Логотип рязанской газеты "Благовест"

Семена любви

6 февраля исполняется 86 лет со дня рождения митрополита Симона (Новикова), который 31 год возглавлял Рязанскую епархию. Рязанцы любили своего пастыря, при котором количество храмов возросло с 50 до 296 и открылось 9 монастырей. Но особенно были дороги человеческие качества владыки, любовь, которую он проявлял к своей пастве. Мы продолжаем писать о нем воспоминания современников.

Вспоминает протоиерей Александр КУРОПАТКИН, настоятель Казанского храма с. Константиново:

В середине – конце 1990-х годов я был заместителем главы администрации Рязанского района, возглавлял комитет по управлению имуществом. Как раз в это время у нас в стране начался активный процесс передачи храмов Русской Православной Церкви. Правящий тогда в Рязанской епархии архиепископ Симон обратился в областную администрацию с просьбой передать в ведение епархии монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Солотча. Тогда на территории монастыря находился Дом пионеров, состоящий на балансе администрации Рязанского района.

Я был рад помочь владыке после того, как было получено письменное заявление с просьбой о передаче монастыря. Мы созвонились с архиепископом Симоном по телефону. Помню, как уважительно он разговаривал со мной. Помню деловые встречи с ним. Говорил он немного, но всегда по существу. А если шутил, то очень добродушно.

К тому времени епархии передали Рождественскую церковь села Дягилево. И я вместе с другими православными стал заниматься ее восстановлением. Представьте себе, будучи заместителем главы районной администрации, я был еще и заместителем церковного старосты Рождественского храма. Вторая должность мне была больше по душе, и я подумывал о том, чтобы служить при храме постоянно. Да и настоятель храма, первый мой духовный наставник, игумен Александр Чернавцев, настраивал меня на то, чтобы я стал священником. Но я медлил с решением. Через некоторое время второй настоятель, отец Георгий, уговорил меня пойти на прием к владыке с просьбой о рукоположении. Но, зайдя в епархиальную канцелярию, я перед самыми дверьми архиерея остановился и не смог переступить порога. Пришлось отцу Георгию заходить на прием к владыке Симону одному. Как он потом рассказывал, владыка внимательно выслушал его и спросил:

– А где же сам Александр Григорьевич?

– Да вот перед самыми дверьми уперся почему-то и не хочет заходить.

– Что ж, может, он и прав. Сейчас как заместитель главы администрации он на своем месте и приносит Церкви очень большую пользу, так что не будем торопиться.

Прошло некоторое время, и желание стать священником во мне окрепло. И тогда я сам попросился на прием к владыке. Помню, сказал ему:

– Ваше Высокопреосвященство, знаю, что Вы не желаете, чтобы я уходил с работы из администрации, но, может быть, можно будет как-то совмещать ее со священнослужением?

– И каким же это образом, Александр Григорьевич? – спросил он.

– Ну, к примеру, как святитель Лука Войно-Ясенецкий. Он был епископом и в то же время работал хирургом, писал научные труды. Даже Сталинскую премию получил.

– Все это, братец, хорошо, однако это был исключительный случай. И с рукоположением лучше пока подождать.

Я смиренно принял это решение. А вскоре мое желание стать священником разрешилось само собой. Я вышел на пенсию и стал помогать восстанавливать Троицкий монастырь. Архимандрит Андрей (Крехов) предложил владыке рукоположить меня, и он согласился. Это произошло в 1998 году.

Помню наш с ним разговор незадолго до рукоположения.

– Ну, как, братец, готов ли принять сан?

Готов, владыка, – говорю я, – вот уже более шести  лет прислуживаю в Рождественском храме, пою на клиросе, весь богослужебный устав знаю.

– Так уж и весь? – удивился он. – Ну, тогда скажи, после «Ныне отпущаеши раба твоего владыка» что идет?

Я замялся, не зная, что ответить. Ведь я имел в виду только правила, необходимые для пения на клиросе, а не весь Устав псаломщика.

А какой он был молитвенник! Владыка не мыслил себя вне Церкви. Даже когда, попав в автомобильную аварию, не мог ни ходить, ни даже лежать, он стремился к молитве в храме. Представьте себе – на носилках приносили его в церковь! Я сам лично видел это на одной из служб в Борисоглебском соборе.

