно частично обращено к словам молитвы, а частично – к жизненным проблемам. Тогда наш ум расщеплен и подобен многоголовой гидре. Господь – ревнитель. Он приходит к общению, когда мы к нему обращены. Всякая молитва начинается со внимания. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что человек еще несовершенный, не может внимательно молиться, не рассеянно. Поэтому не будем ужасаться, если молимся невнимательно и часто не понимаем то, что читаем. Надо относиться к этому, как здравомыслящий огородник. «Терние и волчцы произрастит тебе земля», – сказал Господь Адаму. Тернии и волчцы – это сорняки помыслов, попечений, которыми сатана хотел сотрясать ум апостолов, ум последователей Христовых. И наше дело – возвращать ум обратно, к словам молитвы. Это будет та прополка возрастающих сорняков, в которой нуждается всякая земля и всякое сердце. Когда земля прополота, в нее можно посадить семя. Всякое благое человеческое слово есть семя. Итак, возвращаясь к слову молитвы постоянно, мы получаем награду Божью, его мир за наш труд. Но не за частоту молитвы мы награждаемся, а за наши бессильные попытки возвращать свое внимание к словам. И так во всем. Только внимательная жизнь может принять в себя Бога.

– Внимательная – это какая?

Когда не поступают, как попало. Когда думают не о чем придется. Когда не всякому чувству, возникающему в сердце, отдают свое внимание. Кстати, в жизни митрополита Антония Сурожского был замечательный случай. Когда он был юным и только начинал свою пастырскую практику, к нему подошла одна старица и сказала: «Отец Антоний, я спрашивала многих ученых, опытных богословов, но никто не дал мне ответа, который бы меня утешил. Много лет я молюсь Богу, но никогда не слышала от него ничего. Как мне услышать ответ Божий? Вы еще малоопытный и малообразованный в богословском смысле…». На что Антоний Сурожский ответил: «Раз вы спрашиваете меня, незнающего, то и я ляпну. Как же Бог может вам произнести нечто, если вы все время говорите? Позвольте ему сказать свое слово. Для этого уберите комнату, чтобы в ней было чисто, чтобы ничего вас не беспокоило. Сядьте в кресло напротив икон, зажгите лампаду. Но не молитесь. Возьмите свои спицы и просто вяжите что-нибудь». Старушка говорит, мол, что это же нечестиво. «Ну, вы попробуйте. А впрочем, как хотите…», – ответил владыка. Через некоторое время старица приходит к Антонию Сурожскому удивленная и восхищенная: «Я все сделала, как вы сказали. Был светлый день. Я села в кресло, взяла вязание. Вначале я увидела, как хорошо и уютно в моей комнате. Потом я услышала, как постукивают спицы, вокруг меня - густая тишина, и в ней есть некто…».

– Получается, старица услышала ответ?

Да. Но он не таков, как наше слово. И, однако же, мы можем слышать ответ Бога. Наш язык может быть всяким, даже самым примитивным. Преподобный Нектарий Оптинский сказал, может случиться так, что некий индус, сидя в джунглях и не зная ничего о Христе, настолько исполняет закон совести, который он узнал из своей религии, насколько это возможно. И вот этот индус окажется в царствии Божьем. А мы, которые все знаем, но ничего не исполняем, окажемся ниже его. Но это уже суд Божий, а не наш. Это вне нашей церковной компетенции…

– Отец Паисий, давайте немного поговорим о людях, которые непосредственно работают со словом. А именно: о писателях, поэтах… Что означает, на Ваш взгляд, понятие «православный писатель»?

