Логотип рязанской газеты "Благовест"

Источник церковных праздников

«…В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха и Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».Святой Иоанн Златоуст о празднике Рождества Христова.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах этот праздник встречали 6 января, он был известен под именем Богоявления и относился, собственно, к Крещению Спасителя.

В первой половине IV века праздник Рождества был перенесён на 25 декабря (7 января по новому стилю) как противовес языческому празднику зимнего солнцеворота – обновление «бога солнца». Отвергая языческое поклонение небесному светилу, православная Церковь призывала покланяться истинному Солнцу Правды – Христу.

Тропарь праздника Рождества звучит так:

Рождеством Твоем, Христем Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе.

Перевод:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!»

А вот кондак праздника:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.

Перевод:

«Дева в сей день рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, предвечный Бог!»

В кондаке рождение Божественного Младенца воспевается более подробно и живописно. Не только волхвы, но все небесное и земное приносит Превечному Богу свои «дары»: земля – пещеру, пастухи – поклонение, ангелы – славословие.

Его автор – святой преподобный Роман Сладкопевец, живший в VI веке.

По преданию, слова кондака были внушены ему явившейся во сне накануне Рождества Христова самой Пречистой Девой.

В кондаке мы находим все те моменты, которые послужили основой композиции иконы Рождества Христова. Традиционно она выглядит следующим образом: в центре изображается Богородица на красном ложе (символ Купины Неопалимой и Приснодевства), а позади нее на фоне черной пещеры (символ тьмы язычества и неверия) – Божественный Младенец в белых или светло-зеленых пеленах («Свет разума» и «Солнце Правды»). Вокруг же них, как художественное обрамление и вместе с тем истолкование смысла события, – волхвы, Рождественская звезда, пастухи и славословящие или поклоняющиеся ангелы.

Также к особенным песнопениям этой торжественной службы относится песнь пророка Исаии:

С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!

Частое повторение в этой песни:«с нами Бог!» свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога.

Такой же радостью и трепетом наполняют сердца слова ангельской песни: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение».Хотя они звучат на каждом шестопсалмии, в этот день они совершенно по-особенному воспринимаются.

Блаженный Феофилакт Болгарский, отец Церкви, живший в XII веке, так толкует это место Евангелия от Луки: «Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении…»

Стихиры, каноны и прочие песнопения праздника высокопоэтичны, вдохновенны и умилительны. Это относится и к их музыкальным воплощениям. 

Вообще следует сказать, что праздник Рождества отличается особой торжественностью и продолжительностью. Он имеет пять дней предпразднства и шесть попразднства, а сама праздничная служба состоит из всенощного бдения, начинающегося великим повечерием, а вечерня, чтобы обеспечить ей самое торжественное совершение, соединяется с Литургией святого Василия Великого. Этим верующие как бы переносятся к временам первохристианства, когда каждая Литургия совершалась вечером или даже ночью. 

Варвара МИХАЙЛОВА,

преподаватель Рязанского

женского епархиального училища.

Праздник духовной радости

Если у светской радости есть предел, то духовная радость безгранична. Именно она приносит душе спокойствие и умиротворение

Дары волхвов в Москве

Золото было принесено Христу как Царю, ладан – как Богу и смирна –  как Человеку на погребение

Редактору газеты «Благовест»

Просветительская деятельность, духовно-нравственное и патриотическое воспитание современных детей и подростков, а также утверждение православной веры в сердцах людей

Неизвестная война

В 2014 году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны. Современники называли эту войну «великой» и «второй Отечественной»

Куда ведет майдан?

За лакированной разрекламированной сытой жизнью на Западе стоит страшное падение нравов и попирание даже главнейших заповедей, причем, насильственное насаждение этого

Под покровом Сергия Радонежского

У нас есть данные из летописи о том, что Сергий Радонежский, действительно, был в Рязани, поэтому это отнюдь не миф, а исторический факт

Афонские рукописи святителя Феофана

Что меня поражало и не перестает удивлять – это универсальность интересов святителя Феофана. Этот великий святой – наш духовный церковный Леонардо да Винчи

Седьмой Дед Мороз

Для ребенка-дошкольника любое массовое мероприятие – от поездки в крупный супермаркет до новогоднего концерта – это не только не отдых, это напряженный умственный и эмоциональный труд

Православные шутят

Тут мне вспомнилось, как в детстве мама снимала зимой белье с веревки, и, не складывая его, несла эти мерзлые пластины в дом. Иначе их можно было просто сломать

Источник церковных праздников

В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха и Вознесение Господне и Пятидесятница

Защитник Града Небесного

«Кому много дано, с того многое и спросится, – сказано в Библии. Это утверждение относится, в первую очередь, к людям творческих профессий

Три тысячи хранителей

Оказывается, открыв дверь, каждый из них мог попасть на открытие чудесной выставки педагога из Пронска Ирины Николаевны Волковой «Ангелы. Видимо о невидимом»

Дары волхвов – чудесные дары

От Честных Даров и поныне исходит удивительное благоухание.  Монахи-святогорцы заметили, что святые Дары волхвов исцеляют одержимых нечистыми духами

Новый год в мире и клире

Подвыпившие взрослые, бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый год!», видимо, что-то недополучили в детстве

Где похоронен Иоанн Креститель

Мусульмане тоже поклоняются святыням христианства, и Иоанн Креститель для них тоже почитаемый святой, поэтому это место и сохранилось в мусульманской среде

Когда крестился Христос

Почему крещенская вода у некоторых людей портится, зеленеет? От чего это зависит?

Сергей Есенин и его путь к Богу

Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа – есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина»

Московские клирики о Епархиальном собрании

Патриарх призвал быть осторожными с людьми, которые обременены многими обязанностями или же имеют многодетные семьи

Источник церковных праздниковВарвара МИХАЙЛОВА