Вообще, во время общения с ним мне казалось, что он больше молится, чем говорит. Он был немногословен, высказывался только по существу. Иногда шутил, добродушно, с мягкой, ласковой улыбкой.

Нельзя сказать, что митрополит Симон не был хозяйственником. Просто многие не замечали эту его черту, потому что он устраивал епархиальные дела не напоказ, а как-то тихо и незаметно.

Интересно вспомнить некоторые частности. Будучи экономом Троицкого монастыря, я замечал, что на архиерейские службы он приезжал на 15-20 минут раньше, сидел в машине и наблюдал жизнь монастыря. Смотрел, кто чем занимается, как выглядит, трезв ли… Обозревал хозяйственные постройки. А однажды, подозвав меня, сказал:

– Отец эконом, у вас там при входе калитка покосилась, надо бы поправить. А в братской трапезной стол неустойчив. Непорядок, братец.

Замечания он высказывал всегда мягким, ровным голосом. По-отечески вразумлял, если я допускал какие-то ошибки.

Честно говоря, я по-человечески привязался к митрополиту Симону и в последние годы его пребывания на кафедре очень хотел иметь его портрет. Но владыка не согласился и только после настойчивых уговоров благословил рязанского художника Карла Карловича Диля написать портрет. Сегодня он находится в моей келье и, глядя на него, я с грустью вспоминаю время нашего общения с владыкой. Могу сказать, что это было благодатное для меня время!

Записал Игорь ЕВСИН

ЮНЫЙ МУЧЕНИК

На всех вас пожалуюсь Богу. Все Ему расскажу. Он прожил еще три дня и скончался в ужасных муках

«Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее»

Сейчас другое время» – часто отвечают молодые люди на замечания или советы родителей, бабушек, дедушек или просто старших

Стояние монахов

Они с крестом, иконой и молитвой стояли между «мирными активистами» и бойцами спецподразделений. «Хотя им предлагали стать «с народом»

В честь Вышенского Затворника

19 января 1894 года, на праздник Богоявления, святитель Феофан Вышенского мирно почил в Вышенской обители

Семена любви

6 февраля исполняется 86 лет со дня рождения митрополита Симона (Новикова), который 31 год возглавлял Рязанскую епархию

Прикосновение к Дарам

Ведь это одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Христа, сохранившаяся до наших дней

С детского сада

Знакомство детей с историей России, православной культурой, ее народными традициями, праздниками – это способ вернуть утраченные культурные ценности

От чего стоит прятаться «Под солнцем»

Моя цель – понять, для чего ты сам рожден и что ты должен сделать в жизни

Боюсь обезьяны, или борьба с чужими мифами

Здорово, когда мама красивая, а дети ходят на кружки и прилично воспитаны – но плохо, если мама «завышает планку» уже не ради детей

«Всем любовь несла»

«Наша Любушка», «Любушка – Божья голубушка» – так сердечно, по-простому называют рязанцы святую блаженную Любовь

Знаковые встречи

Армейский коллектив – мужской, суровый. Условия службы совсем не похожи на домашние

Фундамент армии

В истории русского  государства есть особые Дни воинской славы – это памятные даты, связанные с великими воинскими победами. Часто эти победы совпадали с церковными праздниками в честь Иисуса Христа, Божией Матери, святых

Памяти Романовых

В 2013 году, который был назван годом 400-летия преодоления смуты и воцарения Дома Романовых, во всех епархиях РПЦ

Олимпиада: взгляд христианина

Главное – чтобы в основе всех человеческих дел был Христос. В этом случае начинание человека, действительно, принесет достойный плод и останется в вечности

Эхо праздника

Уже пятый раз в Рязани проводился городской фестиваль детского творчества «Рождественская радость»

Точка во времени

15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки, – праздник Сретения Господня

О духовном отце

Нужно ли беспрекословно подчиняться каждому слову духовного отца?

Жила-была девочка Валя…

В газете «Благовест» в июле 2007 года был опубликован материал «Жила-была девочка Валя…»

Семена любви