Логотип рязанской газеты "Благовест"

Нужно снова полюбить деревню

Родом из деревни

– Что сподвигло вас помогать храму? – допытываюсь я у Юрия Андреевича Головастикова.

– Милая, я же родом из соседней деревни Мокрицы! – отвечает он простодушно

После этой фразы не требуется никаких разъяснений, ведь мне как сельскому жителю хорошо известно, насколько дорога человеку малая родина. Беседуем мы в селе Федотьево во время ожидания машины, которая отвезет нас на богослужение в церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, построенной близ села Торчино на месте явления Феодотьевской иконы Божией Матери. А помогла возвести этот храм благотворительная организация «Истоки», президентом которой является Юрий Андреевич.

Наконец, подъезжает автомобиль, но, усевших, мы едем не сразу: впереди появляется фигура бабушки, быстро направляющейся в нашу сторону. Через несколько секунд она, удивленно всматриваясь в наши лица, проходит мимо.

– Это не к нам, поехали, – с досадой командует мой спутник.

Действительно, обидно, что из Федотьева больше никто не пожелал поехать в храм, ведь в нем будет проводиться всего четвертое богослужение, и жителей в ближайшей деревне мало, а значит, прихожан будет немного. До Торчино ехать недалеко, но путь усугубляет дорога: ее песочная масса после дождей превратилась в полосу преодоления препятствий, по которым быстро не пролетишь.

– Смотрите, поля, засеянные овсом. Это добрый знак. Значит, деревня возрождается, – радостно подмечает Юрий Андреевич,– а для проживания священников отданы эти два дома, от них в 450 метров проложена прямая дорога к церкви, – указывает он на окно в самом конце пути.

Храм для уединения

В коричневом от пожухлой травы поле уже давно показался величественный храм. Толстые бревна, некогда бывшие могучими деревьями, теперь составляют главный сруб, похожий на крепость. В этой церкви все просто, незамысловато, внутри нет дорогого убранства. Кроме нескольких икон, прихожан окружают бревенчатые стены, от которых веет стариной, и так бархатно отражается свет из маленьких высоких окон, что на душе становится тепло и празднично.

Зайдя в храм, решила посчитать молящихся. Шестнадцать – неплохо для деревенской церкви. На этом прекращаю анализировать, меня увлекает ангельский голос певчей, и я, по примеру Юрия Андреевича, с благоговением отдаюсь молитве. Служба проходит как-то необыкновенно легко, не ощущаешь ни капли усталости. По ее окончании женщины спешат интересоваться датой очередного богослужения, но игумен Лука (Степанов), наместник храма, затрудняется ответить. Ведь церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне относится к Пронскому Спасо-Преображенскому архиерейскому подворью, которое находится на большом расстоянии, а ответственного священника в Торчинскую церковь еще не назначили.

– Храм хорошо подходит для тех, кто ищет уединения, – объясняет игумен Лука, – не знаю, появится ли у него постоянный приход, но приезд, точно, будет. Ведь это святое место особо чтимо Рязанской епархией, потому что здесь была явлена Феодотьевская икона Божией Матери. Оно почтено Богородицей и приносит особую радость и утешение молящимся.

Догнав прихожан, я спросила, откуда они и рады ли возведению храма? Оказалось, что одни из них – дачники, живущие в Торчино, а другие приехали из Рязани. Кроме слов благодарности за возможность помолиться и получить Божью благодать, я ничего не слышала в ответ. Только одна женщина недовольно буркнула, что дорога плохая к их селу, транспорта нет: в больницу съездить невозможно.

С мертвой точки

«Вряд ли кто-то станет прокладывать асфальт к маленькому селению», – подумала я. Эта проблема мне казалась трудно разрешимой и вечной, если бы не маленькое путешествие, в которое я отправилась вместе с Юрием Андреевичем. Он решил показать мне свою родную деревню Мокрицы, которая находится всего в полутора километрах от храма Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Первой нашей остановкой была река Кишня, точнее, та небольшая, метра в два шириной, речушка.

– Ты знаешь, почему так назвали этот водоем? – спрашивает меня спутник.

– Потому что раньше она была полноводной и кишела рыбой, – слету отвечаю я, вспомнив уроки краеведения.

– Да, правильно! Так мы ее собираемся расширить, напустить рыбы. Для этого строим плотины. Вот видишь, с этой стороны она полноводная. И вообще, не только речка, но и вся наша деревня возрождается: мы планируем построить здесь огромную теплицу и наладить сельское хозяйство, – с гордостью рассказывает Юрий Андреевич во время нашего пути. Если честно, я сначала ему не поверила: на фоне закрывающихся школ и вымирающих сельских поселений этот план выглядел слишком сказочно. Но, когда Юрий Андреевич показал мне плоды его деятельности в Мокрицах, я поняла, что он не бросает слов на ветер.

Оказывается, в последнее время в деревне ведется большая работа: вывозится мусор, идет окос травы, сносят старые дома и строят новые. Целую улицу новых домов! Несмотря на маленький срок, уже есть результаты. Все потому, что в Мокрицах работает пять бригад строителей, а курирует их Александр Михайлович Беляев, добродушный человек, мастер своего дела, отец шестерых детей.

