Логотип рязанской газеты "Благовест"

Царь-мученик знал свое будущее

Крушение поезда

Родившийся в 1868 году 19 мая, в день памяти Иова Многострадального, св. царь Николай II так же, как и он, познал в жизни тяжкие испытания, попущенные ему Господом, чтобы «яко злато в горниле» очистилась его душа и удостоилась небесной награды. И действительно, испытания преследовали его всю жизнь, и только глубокая вера в Промысел Божий помогала их преодолевать.

«Все в воле Божией. Уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю на будущее», — такую

запись сделал в своем дневнике цесаревич Николай в юношеские годы и повторял их неизменно в течение всей жизни.

А Божия воля свершалась над ним явно. Впервые смертельной опасности он подвергся в двадцатилетнем возрасте. Так, в 1888 году под Харьковом произошло крушение поезда, в котором находился император Александр II с семьей. Наследник престола, цесаревич Николай, вместе со всеми пережил страшное потрясение. Вагоны с грохотом падали с высокой насыпи под откос, и, казалось, ничто уже не могло спасти царскую семью от смерти. Только чудом они остались живы. Вспоминая об этом, императрица Мария Федоровна говорила, что она очнулась под грудой обломков. Щепки и исковерканный металл – это все, что осталось от вагона-ресторана, в котором застало их крушение. А вокруг не было ни одного живого человека. Ужас объял ее. И вдруг неожиданно перед ней появилась дочь Ксения. «Она, — вспоминала императрица, — явилась мне, как ангел, явилась с сияющим лицом. Мы бросились друг другу в объятия и заплакали. Тогда с крыши разбитого вагона послышался голос сына Георгия, который кричал мне, что он цел и невредим, точно так же, как брат его Михаил. После них удалось, наконец, государю и цесаревичу выкарабкаться. Все мы были покрыты грязью и облиты кровью людей: убитых и раненых возле нас. Во всем этом была видна рука провидения, нас спасшего».

Сабля японца

В 1891 году, путешествуя по Японии, цесаревич Николай вновь подвергся смертельной опасности. Когда он в коляске, которую катил рикша, проезжал по узким улочкам города Отсу, из рядов японской охраны выскочил злоумышленник и саблей наотмашь ударил его по голове. Как вспоминал сам цесаревич: «…не успели мы отъехать двухсот шагов, как вдруг на середину улицы бросается японский полицейский и, держа саблю обеими руками, ударяет меня сзади по голове! Я крикнул ему по-русски: что тебе? И сделал прыжок через моего джип-рикшу. Обернувшись, я увидел, что он бежит на меня с еще раз поднятой саблей, я со всех ног бросился по улице, придавив рану на голове рукой». Покушавшегося задержал кузен Николая, греческий принц Георгий. Он бросился на него и одним ударом повалил на землю. Так Господь сохранил наследника российского престола. Только легкая рана осталась у него на голове от сабельного удара, который должен был оказаться смертельным. Впоследствии известный поэт Аполлон Майков посвятил чудесным спасениям (в поезде и в Японии) стихотворение, в котором говорится о Божией помощи:

Царственный юноша дважды

                                          спасенный

Явлен двукраты Руси умиленной!

Божия Промысла щит над тобой!

Опасный салют

А в 1903 году царь-мученик Николай II пережил еще одну страшную опасность. Вот как описывает этот случай С. А. Нилус в книге «На берегу Божьей реки»: «6 января 1903 года на Иордане у Зимнего дворца при салюте из орудий от Петропавловской крепости одно из орудий оказалось заряженным картечью. И картечь ударила по окнам дворца, частью же около беседки, где находилось духовенство, свита государя и сам государь. Спокойствие, с которым государь отнесся к происшествию, грозившему ему смертью, было до того поразительно, что обратило на себя внимание ближайших к нему лиц… Государя спросили, как подействовало на него происшествие, он ответил: «До 18-го года я ничего не боюсь…»

Командира батареи и офицера (Карцева), распоряжавшегося стрельбой, государь простил, так как раненых, по особой милости Божией, не оказалось, за исключением одного городового, получившего самое легкое ранение. Фамилия же городового была – Романов».

Защита архангела Михаила

Господь не допустил смерти св. царя Николая II и в 1905 году, когда он производил осмотр крейсера «Рюрик», на борту которого находился матрос-революционер, поклявшийся убить его. Покушение не состоялось. Государь произвел на матроса такое впечатление, что он не смог выполнить клятвы. «Я не смог этого сделать, — объяснял он. – Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково».

А ведь казалось, что убить св. царя Николая II было несложно. Ведь, не опасаясь за свою жизнь, он отказывался от необходимых мер безопасности. «Я имею необходимую веру в то, что судьба России – моя собственная судьба, и судьба моей семьи – в руках Господа». И действительно, Господь явно хранил своего избранника. Красноречиво об этом свидетельствует рассказ св. преподобного Иосифа Оптинского. «…был у меня один молодой человек и каялся в том, что ему у революционеров жребий выпал убить нашего государя. «Все, говорит, у нас было для этого приготовлено, и мне доступ был открыт к самому государю. Ночь одна оставалась до покушения. Всю ночь я не спал и волновался, а под утро едва забылся. И вижу – стоит государь. Я бросаюсь к нему, чтобы поразить его…» И вдруг передо мною, как молния с неба, предстал с огненным мечом сам архангел Михаил. Я пал ниц перед ним в смертном страхе. Очнулся от ужаса и с первым отходящим поездом бежал вон из Петербурга. И теперь скрываюсь от мести моих соумышленников. Меня они, говорит, найдут, но лучше тысяча самых жестоких смертей, чем видение грозного архистратига и вечное проклятие за Помазанника Божия».

