Логотип рязанской газеты "Благовест"

К 100-летию I-й мировой войны

Ложка дегтя

В год 100-летия со дня начала I-й мировой войны мы, наконец, отдав должное, вспоминаем ее забытых героев. В российской прессе стало заметно больше публикаций, на TVсюжетов на эту тему, появились и новые книги. Одна из них – «Первая мировая война. Борьба миров» В.Б. Миронова – выделяется качеством издания и огромным количеством иллюстраций времен I-й мировой. Но…

Как учитель истории, я удовольствием погружаюсь в чтение. Интересные цифры, любопытные факты, потрясающие личности. Ну как не привести ученикам на уроке фразы Вильгельма  Второго: «Обед у нас будет в Париже, а ужин – в Санкт-Петербурге», или Николая Николаевича, главнокомандующего, после гибели армий Самсонова и Рененкампфа в Восточной Пруссии: «Мы счастливы принести такие жертвы ради наших союзников». Вообще надо отдать должное автору (академику РАЕН): отношения наших союзников к России, ответы на вопросы: кому это выгодно и кто стоял у колыбели – даны очень захватывающие. Даже хочется отметить мужество автора: роль масонства прозвучала откровенно, хотя он и заметил, что открытые архивы масонов и дали богатый материал о временном правительстве, и сейчас это не оспаривается никем, но особо и не афишируется. Да и информация о причастности англичан к убийству Павла I и Распутина дорогого стоит.

Но… Одна проблема раскрывается по-прежнему однобоко, с прежним советским небрежением, откровенной бездоказательной хулой на последнего русского императора Николая II, прославленного вместе со своей семьей в чине страстотерпца. За век столько нового вскрылось в изложении темы войны и самой личности последнего Романова, а про Николая II все по-старому: на редкость слабый, неумный, безвольный, подчинившийся супруге, слишком слушающий Распутина. Это даже не ложка дегтя. Удивительно, что В.Б. Миронов сам приводит массу важных цитат, противоречащих его высказываниям о последнем императоре России. Например, воспоминания М.В. Родзянко, председателя Государственной Думы: «Мы пришли к своему царю, как к нашему знамени, и мы пойдем за ним во имя победы над немцами». Или фраза из «Московских ведомостей»: «Распутина создала печать». Зачем же продолжать цитировать эти домыслы, слухи, гадости и пасквили, которыми изобиловала пресса тех лет? Генерал Мольтке говорил, что надо напасть на Россию не позже 1914 года: «после 1917 г. мощь России окажется неодолимой». Со «слабым-то и недальновидным» императором?..

Почему Николай II, подписавший соглашение и с Германией, и с Францией, называется «нашкодившим ребенком», а тому, как Германия не захотела продлевать Союз трех императоров в XIX веке, не дается достойная оценка?! Ведь о русофобской пропаганде в Германии сказано в книге немало.

Автор книги по поводу отсутствия императора в Петрограде в феврале 1917 года опять бездоказательно позволяет себе предположить: «Возможно, он просто сбежал от острых проблем в столице».

Но в 1915 г, как известно, император принял главнокомандование на себя, и автор приводит цитату из воспоминаний П. Жильяр: «…этим решением император поставил на кон свою корону, это акт мужества и веры», тут же комментирует: «Чего ожидать от приближенного». Но чего ожидать от Милюкова, личного противника царя, с его отрицательными оценками Николая II, которого цитирует автор? В этом случае, мне кажется, стоит больше доверять словам Черчилля, который пишет об усилении нашей армии к лету 1916 года, когда мы выставили полностью обеспеченные 60 корпусов вместо 35, с которыми начали войну. Это разве не заслуга главы государства и главнокомандующего?

Что читала я на «заданную» тему? Михаила Назарова, Олега Платонова, Александра Боханова (два последних в книге упоминаются), В. Мединского, министра культуры РФ, по заказу которого выпущена книга. Странно, что Владимир Ростиславович высоко оценивал миролюбивые инициативы российского главы в конце XIX века, а Владимир Борисович Миронов называет его миротворцем только на словах. Эх, хороша во всем бы была рассматриваемая книга, если бы у автора спала некая пелена с глаз, и свое субъективное мнение он придержал при себе, а Министерство культуры, спонсирующее ее издание, было бы до конца последовательным.

 Светлана КАДЫГРОВА

Возвращение святыни

Нет на Руси иконы почитаемой больше, чем образ Матери Божьей «Казанская»

Призыв Патриарха к монашествующим

Общая молитва всех игуменов и игумений – это уже событие особого исторического значения

Высокое искусство о Выше

Мы шли очень долго: как святитель в бренном поиске истины, так и мы продвигаемся к своим целям очень сложным путем

Игорь Стрелков в обители апостола любви

Кроме того, Полюшка тоже была воином – духовным воином против фашистских полчищ

Школа служения Богу

Среди многочисленных средних специальных, высших учебных заведений семинарии кажутся недоступными

«Неделя за жизнь»

Цели акции – привлечение внимания общества к необходимости законодательной защиты жизни

Проводник души

Что означает пословица «На Бога надейся, а сам не плошай»

«Я укола не боюсь…»

Почему-то даже верующие родители не считают чем-то зазорным элементарный обман

Тбилиси в районе Вера

Мне не раз говорили в Грузии, насколько высок в обществе авторитет Православной Церкви и лично патриарха Илии II

ОСТРОВ НА МОРЕ ЛЕЖИТ

Вот мы и приближаемся к цели нашего паломничества – Соловкам

Ложка дегтя

с прежним советским небрежением, откровенной бездоказательной хулой на последнего русского императора Николая II

Мелодии гласов

Отличительной особенностью православного богослужебного пения является наличие «гласов»

Полюшка

В Рязани издана книга Игоря Евсина о праведной Пелагее Захаровской

Вновь об электронных картах

план проведения эксперимента по введению ограниченного количества электронных идентификаторов личности в четырех регионах

Радость знаний

получат дети в новом детском центре «Родник», работающем по программе «Русская классическая школа»

Обложка 
Ложка дегтя