Впервые взглянув на готовое жилище, я не сразу определила, новый это дом или хорошо сохранившийся старый. Кладка, форма, цвет кирпича – все сделано под старину. Внутри все тоже выдержано в народных традициях: просторный амбар, деревянная мебель, русская печь, прохладный погреб, в котором летом можно укрыться от жары и полежать в прохладе на топчане. А рядом с домом стоит просторная баня с парилкой и большой комнатой, в которой можно разместить гостей. Эти дома Юрий Андреевич планирует сдавать для желающих окунуться в глубинку, пожить в деревне, на чистом воздухе.

Несмотря на то, что я сама из села, мне тоже захотелось пожить в таком доме, в уютной атмосфере старины. Тем более, я узнала, что скучать в Мокрицах было бы некогда.

– На месте старого клуба мы построим единый центр общения, в котором будет магазин, кафе, место досуга и отдыха. Огороженную часть поля слева от дороги мы планируем засеять лекарственными травами, а правую сторону, где стоит флаг, используем как вертолетную площадку, с которой будем на авиатранспорте доставлять паломников в Сергиев Посад. Также мы расчистим пруды, запустим в них рыбу, сделаем стульчики и столы. Пока мы наводнили карпами только один водоем, который не зарос камышом, и рыболовы на него уже клюнули, – рассказывает Александр Михайлович.

Можно было бы усомниться в реальном осуществлении этих интересных планов, но не дает стремительно строящаяся улица, которая оживила деревню. Еще бы немного, и Мокрицы могли бы совсем исчезнуть, ведь в них вместе с дачниками насчитывается всего 15 жилых домов, нет магазина, медпункта, клуба, большинство местного населения – люди преклонного возраста.

– Необходимо так заинтересовать молодежь, чтобы она ринулась в глубинку. Нужно снова полюбить деревню, ведь в ней наши истоки и народная душа! – восклицает Юрий Андреевич.

В Веретье

Но восстановление Мокриц – не единственное благое дело для благодетеля. Параллельно он помогает восстанавливать Никольскую церковь в селе Веретье, которое и является следующим пунктом нашего путешествия.

Этот храм сильно отличается от Торчинского: он поражает своей могущественностью, стариной. Крепкие стены, способные защитить от любой напасти гордо возвышаются над селением. Только мох, въевшийся в кирпич, и черные заколоченные окна взывают о помощи. Несмотря на то, что у Юрия Андреевича подопечных много, он чем может, помогает храму, но работы еще много: например, внутри нет пола, электричества, везде голые стены. Редко приезжающий сюда батюшка проводит молебны на голой земле. Поэтому жители села Веретье стараются что есть сил: расчищают территорию, приносят пожертвования.

Чтобы узнать о состоянии Никольской церкви, мы направляемся к старосте Ларисе Георгиевне Эргашевой. Ее желтый домик находится как раз неподалеку. Вместе с мужем она радостно приветствует нас и, угощая зеленым чаем из пиал, рассказывает о состоянии дел

– Нам бы батюшку своего найти, чтобы службы в храме постоянно проводил, – мечтает Лариса.

Выпив несколько пиал вкусного чая, мы прощаемся с семьей Эргашевых и желаем им успехов в благом деле. Конечно, чем больше труда вкладывают местные жители в восстановление церкви и поиск благотворителей, тем радостнее будет в будущем для них войти в обновленный храм. Но они и мы не оставляем надежду на появление благодетеля, который бы помог ускорить это радостное событие.

Наша машина плавно катится обратно по дороге, с двух сторон окруженной лесной стеной. Меня переполняют впечатления от путешествия. На душе так радостно и легко. Давно я не получала за один день столько хороших новостей о родном крае.

Анна ДОБРОЛЕЖА

На фото: храм в селе. Торчино; игумен Лука (Степанов) в храме села Торчино; Ю.А. Головастиков с жителями села Веретье

 

Рязанская общественная организация «Истоки» (для храма в с.Веретье,

ИНН 6227004836, г.Рязань, п.Никуличи, промбаза, РНПЗ, тел. 28-99-88,

р/с 40703810600000000075

в ООО МКБ им. С.Живаго, г.Рязань,(г.Рязань, ул.Почтовая, д.64),

к/с 30101810700000000744, БИК 046126744,

Код ОКОНХ 98400,

ОКПО 31770163

**************

Икона Божьей матери «ФЕОДОТЬЕВСКАЯ» явилась в 1483 году в окрестностях Рязани в пустынном месте, именуемом «Старое», близ села Феодотьево. Поскольку от иконы Божией Матери стали совершаться многочисленные исцеления, то по повелению рязанского князя она была перенесена в город Рязань и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1611 году по распоряжению архиепископа Рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьево.

Летописи зафиксировали чудесные исцеления силой Божией Матери от моровой язвы в 1771 году. Феодотьевскую икону Богоматери носили как по городу, так и по окрестным селениям. Если её приносили в какой-нибудь дом, в который болезнь ещё не была занесена, то в нём моровая язва совершенно не появлялась во всё дальнейшее время; если же дом был уже заражён моровой язвой, то она немедленно прекращалась.

