Логотип рязанской газеты "Благовест"

Гравер от Бога

Высоко взметнувшиеся к небу купола Казанской церкви хорошо видны из его небольшого деревянного дома с мезонином. В этом утопающем в зелени доме со старинными деревянными ставнями когда-то жила многодетная семья Ивана Петровича, здесь прошли и последние годы его жизни.

Простой крестьянский мальчишка из Рязанской глубинки, родившийся 7 июня 1837 года в Ряжском уезде, благодаря своему трудолюбию и таланту успешно заканчивает Академию художеств и становится одним из самых лучших и признанных в России мастеров резцовой гравюры на меди. Несомненно, только крепкая православная вера Пожалостина, молитвы его предков всегда вели Ивана Петровича по его нелёгкому жизненному пути. Вера всегда была опорой его жизни. «Я нередко говорил своей жене, - писал он, - что у меня три верования: в Бога, искусство и жену».

Иван был с детства воцерковленным мальчиком. Рано оставшись сиротой, он был воспитан дедом, церковным строителем, возможно,  даже старостой  церковного прихода. И своей фамилией Иван Петрович также обязан деду. Благочестивый христианин, он всегда останавливал расшумевшихся на церковной службе ребят: «Ну, пожалуйста, потише, ну пожалуйста, не шумите». Так и стали называть их семью Пожалостиными. Стесненный материально,  дед мечтал дать образование своим внукам. «Хоть одного, да выучу», - приговаривал он. Так Иван поступил в церковно-приходскую школу, а затем, после смерти деда, в Сиротское училище города Рязани. Здесь прилежный и одарённый от природы мальчик увлекся рисованием, овладеть азами которого ему помог учитель Иванов, уроки которого мальчику оплачивал сам заведующий училищем А. О. Андреев. И Господь незримо вел его своими путями на почетное служение своему Отечеству. Не имея возможности заниматься любимым делом днем, Иван брал огарок свечи, бумагу, уголь и шёл рисовать величественные своды ночной церкви. Иногда компанию ему составлял его друг, который впоследствии вспоминал, что однажды увидел возле рисующего Пожалостина женщину в белом, похожую на Богородицу, и, испугавшись, убежал. Впрочем, увлеченный своим делом Иван ничего не заметил.

В училище Пожалостин пишет свою первую, и единственную картину маслом «Симеон Богоприимец», на которую, впоследствии его семья молилась, как на икону.

Картина «Симеон Богоприимец» написана в традициях классической академической живописи, где мальчик-подросток показывает довольно мастерское овладение техникой масляной живописи и светотеневого моделирования.

После окончания училища Пожалостин получает место волостного писаря в близком к Рязани селе Солотча. Но пути Господни неисповедимы, и из далекого Санкт-Петербурга, из Академии художеств, приходит ответ на запрос об обучении Пожалостина, посланный еще во время его проживания в Сиротском училище. В течение трех ночей Пожалостин делает вступительную работу - карандашный рисунок «Голова Спасителя в терновом венце». Впоследствии Иван Петрович вспоминал, что все это время молился, чтобы его мечта учиться в Академии сбылась.

В Академии художеств Пожалостин поступает в гравировальный класс к профессору Ф. И. Иордану.

Пожалостин был одним из первых учеников класса и получал различные знаки отличия. В их числе и подаренная ему гравюра Иордана с работы Рафаэля «Преображение». В обучении гравировальному мастерству Иван Пожалостин достигнет значительных успехов и в 1868 году получит звание классного художника 1 степени за портрет Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Тонкость и изящество штриха, тщательно выверенная светотеневая моделировка, одухотворенность и особая светозарность облика Филарета позволяют считать эту гравюру одной из самых лучших работ Пожалостина.

Кроме работы с изображением митрополита, резцу Пожалостина принадлежат также два портрета известных братьев Моревых: епископа Пензенского и Саранского Амвросия и Алексея Петровича Морева, помощника инспектора Рязанской семинарии.

В начале 70-х он создает одно из своих самых значимых произведений - гравюру с картины Л. Каррачи «Несение Креста» и получает за неё звание академика. Эта работа, пожалуй, - вершина творчества гравера. В ней гармонично сочетаются и отточенное мастерство художника, и его христианское мировосприятие - лицо Христа проникнуто смирением, кротостью и возвышенностью над земными страстями и трудностями.

