Логотип рязанской газеты "Благовест"

Сильные средства

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

– Можно ли читать акафист сщмч. Киприану и мч. Иустине без благословения священника и просить их об избавлении от бесовского нападения?

Акафист – это приветствие, хвалебный гимн, обращённый в данном случае к указанным святым. То есть, в первую очередь, молящийся человек прославляет Бога, прославившего этих святых. И далее он в связи с этим что-то может и попросить. Но, чтобы на то было специальное благословение священника... Не знаю, когда этот акафист был впервые опубликован, что на изданной брошюре стоял гриф: «Читать только по благословению священника»? Кто-то странно звучит. Суть опасения в том, что, вероятно, некоторые воображают себя борцами с демонами и пытаются делать это только самостоятельно, с помощью молитвословий. Но мы спасаемся в Церкви. Наш покойный старец архимандрит Авель говорил, что нужно жить церковной жизнью, регулярно (достаточно часто) участвовать в церковных таинствах исповеди и причащения, это наиболее сильное средство. А молитва – конечно, хорошо молиться, в этом наше дыхание. Но молиться можно не только этим акафистом. Вот преподобный Иоанн Лествичник, например, пишет, что нет против козней демонов сильнее оружия ни на небе, ни на земле, чем имя Иисусово – то есть советует молиться Иисусовой молитвой.

– Чем отличаются записки, заказываемые у свечного ящика, от тех, которые кладут на определённом месте слева от алтаря на блюде?

Честно говоря, не знаю, поскольку во всех тех местах, где мне довелось служить или ходить в храм, «на определённом месте слева от алтаря на блюде» записок не клали. Но могу предположить, что они ничем не отличаются, просто сотрудники свечных ящиков кладут их там для удобства алтарника, чтоб ему легче было забирать их для поминовения священнослужителями у жертвенника. Если же они кладутся там помимо свечного ящика, то, возможно, это делают какие-то трудящиеся в храме люди или постоянные прихожане, поступающие так по благословению настоятеля.

– Почему при освящении дома или квартиры надо брать только крещенскую воду, а не с молебна или из святого источника?

Не знаю, отчего кто-то решил, что при освящении дома надо брать исключительно крещенскую воду – в требнике, в чине благословения нового дома, значится просто – «священная вода». Что предполагает как крещенскую, так и воду, освящённую на обычном молебне, – можно брать по произволению. Вода же из святого источника, если она не освящена на молебне... Всё-таки нужно брать освящённую. Кто-то может сказать: «Ну как же, ведь в святом источнике воду Бог освятил!» Но это подобно тому, как мы каемся в грехах. Согрешив, тут же просим у Бога прощения. Может, даже и чувствуем, что Бог простил. И всё-таки на исповеди опять говорим Богу об этом, чтобы получить разрешительную молитву. Так вот, нужно участие Церкви, человек не сам по себе спасается, так уж Господь установил, что мы все таинства и всё освящение получаем не непосредственно от Него, а через человека-священнослужителя, через церковное богослужение. И вода берётся освящённая священником на молебне.

– Помогает ли вера в Бога поэту и любому творческому человеку? Чем отличается верующий поэт от неверующего?

Апостол Павел говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». А ещё он свидетельствует, что человек – храм Божий, в котором живёт Дух Святой. Об этом во многих местах Священного Писания говорится. Человек создан так, чтобы быть храмом Божиим, это – для него естественно. Технически же поэзия может быть хорошей или не очень, и это – по мере дара, также по мере труда, по мере развития человека. Конечно, с верою человек всё в жизни и в мире видит гораздо глубже, познаёт и усваивает глубже, потому и творчество его может быть более глубоким, но это не освобождает его от необходимости учиться, осваивать и развивать данный ему талант (вспомним, что мы свои таланты, по выражению Евангелия, должны «отдать торгующим», то есть пустить в дело, в обработку, в использование). Ведь поэзия верующего сердца не заключается лишь в декларировании вероучения, так сказать, в катехизических лозунгах. Лауреат патриаршей литературной премии Олеся Николаева хорошо сказала по этому поводу: «Для меня – то, что художественно, то и православно». И вместе с тем верующий человек, навыкший, по формулировке преподобного Серафима Саровского, хранить дух мирен, – и в поэзии своей, даже если говорит о тяжёлых вещах, всё-таки приносит мир, потому что, как сказано в Евангелии, «от избытка сердца глаголют уста».

