Логотип рязанской газеты "Благовест"

Игорь ЕВСИН

Конец - всему начало...

6 декабря – 8 лет со дня преставления священноархимандрита Авеля (Македонова)

В последние годы архимандрит Авель часто болел. Служил все реже и реже, проповедовал мало. Однажды заговорил о смутном времени, которое переживает Россия.

– Было уже на Руси Смутное время, – говорил батюшка, – когда польские шляхтичи торжествовали победу и русский летописец писал, что не стало надежды на спасение. Но наш народ нашел в себе силы покаяться и обратиться с горячей молитвой ко Спасителю Христу и его Пречистой Матери, испрашивая заступничества. И за великую веру народную Господь не только спас Россию от верной гибели, но и умножил ее силы и сделал могущественной державой. Всего за пять-шесть лет после того, как на царский престол взашел Михаил Романов, страна совсем другой стала.

Иностранцы дивились восставшей из пепла русской земли.

Вот бы и сегодня мы последовали этому примеру и обратились ко Христу, который говорил: «О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их».

Так нет! Сегодня в России проповедуется культ человека, а не Бога, люди поклоняются творению, а не Творцу. Наступают времена лукавые и последние. Восстают лжепророки и лжеучителя, чтобы прельстить даже избранных. Как же мы можем спастись в это время? В церкви? Молитвами? Нет, мои милые. Не только этим. Ведь говорил же Христос: «Не всякий, говорящий Мне, Господи, Господи, войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Так что нам надо быть предельно осторожными и бдительными, и, чтобы научаться отличать правду от лжи, нам надо жить по заповедям Христа. Только через исполнение заповедей Божьих мы можем спастись.

Однажды отец Авель в беседе с паломниками затронул очень серьезную тему. Он говорил о возрождении России и о возможном восстановлении в ней монархии.

– Батюшка, говорят, что Россия возродится, и в ней опять Царь православный появится? – спросил кто-то из паломников.

– А надо ли ждать какого-то небывалого возрождения России, раз мы можем Господа славить открыто хоть дома, хоть в церквях? Двадцать первый век начался… Да… А ведь всего десять-пятнадцать лет назад, если бы нам сказали, что мы будем иметь такую возможность – свободно ходить в храмы, свободно исповедовать свою веру, мы бы не поверили.

Так что время, когда Россия должна просиять, может быть, и пришло. Ведь были же пророчества, что перед концом преподобный Серафим воскреснет и проповедовать будет. А разве он в своих мощах не воскрес? А разве не проповедует? Посмотрите, сколько газет, сколько книг выпущено с его жизнеописанием, его поучениями? Миллионы! Вот вам и проповедь преподобного Серафима всему миру. Имеющий уши, да слышит.

А что касается православного царя, который, якобы, должен прийти, так его заслужить надо, вымолить. Он не манна небесная, с неба не свалится. Если мы не будем достойны царя, так Господь его и не даст.

– Значит, сегодня времена хорошие? Благоприятные?

– Христос нам заповедовал бодрствовать и трезвиться. Нынешнее церковное возрождение вызывает особенные нападки бесовские. Наступили времена, когда легко попасться на удочку лукавого. Легко прельститься ложной верой. Так вот, чтобы не прельститься лжеучением, чтобы отличить, где ложь, а где правда, надо знать учение святой Православной Церкви и ему неуклонно следовать. Надо ходить в храм, каяться, исправляться и соединяться с Богом – приобщаться святых Христовых Таин. Я уже говорил, что мало бывать в храме. Всегда помните слова Святого Евангелия: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю отца Моего Небесного». Еще раз повторю – чтобы спасти свою душу, надо жить по заповедям Христовым.

 Живите по правде, по совести. Не грешите, молитесь Богу, любите Его, любите своих родителей, свою семью, своих ближних. Любите свою Родину, ее историю исполненную страданиями, свой народ, который созидал Святую Русь, любите русские благочестивые традиции.

С конца 2006 года батюшка настолько ослаб здоровьем, что даже в храм его возили на колясочке. А в последний месяц жизни лежал в своей келье, в домике наместника, но не оставлял молитвами своих духовных чад. Молился о восстановлении Успенского собора Иоанно-Богословского монастыря и Введенского придела Николо-Ямского храма.

