Логотип рязанской газеты "Благовест"

Шереметьевская история

3 марта исполнится 20 лет с тех пор, как старинное село Шереметьево-Песочня стало частью города Рязани. Но в городе оно не растворилось, как это случилось с Дашково и Черезово Песочнями. Вплотную подошли высотные дома к самой древней шереметьево-песочинской улице Старое село, а потом, не тронув ни домой, ни садов, ни огородов, …перешагнули.

Название село получило от речки Песоченки и фамилии его владельцев Шереметьевых, которым оно было пожаловано Иваном Грозным и принадлежало в течение нескольких поколений. Существовавшая при селе дворянская усадьба на протяжении нескольких столетий неоднократно переходила из рук в руки.

Село находилось в шести верстах от Рязани. Коренная жительница села, Каролина Вильгельмовна Красотина вспоминает, как красиво выглядело оно в 30-е годы прошлого века. Держа путь из Рязани, жители сначала преодолевали глубокий овраг около села Дашково-Песочня, а затем небольшую речку, которая протекала недалеко от нынешнего кинотеатра «Октябрь». Проходили они и мимо прудов, а когда, наконец, выходили из Черезово-Песочинского плодового сада, им открывалась чудесная картина: бело-розовый, с красной черепицей, детский дом стоял в окружении парка из вековых лип, вязов, сирени. Очень хорошо была видна и церковь с высокой колокольней. Звонкий голос ее колокола был слышен и в Рязани.

Храм святой Троицы с приделами Алексия, человека Божия и Феодоровской иконы Божией Матери в селе был построен в 1849 году владельцем дворянской усадьбы, майором Алексеем Александровичем Исленьевым. По духовному завещанию храмостроителя, две тысячи рублей серебром были внесены в Рязанский общественный Сергия Живаго банк «в вечное время» под 6,5 % годовых для украшения и поддержания выстроенной церкви. В тот же банк и под те же проценты была положена и одна тысяча рублей «за помин о нём». Алексей Александрович Исленьев умер в октябре 1859 года в возрасте 88 лет и был похоронен в склепе стены придела Алексия, человека Божия Троицкого храма.

История храма связана с именами многих людей. В его церковной сторожке прошло детство художника Сергея Андреевича Пырсина (1868-1962). При материальной поддержке дворян Титовых (владельцев шереметьево-песочинского имения с 1869 по 1902 год) Пырсин получил хорошее образование. Он обучался в Петербургской и закончил Дюссельдорфскую Академию художеств, работал учителем рисования в Рязани и в Липецке. Его картины хранятся в нашем Рязанском областном художественном музее и в Липецком краеведческом.

Одним из священников Троицкого храма был Иван Михайлович Архангельский, в доме которого с 1886 года располагалась библиотека.

Анна Ивановна Киселева (в девичестве Алексеева) 1916 года рождения в детстве с родителями тоже, как и С.А. Пырсин, жила в церковной сторожке. Ее отец, Иван Петрович Алексеев, 9 лет работал церковным сторожем и очень хорошо звонил в колокола. Анна Ивановна рассказала, что Троицкая церковь стояла между школой и барским домом (на месте нынешнего перекрестка дорог). Рядом с церковью находилась могила барского сына, Вячеслава Владимировича Титова, который разбился на лошади. Памятник на могиле был сделан из белого мрамора, к плите вела лесенка из трех ступенек, а на плите был изображен Иисус Христос с ягненком на плечах, за которым шло стадо овец.

Анна Ивановна хорошо помнила священника храма отца Сергия Цветкова, его жену Наталию Федоровну и их детей:  Германа, Таисию, Нину, Анатолия, Риту и Зою.  Матушка всегда была с ней ласкова, всегда давала, как и своим дочкам, пресную пышку, когда они шли в школу. По словам Анны Ивановны, отец Сергий похоронен на Скорбященском кладбище, с правой стороны от церкви.

После него священником в сельском храме служил отец Михаил Жданов, и с его семьей Алексеевы были дружны. В семье Ждановых росло четверо детей: Костя, Тамара, Люба и Митя. О том, что отец Михаил был расстрелян 17 октября 1937 года, Анна Ивановна не знала и очень расстроилась от этого известия.

Был расстрелян и Иван Михайлович Архангельский, священник и первый библиотекарь села. Оба батюшки посмертно реабилитированы.

Закрыли церковь перед войной. Колокольню уничтожили льговские мужики. Они сбросили на землю звонкий колокол и начали подтачивать углы, подкладывая под них бревна. А потом обложили ее дровами и подожгли. Колокольня упала на дорогу, едва не задев крестом детский дом.

В начале войны в бывшей дворянской усадьбе были расквартированы летчики. Дети учились в три смены в церковной сторожке, а в церкви устраивались танцы и крутили кино от движка.

После войны храм использовали как склад, ходили туда за керосином. Старожилы села рассказывали, что в детстве они в развалинах церкви играла в прятки, а матери их корили.

Полностью с  лица земли церковь снесли уже в конце 80-х годов…Сейчас от церкви камня не осталось. Прямо по ней и бывшему кладбищу проложили дорогу. А на месте старого кладбища еще задолго до войны устроили колхозные парники…

Татьяна ШУСТОВА,

Фото автора.

На фото: Троицкий храм села Шереметьево-Песочня.

 

«Чтобы быть Божьими людьми»

Когда разрушали – никаких документов не требовали и не составляли, а для реставрации требуется согласование большого числа документов

Молодежь. У церковной ограды

Верить в Россию – значит видеть и признавать, что душа ее устроена Богом

«КУЛЬТУРНАЯ ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ»

Прежде всего, надо сказать, что такой национальности, как украинец, и такого государства, как Украина, исторически не существовало

Юбилей на масленицу

Редактор Ирина Ивановна Евсина, настоящая хозяйка, добродушно встречала гостей в длинном красивом зеленом сарафане народного стиля

Старица и плоды образования

Матушка Феодосия – Божий человек, поэтому на нее с такой силой и ополчился враг рода человеческого и его проводники на земле

Мудрость прощения

Почему Великим постом так много родительских суббот?

Нечистая сила в учебниках

(смех и ужас! ужас и смех!) пропагандирует антикультуру, сознательно внедряют дегенерацию; антиэстетическое оформление разрушает понятие о прекрасном

Шереметьевская история

Название село получило от речки Песоченки и фамилии его владельцев Шереметьевых

МОЛИТВА РУКАМИ

От обычных учащихся эти люди отличаются тем, что они глухие и слабослышащие

Купола в колонии

Храм здесь – сердце, душа колонии

Царица Небесная, спаси Украину!

Козельщанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в Русской Православной Церкви

Покаяния двери

В дни великопостные звучит мало песнопений, но те, что мы услышим, не оставят нас равнодушными

Украина у края

Зло иногда изображают в виде змея, пожирающего себя с хвоста. Этот образ является прекрасной иллюстрацией раскола

Шереметьевская история