Логотип рязанской газеты "Благовест"

Нечистая сила в учебниках

Сегодня много говорят о реформе образования, новых стандартах. Но мало кто из родителей сильно вникает во все эти тонкости до тех пор, пока не столкнется с определенными проблемами. В частности, это касается программ и учебников, по которым учатся их дети.

Ко мне, как психологу, часто обращаются родители, обеспокоенные тем, что детям тяжело дается учеба в школе, они не любят читать и даже не хотят учиться. А взрослые не в силах им помочь, так как сами никак не могут понять той программы, по которой учатся их дети. Имея троих собственных детей (двое из которых уже прошли этап начальной школы, а у младшей – все еще впереди), мне стало интересно разобраться в этой проблеме.

Особенно много вопросов вызывает программа «Школа2100. Свободный ум». И вот передо мной учебное пособие «Маленькая дверь в большой мир» и рабочая тетрадь по литературному чтению. Открываем содержание учебника. Сразу бросается в глаза большое количество иностранных авторов: я насчитала 26 больших произведений их пера, а русских – всего 16.

Галина Резапкина, филолог, психолог Центра практической психологии образования Академии социального управления, анализируя программу Бунеевых, считает, что «Большой мир» – это мир домовых, мумми-троллей, хоббитов, эльфов и гномов, каждый из которых имеет свое имя, а также героев народных и авторских сказок. Тенденциозно подобранные фрагменты задают младшим школьникам модели асоциального поведения, провоцируют страхи и неврозы. Возникает ощущение, что авторы перелопатили мировую детскую литературу с единственной целью: собрать фрагменты, описывающие негативное поведение любимых детских героев.

Открывая первые страницы, знакомимся с весьма посредственными литературными текстами Б. Заходера («Моя Вообразилия», «Сказочка о черном коте»: «Сверху черен, снизу черен... Весь – сплошная чернота»). Продолжается «черная тема» стихотворением М. Цветаевой «В субботу» с образами «беззубой колдуньи», «печальной мамы», «невидящего брата», «пропасти». Затем появляется некто младший домовой Афанасий (нечистая сила), который не дает ребенку спать. Такое начало задает тон всей книге. Следующие затем тексты П. Ершова и А. Пушкина, классиков русской литературы, на произведениях которых воспитывались десятки поколений учащихся, нравственно укрепляясь, познавая добро и зло, воспринимаются учащимися как явления второго ряда. Это искажение истории и культурного наследия.

Филолог-русист, преподаватель русского языка и литературы с 1972 года, член Петровской академии наук и искусств г. Санкт-Петербурга, Дмитриева Евгения Тимофеевна отмечает необоснованность логически, эстетически, исторически культурного выбора литературных текстов и последовательность их расположения. Так, после стихотворения М. Цветаевой о беззубой колдунье следует русская народная сказка, после сказки П. Бажова – литовская сказка, в смысловом и эстетическом отношении никак не связанная с предыдущим автором; Д. Р. Р. Толкин перемежается с А. Милном и Б. Заходером, потом опять возвращается на страницы пособия в виде «Песни гномов», следом за ним – А. Толстой «Золотой ключик», от А. Линдгрен авторы тянут ребенка к А. Пушкину, от А. Пушкина – к Илье Муромцу, затем к героям киргизской и дагестанской сказок, и весь этот цикл завершается стихотворением Н. Матвеевой «Пираты».

Подбор литературного материала разрушает принцип целостности, навязывая школьнику в одном ряду явления негативные и позитивные, размывая понятия добра и зла, дезинтегрируя сознание, расщепляя его. Так, домовой Афанасий, который равно дружит и с плохими, и с хорошими героями, поучает читателя: «А я со всеми сказочными героями знаком, – похвастался Афанасий. – Со всеми дружу: и с хорошими, и с плохими, когда они в хорошем настроении».. Ищи людей не добрыx, мужественных, честных, а тех, кто в хорошем настроении.

Совершенно непонятен выбор образа домового как героя, помогающего ребенку в изучении литературы.

Художественное оформление пособия антиэстетично. Герои представлены в виде уродцев, сошедших со страниц американских комиксов: бесы, муммий-тролли, гномы, пауки, чудовища, бандиты с ножами, повешенные с отрубленными головами, деревья в форме виселиц, развалин жилища и т.д. и т.п. Есть в русском языке такие понятия, как нелюдь, нежить, нечисть.

 Жирный паук

 Взгромоздился на сук

 И не видит меня

 Среди белого дня.

 Эй, старый дурак,

 Я подам тебе знак,

 Паутину бросай

 И меня догоняй!

 Паутины вьется нить,

 Мне готовят сети,

 Но меня им не скрутить,

 Ни за что на свете.

 Вот я, вот! Вам везет,

 Слушайте, глядите!

 Пауки, дураки,

 Ну-ка, догоните! (Джон Р. Р. Толкин «Хоббит», Ч. 1, с. 116-117)

 И это окно в большой мир, мир чего?..