– Вот восстановят их, – говорил он, – тогда мне можно будет и умереть.

Так и получилось. Четвертого декабря, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялось освящение в честь этого праздника придела Николо-Ямского храма. А через два дня, шестого декабря, рано утром архимандрит Авель отошел ко Господу. В этот же день, сорок лет назад, скончалась и почитаемая им блаженная Пелагея Захаровская, которая говорила, что он отойдет ко Господу в тот же день, что и она.

В этот же день в доме Михаила и Светланы Коржуевых, духовных чад батюшки Авеля, замироточила икона самого почитаемого им святого – апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Отпевали отца Авеля в восстановленном Успенском соборе Иоанно-Богословского монастыря.

– Когда умирает человек праведный, – говорил при жизни приснопамятный архимандрит Авель, – на его отпевании всегда бывает радостно на душе.

Неотмирную радость ощущали все, присутствующие на отпевании отца Авеля. По-человечески печалились, даже скорбели о том, что ушел старец, духовный отец, к которому в трудных ситуациях всегда можно было обратиться за поддержкой. Но в глубине души радовались, что обрели духовного помощника на небесах.

Погребли архимандрита Авеля в нижнем храме Иоанно-Богословского собора. Этот храм построен в честь преподобного Серафима Саровского, небесного покровителя отца Авеля, который с девятнадцати лет был тайно пострижен в схиму с наречением имени Серафим. В этом же храме покоятся мощи настоятелей Иоанно-Богословского монастыря: праведных отца Тихона, отца Виталия и отца Зосимы.

Так архимандрит Авель (в схиме Серафим) за свою живую веру в Господа удостоился здесь, на земле, пребывать своими честными останками вместе с честными останками праведников. И, словно некое знамение, произошел однажды на его могилке такой случай. Приехала как-то поклониться месту погребения батюшки Авеля Евгения Точилина, внучатая племянница последнего послереволюционного настоятеля Богословского монастыря архимандрита Зосимы (Муратова). И подарили ей с могилки приснопамятного батюшки сухую веточку розы. Принесла она ее домой, поставила на полочку, к иконкам. И вскоре распустилась сухая веточка, расцвела, заблагоухала…

На фото: у гробницы архимадрита Авеля в Серафимовском храме Иоанно-Богословского монастыря.

 

 

 

 

«Моя история. Рюриковичи»

Информационные войны, жертвами которой стали многие жители современной Украины, всегда велись против России

Комфорт, как мировоззрение — это путь к деградации

Стремление к комфорту, к расслабленности противоречит тому, что говорит нам Христос в святом Евангелии

Заветы матушки Феодосии

По ее молитвам и, конечно, родителей Господь даровал детей. И такие случаи были не единичны

Соборянка

Для меня владыка Симон – это символ чего-то светлого, бесконечного, источника вдохновения, жизни, радости, любви

Главное сокровище Елисаветы Федоровны

Елисавета Феодоровна решила навсегда оставить светскую жизнь

Бизнес на детях

Те, кто занят внедрением этой системы у нас в стране, ищут любые лазейки, чтобы достичь своей цели

Крепкие корни

Многолетние традиции стали прочной основой, благодатной почвой для современных преобразований

Рождество и двадцать елок

Детям не полезен пост в форме лишения их молочных продуктов и т.п. Зато очень даже полезен пост «конфетный» и зрелищный

Конец - всему начало...

Сегодня в России проповедуется культ человека, а не Бога, люди поклоняются творению, а не Творцу

Глинские старцы в Грузии

Почти четыре столетия Глинская обитель оказывал мощное воздействие на духовную жизнь всей России

«Свобода – это рамки»

Разобраться в себе и найти свой путь Ольге помогает вера и известный старец отец Николай Гурьянов с острова Залит

Подходя к Чаше

Насколько важно, какая рука лежит поверх: правая или левая, когда идешь к причастию?

Овца преткновения

Мои друзья каждый год отмечают католическое Рождество, хотя крещены в православной вере

«Лавр»

Сюжет романа, сложноорганизованного, но не перегруженного, уносит читателей в Средневековье

священноархимандрит
 Авель (Македонов) у гробницы архимадрита Авеля