Логотип рязанской газеты "Благовест"

«И свеча не угасла…»

В этом году – году 700-летия преподобного Сергия Радонежского – особенно большой поток паломников в Троице-Сергиеву Лавру к мощам игумена, собирателя земли русской. А рядом с Лаврой, в музейном комплексе «Конный двор», открыта выставка произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства XV-начала XXI века «И свеча не угасла…», посвященная 700-летию со дня рождения преподобного.

Выставка является самым большим проектом, посвященным 700-летию со дня рождения прп Сергия Радонежского. Участниками выставки являются 11 музейных собраний. Начало выставки – это исторический пролог. Перед нами – макет Радонежа времен жизни преподобного Сергия Радонежского. Это научно обоснованная реконстукция, сделанная на основе археологических раскопок. Здесь есть редкий экспонат – фигурка медведя VIII века, найденная на детинце Радонежской крепости. Здесь те предметы, которые могли бытовать в то время, когда жил преподобный Сергий Радонежский.

Вот экспонат первой четверти XV века – грамота на пожалование вотчины одним из местных вотченников Воронцовым, есть грамота, подписанная Иваном IV Грозным, которая освобождает троицких крестьян от притеснений городских властей Переславля. Уникальный экспонат нашего музея – памятник по истории Троице-Сергиева монастыря, вкладная книга Троицкого монастыря 1638-39 годов.

На выставке представлено множество интересных произведений из самых ранних произведений иконописи. Это икона «Троица» начала XV века, она написана до знаменитой иконы Андрея Рублева для одной из деревянных церквей Троице-Сергиева монастыря. Уникальная коллекция Сергиево-Посадского музея представлена покровом на гроб преподобного с изображением явления Богоматери Сергию Радонежскому, датированная 1524 годом. И еще одно произведение – это также надгробный покров преподобного Сергия 60-70-х годов XVI века, выполненный в Царицыных светлицах, мастерских: шитье жемчугом по редкой итальянской ткани.

Еще два экспоната, занимающие центральное место на выставке: складень, изображающий явление Богородицы преподобному Сергию, и преподобный Сергий, икона XVI века, написанная Троицким келарем Евстафием Головкиным. Это не только интересные художественные произведения, но это еще реликвии, поскольку средник этого складня написан на досках гроба преподобного Сергия. Известно, что Иван Грозный приказал сделать серебряную раку на гробницу Сергия, устанавливалась она уже после смерти Грозного, при его сыне Федоре Иоанновиче, и деревянная крышка по приказу царя была отдана на иконы.

Кроме произведений с образом преподобного Сергия Радонежского, на выставке много образов – учеников преподобного: например, Никона Радонежского, который возглавил монастырь после Сергия Радонежского. Здесь мы видим покров на гробницу преподобного Никона Радонежского XVI века и его иконописное изображение знаменитого мастера оружейной палаты XVII века Симона Ушакова. Заказана была эта икона боярином Богданом Матвеевичем Хитрово.

XVII век – это расцвет Троице-Сергиева монастыря, имеющего огромное хозяйство и, так называемые, приписные монастыри. На выставке мы видим уникальный иконостасный комплекс Свияжского монастыря в городке,  в котором в 1551 году по приказу Ивана Грозного была возведена крепость как фор-пост. В то же время, в 1551 году, очевидно, для этой новой деревянной крепости были переданы некоторые иконы для ее освящения. Знаменательно, что в 1551 году иконы пришли в Свияжск, а в год юбилейный сюда, к стенам Троицы эти произведения вернулись.