Большое место в творчестве Пожалостина занимает его работа в журналах «Русская старина» Семевского и «Отечественные записки» Тургенева. Для них он создает целую галерею портретов знаменитых людей России XVIII-XIXвв. Среди них достойное место занимают и несколько гравюр с изображением видных деятелей православия. Одно из них – портрет Ф. Г. Солнцева, крепостного графа Мусина-Пушкина, известного как археолога-рисовальщика, исследователя различных памятников старины. Следующие 3 портрета – это видные деятели славянофильского движения XIXв.: Ю. Ф. Самарин, И. С. Аксаков, А. С. Хомяков.

Особняком в творчестве Пожалостина стоят портреты царской семьи – императрицы Марии Федоровны и наследника Николая, будущего императора всероссийского, царственного страстотерпца. Эти гравюры Иван Петрович создавал со своих собственных эскизов.

Последние годы жизни Иван Петрович был вынужден оставить столицу и Академию по причине невостребованности того вида искусства, которому он посвятил всю свою жизнь. Технический прогресс, породивший фотографию, позволяющую копировать оригиналы быстро, дёшево и качественно, практически вычеркнул из повседневного обихода конца Х1Хв. резцовую гравюру на меди. Пожалостин окончательно поселился в Солотче, где и пытался продолжить работу над своей самой большой и многофигурной гравюрой с картины А. А. Иванова «Явление Христа народу».

Обращение Ивана Петровича в конце жизни именно к этой картине  и является закономерным итогом его творческого и христианского пути. Он выбирает библейский сюжет, в котором сконцентрировался весь смысл жизни христианина: встреча с Господом, стремление к «обожению», стяжанию Духа Святого. «Явление Мессии народу», видимо, воспринималось Пожалостиным и не только как соединение с Богом, но и как объединение народа вокруг него. Эту мысль подтверждает вся его жизнь, прожитая по заповедям Господним в непрестанном добросовестном труде на благо народа: его работы для отечественных издательств, создание в Рязани художественного музея; врачебная помощь солотчинским крестьянам, любившим и уважавшим Пожалостина за его милосердие.

Отпевание И. П. Пожалостина состоялось в одном из старейших храмов Рязани - церкви Бориса и Глеба, дома была отслужена панихида. Могила Пожалостинап находится в Спасо-Преображенском монастыре Рязанского кремля, рядом с другими выдающимися людьми Рязанской губернии.

Лариса ЧОНКА, научный сотрудник

Дома-музея И. П. Пожалостина

 

 

 

 

 

Жены-мироносицы и царь

Страдания, которые претерпел Иов, по своей глубине вполне сравнимы со страданиями царской семьи, которую предали все

От чего надо защищать наших детей?

В наше время люди меняют нравственные ориентиры и начинают защищать детей от родителей, чем нарушают основы мироздания

Царь-мученик знал свое будущее

Каково величие души – царствовать в сознании обреченности и под мученичеством выполнять свой царский долг, нести бремя державности»

Хороша Маша, да не наша

Остался только сарафан да платок, чтобы связать разнузданность с русской почвой, что в настоящей сказке явно не приветствуется

Что ж ты не спишь, малыш?!

Главная причина, по которой младенцы ночью плачут, - это желание спать!

«Кролик, несущий яйца», или как садомиты украли радугу

Удержание человеком нормы скоро станет сродни исповедничеству,  это — итог, предначертанный в Писании. Та самая «мерзость запустения»

ЛУКАВСТВО «ВРАЧА»

Советы Кравченко лишний раз подтверждают, что даже со столь милой ей медициной XIX века Ксения Павловна незнакома

Гравер от Бога

Я нередко говорил своей жене, - писал он, - что у меня три верования: в Бога, искусство и жену

«Не приучен я с детства к злословью…»

Двадцать лет Нурислан ведет литературное объединение «Феникс» в Рязанском городском Дворце детского творчества

Сила и вера Федора Емельяненко

Сам вид спорта не является чем-то греховным, а важным моментом является уважительное, без агрессии, отношение к спортивному противнику

Иван Петрович
 Пожалостин