Другой разительный случай чудесного исцеления от иконы Богородицы относится к 1812 году. В доме одного жителя Рязани, отставного сержанта, лежала его больная свояченица Ксения. Она сильно мучилась болезнью глаз и в продолжение 13 недель не могла ничего видеть. 19 марта 1812 года в соседний дом была принесена Феодотьевская икона Божьей матери.

Сестра болящей Ксении пошла туда, чтобы попросить позволения принести икону и в свой дом. В это время Ксения как будто задремала и увидела во сне какую-то незнакомую женщину, которая сказала ей: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая Гостья, и ты увидишь Её». Больная ответила: «Как же я могу увидеть Её, если я ослепла». «Поверь мне, ты Её увидишь», – снова подтвердила неизвестная женщина. Больная после этого очнулась и недоумевала, что бы значило это видение. Вскоре принесли чудотворную икону и начали служить молебен с акафистом. Во время чтения акафиста ресницы у больной стали вздрагивать, а при чтении кондака «О, Всепетая Мати» глаза её внезапно раскрылись.

Жители Рязани издревле чтят Феодотьевскую икону Божьей Матери, и перед ней всегда бывает множество молящихся. Её очень часто брали в дома и служили молебны перед началом какого-нибудь семейного дела, например, женитьбы. Не раз во время бездождия с ней совершали крестный ход, и бездождие прекращалось.

Празднование иконе Божией Матери Феодотьевская (2 июля по старому стилю) установлено в 1618 году, в память избавления Рязани от нашествия разбойничьих отрядов запорожских казаков.

После закрытия Успенского собора в 30-х годах ХХ столетия следы первообраза затерялись. Возможно, Феодотьевская икона Богородицы находится в музейных запасниках. Но до наших дней дошли её списки (копии), также прославленные чудесами. Один из них находится в селе Федотьево, другой – в Рязанском кафедральном Борисоглебском соборе.

 

Война и стихия

Существование России с ее базовыми православными корнями и принципами не дает покоя желающим подмять под железную пяту всеобщей глобализации  и гейезации нашу державу

С началом учебного года!

Православные люди знают, что любое дело, особенно важное, нужно начинать с молитвы. Для юного человека что может быть важнее учебы?

Подарок от Николая Чудотворца

Особенно торжественно в этот день бывает в храме села Студенки, Новодеревенского района Рязанской области. Его настоятель, священник Николай Майсумов старается в этот день сделать своим прихожанам и гостям какой-нибудь особенный подарок

Как помочь образованию?

Государственная система образования предъявляет нам образ дельца-коммерсанта, успешного в своем бизнесе. Это образ мало кого вдохновляет, он антипатриотичен, часто аморален

За что мстят дети

Говорят, что главная цель образовательного и воспитательного процессов в том и заключается, чтобы сделать человека (ученика, воспитанника) соработником, соучастником благодати Божией

Почему не хватает патриотизма

Не желая исполнять священный долг и почетную обязанность служения в армии, наши отпрыски, подрастая, не желают исполнять и остальные обязанности: семейные, общественные, социальные и уж тем более – государственные

Смотритель источника, или... хозяин лесопилки

Столько радости вокруг появилось, восторга. Не умолкает детский смех. Пока ребятишки катаются на качелях, родители могут спокойно посидеть за столиком и попить монастырский чай

«Э-ге-гей?!»

 Возможно, наши милые дети еще не совсем осознают то, что слышат и поют. А были ли рядом взрослые, который этот выбор песен для дискотеки одобрили? Опять контроль, скажете вы

И опять наших детей продают?..

Информационное общество выстраивает для современного человека новую реальность – с микрочипами, электронными базами данных и возможностью установления тотального контроля над личностью

Нужно снова полюбить деревню

Зайдя в храм, решила посчитать молящихся. Шестнадцать – неплохо для деревенской церкви. На этом прекращаю анализировать, меня увлекает ангельский голос певчей

Мария Сараджишвили

Я хоть в религии особо не разбираюсь, только слышала, что сиротам Бог помогает. Это правда

«Открытые небеса»

Несмотря на то, что Россию и Грузию связывают или разделяют не такие уж простые политические отношения, рассказы о радостях и трудностях людей, решившихся следовать за Христом, в чем-то напоминают наши, российские будни

Тайна ектений

Каждая служба православного богослужения представляет собой стройное и законченное священное произведение

Благословение церковного новолетия

Что такое индикт? Почему церковное новолетие не совпадает со светским новым годом?

Чудеса круглый год

Автор умело чередует диалоги, описания, повествование, доступным языком рассказывает о сложных явлениях природы и искусства, ненавязчиво знакомит с разными областями научного знания

О чем гласят святые строки…

Вообще подобные православные объединения активно работают в Москве, Санкт-Петербурге

БогослужениеНужно снова полюбить деревнюцерковь Положения
 честной ризы Пресвятой 
Богородицы во ВлахернеФеодотьевская 
икона Божией
 Матери