Эта коллекция  предоставлена нам коллегами из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, где сейчас хранятся эти произведения. Драгоценные дары приходили в Троицу от всех представителей русского общества, но, прежде всего, интересными и уникальными являются царские дары. Вот, например, перед нами хоругвь с изображением явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Шита она уникальным способом: она двусторонняя, у нее нет изнанки. Мы впервые на этой выставке имеем возможность видеть с обеих сторон это хрупкое произведение 1650 года. Все наши посетители впервые могут убедиться, что она, действительно, двусторонняя. Вклад этот в Троицкий монастырь сделал царь Алексей Михайлович, отец Петра I, и его первая жена Мария Ильинична Милославская из знатного боярского рода. А ее отец Илья в свое время передал в Спасо-Прилуцкий монастырь уникальнейший покров с изображением Дмитрия Прилуцкого, современника Сергия Радонежского, его собеседник. Наши коллеги из Вологодского областного музея доверили нам на выставку этот покров с изображением Дмитрия Прилуцкого XVII века и замечательную икону конца XVI века также с изображением Дмитрия Прилуцкого в житии.

Наши коллеги из Санкт-Петербургского Музея истории религии предоставил на выставку также значительное количество интересных произведений. Обращают внимание три иконы и хоругвь начала XX века, созданные специально для празднования 300-летия воцарения Дома Романовых в 1913 году. Хоругвь двусторонняя: явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и Троица.

Выставка строится в хронологической последовательности. Через произведения искусства, отражающие образ преподобного, мы видим, как по-новому в новое время предлагается новая техника, новые виды искусства, в частности, – литография.

XIXвек – это время расцвета живописных изображений, в том числе и преподобного Сергия, сцен из истории Троице-Сергиевой Лавры. На выставке представлены знаменитые имена русского искусства. Это картина с изображением явления отроку Варфоломею Нестерова, которая хранится в собрании Московской духовной академии, в церковно-археологическом кабинете, и работа Васнецова, иконописный образ преподобного Сергия из церкви усадьбы Абрамцево.

И дальше мы уже оказываемся в XX и даже в XXI веке. В наше время во многих художественных промыслах возрождается иконописная традиция, как, например, в Палехе, Федоскино, где традиционно до 1917 года были центры иконописи.

Среди современных художников хотелось бы выделить картины народного художника России, ныне покойного И.Т. Сандырева – символическое изображение трех личностей эпохи: Дмитрия Донского, Андрея Рублева и преподобного Сергия Радонежского, политика, военачальника, художника и духовного пастыря.

Главная идея нашей выставки – представить нашим зрителям образ преподобного Сергия Радонежского в развитии его во времени. Мы хотели сказать, что имя преподобного Сергия вне исторических границ, «Он далеко, – как говорил В.О. Ключевский, – выступил за границы времени». Он современник для всех поколений русских людей, таково его значение для нашей истории и культуры.

Выставку представила С.В.НИКОЛАЕВА,

зам. директора музея

Дыхание Выши

 «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить»

И спросила кроха

Семья – это основа государства, и восстанавливать классическую семью, прежде всего, надо через информационную политику

Обыкновенное чудо

Можно ли привыкнуть к чудесам? Наверное, можно, если внимательно присушиваться и присматриваться к самому себе

Чтобы не было войны…

Мы начинаем понимать, что, кроме Бога, в мире защиты нет

Обагренная мантия

Учите своих детей духовных и прихожан страху Божию и запрещайте ходить в кабаки

Подвиг князя Кильдишева

Россия не забыла о подвиге молодого князя и наградила его Георгиевским золотым оружием

Сильные средства

Почему при освящении дома или квартиры надо брать только крещенскую воду

Настоящие мужики

Мотопробег «Отцы России за многодетную семью», стартовавший из Владивостока и объехавший большинство регионов России

О роли отца

Раньше дети легко понимали, что надо уважать старших

Игумен земли русской и Сергей Есенин

Вклад преподобного Сергия Радонежского в строительство государства Российского особенно важен для рязанцев

«И свеча не угасла…»

«Он далеко, – как говорил В.О. Ключевский, – выступил за границы времени»

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

9 октября – день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Знаток душевной раздвоенности

Ясновидец душевно-духовной жизни человека и мира. Он не живописец, а психолог

Свет светильна

Вообще, славословие – высшая форма молитвы, когда человек всем сердцем и умом погружен в любовь к Богу

выставка произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства XV-начала XXI века «И свеча не угасла…»