– Что означает пословица «На Бога надейся, а сам не плошай»? Многие её понимают так: «Я всё решаю, поэтому на Бога надежды мало». Правильно ли это?

Преподобный Силуан Афонский как-то записал, что одно дело – знать о Боге, и другое дело – знать Бога. Подобным образом один человек ищет вещественных Божиих даров, другой же – ищет того, чтобы Бог участвовал в его жизни, т.е. Самого Бога ищет. Что же тут сказать? Поживёт человек, ищущий только решения своих проблем, пусть и с помощью Божией, поживёт, да и увидит, что от одного жизненного благополучия всё-таки радости мало, а глубокой радости и вовсе нет, потому что, как ни старается он, а сделать себя менее благородным не может, не может перестать быть тем, чем он создан – храмом Божиим. И тогда, наконец, начнёт искать чего-то большего, чем просто вещи или обстоятельства.

– По каким вопросам можно беспокоить духовного наставника, чтобы излишне ему не докучать, ведь священники сейчас очень занятые люди?

Ну, не знаю, как в этой области разделить важное и неважное. Вот к преподобному Амвросию Оптинскому пришла как-то бабуся спросить про гусей, которые у неё постоянно дохли, что делать, чтобы это прекратить, а иначе у неё пропитания не будет. Стоявшие рядом стали шикать на эту бабусю, урезонивать её, что, дескать, она о таких пустяках к старцу пришла говорить. Но преподобный Амвросий остановил шикаюших, сказав: «Для кого-то, может быть, это и пустяки, а для неё в этом – вся её жизнь». И долго с неё говорил про её гусей. Так что... Как выбрать?

Вот преподобный Варсанофий Великий относительно помыслов говорил, что подробно исповедовать помысл нужно тогда, когда он долго беспокоит, один и тот же, словно бы долбит в одну точку, – тогда нужно подробно рассказать. А если это так, вообще, то они исповедуются по роду: помыслы осуждения, там, помыслы зависти или ещё какие.

В общем, если человек по совести действительно нуждается в совете – то пусть обращается. Ведь священник – что-то вроде проводника в электрической цепи, который, когда проводит ток, сам тоже согревается. Так священник, когда люди его «нагружают», сам тоже получает от Бога награду. Если же он переутомлён и изнемог, то он просто извинится перед человеком и попросит обратиться в другое время, если вопрос терпит. Всё просто.

Дыхание Выши

 «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить»

И спросила кроха

Семья – это основа государства, и восстанавливать классическую семью, прежде всего, надо через информационную политику

Обыкновенное чудо

Можно ли привыкнуть к чудесам? Наверное, можно, если внимательно присушиваться и присматриваться к самому себе

Чтобы не было войны…

Мы начинаем понимать, что, кроме Бога, в мире защиты нет

Обагренная мантия

Учите своих детей духовных и прихожан страху Божию и запрещайте ходить в кабаки

Подвиг князя Кильдишева

Россия не забыла о подвиге молодого князя и наградила его Георгиевским золотым оружием

Сильные средства

Почему при освящении дома или квартиры надо брать только крещенскую воду

Настоящие мужики

Мотопробег «Отцы России за многодетную семью», стартовавший из Владивостока и объехавший большинство регионов России

О роли отца

Раньше дети легко понимали, что надо уважать старших

Игумен земли русской и Сергей Есенин

Вклад преподобного Сергия Радонежского в строительство государства Российского особенно важен для рязанцев

«И свеча не угасла…»

«Он далеко, – как говорил В.О. Ключевский, – выступил за границы времени»

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

9 октября – день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Знаток душевной раздвоенности

Ясновидец душевно-духовной жизни человека и мира. Он не живописец, а психолог

Свет светильна

Вообще, славословие – высшая форма молитвы, когда человек всем сердцем и умом погружен в любовь к Богу

Исповедь