Отрывок «Пауки и мухи» из романа Толкина «Хоббит» вне контекста теряет свой нравоучительный смысл, вытесняя все чувства, кроме страха, брезгливости и отвращения. И этими эмоциями дети должны жить пять уроков! О Джоне Толкине, так называемом толкинизме – деструктивном псевдонаучном и сектантском направлении в современном общественном движении, написано немало статей, книг. Проведено немало дискуссий о толкинизме как экспансии западной культуры. Авторы дискуссий сходятся в одном: популярные образы чужеродной культуры вытесняют свое, родное.

Песня, которую гномы запели в ответ на просьбу их спасителя Бильбо Беггинса быть осторожней с его посудой, вероятно, так нравится авторам, что они вставляют ее через несколько уроков как самостоятельное произведение:

Бейте тарелки, бейте

                                    розетки!

Вилки тупите, гните ножи!

Об пол бутылки! В

печку салфетки!

Будет порядок –

только скажи!

Рвите на части

скатерти, гости!

Лейте на стулья жир

от котлет!

Корки и кости под

ноги бросьте!

Мажьте горчицей

ценный паркет!

В комментариях к уроку объясняется, что это – «призыв к действию», и предлагается читать ее детям хором.

Из «Золотого ключика» Толстого выбран фрагмент, в котором Мальвина воспитывает Буратино. Буратино ведет себя отвратительно: «Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась,... он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся. Пролил какао на скатерть». Кроткая и терпеливая в сказке Толстого Мальвина в учебнике изображена злобной мегерой, которая пристает с уроками к озорному Буратино, который завидует свободе пуделя Артемона. Неизвестный художник ухитрился изуродовать даже положительных героев. Детям, естественно, захочется ассоциировать себя с непослушным и невоспитанным Буратино, а свою учительницу – с нудной Мальвиной, которую можно не слушать: «Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...»

Кстати, слово «дура» встречается на страницах учебника чаще других.

Классика мировой детской литературы представлена в учебнике куцыми отрывками, способными дезориентировать ребенка, отбить охоту к самостоятельному чтению, исказить замыслы Ершова, Толстого, Родари и других замечательных детских писателей. Художественный текст, в отличие от научного, не может быть нейтрален, потому что несет в себе энергию автора, его ценности, открытия и заблуждения. «Хотите воспитать человека с чистым сердцем и ясным умом – питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом.

Подводя итог, приведу слова Е.Д. Дмитриевой: «Пособие разрушает целостную картину мира, в нем заведомо заложены модели, дезинтегрирующие сознание учащихся; мозаичность, хаотичность вытесняет системность; нездоровый дух активно борется с позитивным мировосприятием; оккультные образы и технологии зомбируют учащихся, программируют на поиски наслаждений, смехачество, беспринципность, своеволие и насилие; разрушается традиция; искажаются реалии и приоритеты; извращаются основы и формы человеческого бытия; языковая, стилистическая обедненность большинства текстов, а также сквозного авторского текста о домовенке подменяет подлинные шедевры литературного мастерства; без образное (безобразное) мышление довлеет над психикой ученика, навязывание демонических фигур отторгает от реального мира полноценных человеческих отношений; идейно-тематическая нацеленность на соединение «ужастиков» и «смешариков» (смех и ужас! ужас и смех!) пропагандирует антикультуру, сознательно внедряют дегенерацию; антиэстетическое оформление разрушает понятие о прекрасном.»

Вот теперь становится понятным, почему учиться по программе и учебникам Бунеевых так сложно и детям, и взрослым. Взрослые подсознательно испытывают трудности, так как ни с чем подобным не сталкивались за годы своего обучения. А у детей срабатывает защитная реакция, которая выражается в агрессии, различных невротических реакциях и нежелании учиться.

Наталья ЛАРИНА

«Чтобы быть Божьими людьми»

Когда разрушали – никаких документов не требовали и не составляли, а для реставрации требуется согласование большого числа документов

Молодежь. У церковной ограды

Верить в Россию – значит видеть и признавать, что душа ее устроена Богом

«КУЛЬТУРНАЯ ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ»

Прежде всего, надо сказать, что такой национальности, как украинец, и такого государства, как Украина, исторически не существовало

Юбилей на масленицу

Редактор Ирина Ивановна Евсина, настоящая хозяйка, добродушно встречала гостей в длинном красивом зеленом сарафане народного стиля

Старица и плоды образования

Матушка Феодосия – Божий человек, поэтому на нее с такой силой и ополчился враг рода человеческого и его проводники на земле

Мудрость прощения

Почему Великим постом так много родительских суббот?

Нечистая сила в учебниках

(смех и ужас! ужас и смех!) пропагандирует антикультуру, сознательно внедряют дегенерацию; антиэстетическое оформление разрушает понятие о прекрасном

Шереметьевская история

Название село получило от речки Песоченки и фамилии его владельцев Шереметьевых

МОЛИТВА РУКАМИ

От обычных учащихся эти люди отличаются тем, что они глухие и слабослышащие

Купола в колонии

Храм здесь – сердце, душа колонии

Царица Небесная, спаси Украину!

Козельщанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в Русской Православной Церкви

Покаяния двери

В дни великопостные звучит мало песнопений, но те, что мы услышим, не оставят нас равнодушными

Украина у края

Зло иногда изображают в виде змея, пожирающего себя с хвоста. Этот образ является прекрасной иллюстрацией раскола

Нечистая сила в учебниках