Определение православный можно давать к образу жизни, но не к профессиональной деятельности. Это выглядит даже несколько юмористически. Многие тут начинают шутить насчет союза православных водопроводчиков, таксистов. Если человек пишущий живет право, славит Бога своей жизнью, то естественно его слово, будь то стихотворение о природе или о любви, оно будет верным. Потому что жизнь писателя является проводником. Вместе с тем мы можем видеть, что замечательные произведения словесного творчества были написаны людьми, находящимися в несколько неправильном жизненном положении. Наш классик, например, Александр Пушкин, когда допускал некие вольности в своем поведении, произносил гениальные творения. Но это уже область любви Божьей, насколько снисходителен Господь, насколько Он способен побеждать нашу немощь, слабость, несовершенство и видеть глубокий сердечный залог. Хоть этот залог и искажает множество страстей, которым человек подвержен. Словно бы из сетей Господь высвобождает, позволяет произнестись такому слову, которое было бы родственно ему.

Поэзия православная, духовная – все это очень и очень условная терминология. Я могу назвать духовным стихотворение человека, который вообще принадлежит другому этносу, который с православием близко не соприкасался. Если он сказал верно, то почему же это не может быть принято и не может быть названо духовным? Вот у святого праведного Иоанна Кронштадтского спросили, как он научился чувствовать Бога. Он ответил, что жил церковной жизнью, жил в Таинствах. Вот если человек будет так жить, он приобретет вкус к распознанию добра и зла, увидит следы Божьи. А они рассыпаны по всему миру, и всякая пчела, добросовестно собирающая мед, заметит их…

– Может ли литература привести человека к церкви?

К церкви человека приводит только Господь. А вот через что он приводит? Да через что угодно, будь то беседа или книга. Вообще, пути Господни очень удивительны. Они всегда разные. Вот, например, Андрей Кураев говорит, что он пришел к церкви, прочитав книгу одного из русских философов. Многие приходят к церкви через печальные события. Если писатель позволяет дыханью Божьему звучать в том, что он делает и говорит, то есть высокий шанс, что это дыхание достигнет и читателя. И читатель также захочет видеть Бога, участвующего в своей жизни.

Вероника ШЕЛЯКИНА

 

 

В начало

Когда дыханье Божье в слове

Вообще, что есть молитва? Это беседа с Богом. Если мы обращаемся к Нему доступными для нас словами

Храмы полны, но верующих мало

 Протоиерей Димитрий Смирнов как-то сказал, что он многодетных мам допускал бы к причастию без всякого приготовления

Икона для Ливана

Верующие люди повсеместно молились, так как ясно понимали тогда, что наше поражение приблизит и кончину всего мира, ведь Россия - это последний оплот Православия

Отгадка сказки «Курочка Ряба»

Русскость - это качество человеческой души. Русский – это прилагательное. И русский человек всегда прилагается ко Христу. Тот, кто прилагается ко Христу – тот русский

Пасхальная радость

После Своего Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам Царствия Божия

Древо жизни

Очень разнообразно отмечается День славянской культуры и письменности в России

Секта бога Кузи

Те, кто гоняется за псевдодуховностью, они её и получают в таком изощренном виде

Мартиролог разрушенных церквей

Тема разрушенных храмов появилась в творчестве Александра Александровича случайно

«Где больше неба и земли»

Только верой, по мысли автора, преображается народ, которому застилает глаза дым реформ и свобод

«Тишайший»

Жизнь, правление и личные качества царя Алексея Михайловича

Царь Алексей и патриарх Никон

Одним из важнейших событий царствования Алексея Михайловича стал церковный раскол

Арифметика любви

В последние годы учителя и психологи отмечают, что многие дети уже к концу первого класса, а то и раньше, не проявляют интереса к учению

Папин пикет

Работа таких служб и механизмов окончательно уничтожит нравственные и духовные основы нашего общества, если его вовремя не остановить

Читая Евангелие

«Звучанье непонятных слов вдруг обретало силу...» - эти слова из песни Софии Никулиной близки многим из нас

«Династия Романовых в истории России»

В этом году исполнилось 400 лет восшествия на царский престол Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых

Не убить настроение Праздника

А как же прививать детям православные традиции

Когда дыханье 
Божье в слове