Царь и Паша Саровская

Царь Николай II знал о Божьем Промысле над ним. Знал он и о своей будущей судьбе. Его слова «до восемнадцатого года я ничего не боюсь» были не случайны. Еще юношей, во время путешествия по Японии, он от старца-пустынника получил предсказание о трагическом царствовании и трагической кончине. Это предсказание подтвердила впоследствии дивеевская блаженная Паша Саровская, которую царь-мученик посетил будучи в Дивеево на торжествах в честь прославления  преподобного Серафима Саровского. Во время этого посещения, как свидетельствуется в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», она им рассказала все, что потом исполнилось: гибель России, Династии, разгром Церкви и море крови. Беседа продолжалась очень долго: Их Величества ужасались, государыня была близка к обмороку, наконец, она сказала: «Я вам не верю, этого не может быть».

Это было за год до рождения наследника, и они очень хотели иметь его. Параскева Ивановна достала с кровати кусочек красной материи и говорит: «Это твоему сынишке на штанишки, и, когда он родится, то поверишь тому, о чем я говорила вам». С этого времени государь начал считать себя обреченным на крестные муки и позже говорил не раз: «Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию».

Кроме этого пророчества, царь-мученик получил предсказание от преподобного Серафима Саровского. Святой старец еще при жизни говорил: «Будет царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и его самодержавия…».

Свои предсказания о судьбах России и самодержавия преподобный Серафим описал в письме и завещал передать его Государю Императору, который приедет в Саров, чтобы, как говорил сам батюшка Серафим, «особо обо мне помолиться. А когда государь приехал в Саров на торжества в честь прославления, то при посещении Дивеевского монастыря игуменья Мария вручила ему письмо от преподобного Серафима. Как свидетельствует дочь архиепископа Серафима (Чичагова) Наталья Леонидовна Чичагова: «Когда государь прочитал письмо, уже вернувшись в игуменский корпус, он горько заплакал. Придворные утешали его, говоря, что хотя батюшка Серафим святой, но может ошибаться, но государь плакал безутешно».

Выбор

Трудно представить, каково было государю, зная о своей обреченности. Воистину это было мученичество на троне! Причем мученичество сознательное, о чем говорится в «Сказании о житии блаженной старицы Матроны»: «Будучи при батюшке Иоанне Кронштадтском некий монах из Иоанновского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге несколько раз был свидетелем, как к нему ночью приезжал император Николай II. При последнем приезде батюшка на его вопросы ему ответил, что есть только три пути для него: оставить все и стать странником, оставаясь в России, или стать мучеником. Император выбрал путь мученика – вот откуда у него полное непротивление злым разрушительным силам, так как он заранее знал свой путь и будущее России. Полное смирение перед волей Божией, а не бесхарактерность, как клевещут на него люди противления».

«Он был мучеником, — отмечал в своих воспоминаниях полковник Е. Месснер, — был великомучеником с первого дня царствования (с Ходынки) и до последнего дня (отречения во Пскове). Каково величие души – царствовать в сознании обреченности и под мученичеством выполнять свой царский долг, нести бремя державности».

Игорь ЕВСИН

 

 

 

 

 

 

Жены-мироносицы и царь

Страдания, которые претерпел Иов, по своей глубине вполне сравнимы со страданиями царской семьи, которую предали все

От чего надо защищать наших детей?

В наше время люди меняют нравственные ориентиры и начинают защищать детей от родителей, чем нарушают основы мироздания

Царь-мученик знал свое будущее

Каково величие души – царствовать в сознании обреченности и под мученичеством выполнять свой царский долг, нести бремя державности»

Хороша Маша, да не наша

Остался только сарафан да платок, чтобы связать разнузданность с русской почвой, что в настоящей сказке явно не приветствуется

Что ж ты не спишь, малыш?!

Главная причина, по которой младенцы ночью плачут, - это желание спать!

«Кролик, несущий яйца», или как садомиты украли радугу

Удержание человеком нормы скоро станет сродни исповедничеству,  это — итог, предначертанный в Писании. Та самая «мерзость запустения»

ЛУКАВСТВО «ВРАЧА»

Советы Кравченко лишний раз подтверждают, что даже со столь милой ей медициной XIX века Ксения Павловна незнакома

Гравер от Бога

Я нередко говорил своей жене, - писал он, - что у меня три верования: в Бога, искусство и жену

«Не приучен я с детства к злословью…»

Двадцать лет Нурислан ведет литературное объединение «Феникс» в Рязанском городском Дворце детского творчества

Сила и вера Федора Емельяненко

Сам вид спорта не является чем-то греховным, а важным моментом является уважительное, без агрессии, отношение к спортивному противнику

В Дивеево