Логотип рязанской газеты "Благовест"

Милость мира

«Я очень часто бываю у обедни, Литургия Иоанна Златоуста – есть, по-моему, одно из величайших произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном Богослужении». Такое глубоко искреннее восприятие Божественной Литургии высказал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. В своих духовных сочинениях он старался передать это трепетное ощущение.

Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора. О нём, а точнее, о песнопении «Милость мира», исполняемом в этот момент, пойдёт речь.

 Начинается эта важнейшая часть Литургии возгласом священника:«Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Ключевое слово здесь – «возношение», т.е. возношение Святых Даров для преложения их в Тело и Кровь Христовы. Слово же «в мире» не относится к понятию «вселенной». «Возношение в мире», значит – «в мире душевном и с чистой совестью».

В ответ на него хор от лица всех молящихся поет: «Милость мира, жертву хваления». Здесь также идёт речь не о милости всей вселенной. Эти слова выражают готовность возносить Бескровную Жертву (Святую Евхаристию) как великую милость Божию, дарованную нам вследствие нашего примирения, т.е мира с Богом.

Повернувшись лицом к народу и благословляя его через закрытые Царские врата, священник произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди (да будет) со всеми вами». В этой молитве испрашивается нам от каждой Ипостаси Святой Троицы высший дар: от Сына – благодать, от Отца – любовь, от Духа – причастие. Хор от лица народа отвечает священнику: «И со духом твоим». Христианин должен в эти слова вложить горячую молитву ко Господу об отце своем духовном, и Господь благословит тогда и священника, и верного духовного сына его, молящегося о нем.

Важно правильно понять следующий возглас: «Горе имеем сердца». Слово «горе», с ударением на последнем слоге, обозначает «ввысь», «к небесам» и не имеет никакого отношения к слову «горе». В этот момент наши сердца должны быть устремленными ввысь, как возносящийся к небу огонь.

«Имамы ко Господу», – отвечает хор., т. е., имеем сердца вознесённые ввысь, к небесам.

Далее священник призывает: «Благодарим Господа».

«Достойно и праведно есть, покланятися Отцу, и Сыну, и Святому духу, Троице Единосущней  и Нераздельней»,отвечает хор, а священник в это время обращается к Богу словами тайной молитвы.

Последние слова этой молитвы звучат так: «Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов, и тмы ангелов, херувими, и серафими шестокрилатии, многоочитии возвышащиися пернатии». Затем священник произносит возглас: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

Эти слова связаны с предыдущей тайной молитвой. А хор, в свою очередь, отвечает торжественным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…». Таким образом, в этот момент и мы присоединяем свой голос к ангельскому пению на небесах.

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое еще за вы ломимое во оставление грехов», – возглашает иерей, указывая на находящиеся на престоле Дары.

И затем: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за Вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Это продолжение слов Спасителя, сказанных Им на Тайной Вечере.

И далее воздевая руки, возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

Как разъясняет епископ Виссарион (Нечаев), эти слова нужно понимать следующим образом: «приносим Тебе Твоя, Твои же дары, сей хлеб и сие вино,– от Твоих, то есть из бесчисленно многих Твоих даров избранные, как они избраны Самим Единородным Твоим Сыном при установлении таинства».

Присутствующие на Литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Великая тайна сейчас свершится!  Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента Литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа. Хор тихо и протяжно поёт: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

Что происходит в этот момент, нельзя описать на человеческом языке, используя образы и понятия,  доступные нам. Это – величайшая тайна, проникновение в которую невозможно для человека. Как невозможно постигнуть нашим умом всю безграничную любовь Христа, каждый день вновь и вновь приносящего нам себя в жертву ради нашего Спасения.

Варвара МИХАЙЛОВА,

преподаватель Рязанского епархиального

женского духовного училища

 

 

Как успеть на Успенье

Почему праздники, посвященные Спасу, празднуются 3 дня, а не один? В чем их разница?

Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу

Велико значение дня святого князя Владимира для русских людей как дня памяти славного просветителя Руси

Торжество Пресвятой Богородицы

29 августа – день памяти иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

В ожидании ангелов

Почему церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне поставили в чистом поле, в безлюдном месте

Молитва матери

Всё оказалось продажным. Пока искала правду, своя семья распалась, предательства одно за другим... И вдруг встречаю такое обещание!

Лето, дети, город…

«Рано нам на природу, сын еще маленький, вот подрастет…». И сын растет лето, второе лето, третье

ВРАТЬ ЗДОРОВО, или вредные советы от Елены Малышевой

Примерно 15 тыс. девочек от 9 до 20 лет участвуют в этом проекте. Вот только знают ли они сами или их родители о том, что на них проводятся медицинские опыты?

Труд души… на капустной грядке

В обстановке монастырской жизни сразу проявляются как изъяны, так и хорошие качества человека

Крест на Сосне

Тамерлану стремившемуся вернуть Русь под былое влияние монголо-татарских завоевателей, явилась во сне Матерь Божия, грозно повелевшая немедленно повернуть войска назад, после чего хан в ужасе бежал с Русской земли

У чистой воды

О впечатлениях своих от жизни в православном лагере мой ребенок рассказывает мне до сих пор, хотя приехал он из лагеря больше месяца назад

ГАВРИЛА РЮМИН

Передаю тебе сию сумму с тем, однако, чтобы ты употребил деньги со здравым смыслом

Милость мира

Главная часть Литургии – евхаристический канон, или анафора

Праведник наших дней

Его везде уважали за честность, трудолюбие, ответственное отношение к порученному делу и даже за… твердость, с которой он отказывался от вступления в комсомол

Варвара 
МИХАЙЛОВАМилость мира