Логотип рязанской газеты "Благовест"

Как Николай I Грецию спас

Еще с советских времен образ русского царя представлялся как крайне реакционной по отношению к любому проявлению революционных антимонархических и национально-освободительных движений, образ, связанный с трагической земной участью наших великих русских поэтов, обвиняемый если не в прямом гонении на них, то в попустительстве их гибели. Различные мнения звучат и в адрес российского императора Николая I – личности, не поддающейся какой-то однозначной оценке.

Его имя чаще всего связывается с подавлением национально-освободительных движений в Польше и Венгрии и временной неудачей России в Крымской войне, при этом совершенно забывая и добрые дела Николая I (например, оплата всех долгов Пушкина и выдворение Геккерна и Дантеса, материальная помощь нуждающемуся Н. В. Гоголю), и успехи начала царствования в деле защиты православных народов, угнетаемых Османской империей, и военные и дипломатические победы во взаимоотношениях с Турцией и Ираном и их западными покровителями. Одна из таких важных  побед Николая I – присоединение к России Черноморского побережья.

Именно Николай I после долгих лет так называемого принципа легитимности, который отстаивал его старший брат Александр I, считавший султана законным повелителем и греков, и других православных народов, взглянул на проблему с чисто христианской точки зрения, как и полагается православному государственному деятелю.

События, начавшиеся в Греции еще при Александре I – восстание греков 1821-22 годов против турецкого владычества под руководством А. Ипсиланти, вызванное резней турками греческого населения, было жестоко подавлено, причем Константинопольский патриарх был распят турками прямо на вратах храма. Россия поначалу не вмешивалась в борьбу греков и занимала позицию стороннего наблюдателя. Один из министров иностранных дел России, грек, граф Каподистрия за активную поддержку соотечественников был вынужден подать в отставку, а рейс-эфенди Турции заявил после резни, учиненной в Хиосе: «Мы знаем лучше, как обращаться с нашими подданными». Конечно, Александр уже был возмущен этим заявлением, но только со вступлением Николая I на престол был осуществлен решительный поворот русской политики в сторону братского греческого народа.

Даже отрицательно относившийся к «царизму» известный историк Е. В. Тарле относился к Николаю I как к незаурядному дипломату и признавал сильные стороны этой личности. В «Истории российской дипломатии» говорится, что Николай I имел такие положительные качества, как осторожность, умение хорошо разбираться в людях и … самое детское православное видение любой проблемы. В 1830 году он на торжественном приеме советовал дружески Махмуду II и принцу Халилу «покинуть мусульманские убеждения и воспринять свет истинной православной веры». Знаменательно, что, решая, ехать ли ему на Сенатскую площадь во время восстания 1825 года, царь открыл Евангелие на месте: «Пастырь добрый душу полагает за овцы, а наемник бежит, оставляет овцы, и волк расхитит их». И поехал, рискуя жизнью, на Сенатскую площадь.

Вернемся к греческим событиям. Англичане, пользуясь неуверенной позицией России в восточном вопросе, решили усилить свое влияние на Балканах. Тогда Николай I решил пойти на переговоры с англичанами и восстановить утраченное влияние. В Петербург со специальной миссией прибыл герцог Веллингтон – победитель Наполеона при Ватерлоо, которого царь очень уважал. Тогдашний статс-секретарь по иностранным делам Д. Каннинг снабдил Веллингтона инструкцией: достигнуто давление на Турцию, чтобы защитить от резни греков Моеи и, в случае отказа турок, втянуть Россию в войну с турками, но сильно ограничить в действиях против карты, не разрушая ее целостности и не утверждаясь в Греции, свалив всю ответственность за возможные последствия на Россию.

 Веллингтон не понял всех нюансов замысла Каннинга, и Николай I использовал встречу, добившись на ней совместного выступления против Турции России, Англии и Франции. Веллингтон сам предложил совместно выступить. А далее Николай проявил собственную инициативу: ничего не сказав Веллингтону, послал ультиматум Турции, в котором требовал, чтобы Махмуд II восстановил все автономные учреждения, разрушенные турками в дунайских княжествах и возвращение Сербии привилегий по договору 1812 года. Затем договор с Веллингтоном был подписан, в котором говорилось о фактическом признании греческого государства под формальным турецким контролем. Каннинг понял, что Николай I перехитрил англичан. Как и ожидал царь, Махмуд II ответил отказом, и оставалось разрешить проблему военным путем.

8 октября на юго-западе Греции, в Наваринской бухте произошло решающее сражение. Несмотря на огромный численный перевес и на заверения англичанами турок, что последует лишь демонстрация силы, турецкий флот был уничтожен. Божий промысел вынудил наших невольных союзников действовать активно. После убийства турками двух английских парламентеров и сопровождающих их лиц был открыт огонь на поражение. Хотя поначалу, по замыслу главнокомандующего англичанина, контр-адмирала Э. Кодрингтона, русские корабли пытались подставить под огонь турок, сохранить целыми корабли союзников не удавалось, а английский флагман был под угрозой потопления, если бы на помощь не пришли русские моряки. В русской эскадре под командованием Л. П. Гейдена блестяще проявили себя капитан 1 ранга М. П. Лазарев (который открыл Антарктиду), П. С. Нахимов (тогда еще лейтенант), мичман В. А. Корнилов и гардемарин В. И. Истомин – будущие герои Севастополя. Английский король Георг IV, вынужденный наградить за победу Э. Кодрингтона писал: «Я посылаю ему ленту, хотя он заслужил веревки».

Турки обвинили в победе русских и объявили России войну уже на суше. Войну 1828-29 гг. Россия с блеском выиграла. В походе 1829 года к Эрзеруму в войсках России находился А. С. Пушкин, общее командование осуществлял генерал И. Ф. Паскевич. Вскоре был заключен Адрианопольский мир 1829, по которому Россия приобретала новые земли на Черноморском побережье и в дельте Дуная, подтвердилось право прохождения наших судов через Босфор и Дарданеллы, а грекам позволялось избрать царя, и сама Греция (пока без Константинополя) признавалась самостоятельным государством.

Так дипломатический талант царя Николая I оказал огромную услугу делу освобождения Греции от османского ига.

Виктор ПЛЕШАКОВ

Благодарность Деве

Этот праздник был установлен ещё в глубокой древности, о нём упоминается уже в III веке

То, что происходит сейчас - испытание нашей любви к Богу и ближнему

На сегодняшний день имели место два случая захвата храмов в Черновицкой епархии. Из монастырей не захвачен ни один

Сатанисты в Киеве

Мы один народ, у нас одна история, один язык, одна культура. Киев – мать городов русских, Киево-Печерская Лавра – наша святыня

Как не испортить Пасхальную радость

Лучший способ борьбы с этим – стремление ежедневно быть на Божественной литургии, участвовать в ней

Поймать тишину, или десантники в гостях у Преподобного

Церкви и монастыри в России – это её душа. Значит, и наша тоже. Это соль земли русской, кладезь духовности

«В чем застану…»

Каждый день Господень велик... Но страдания и смерть – это особые события, эти дни важны и в жизни всякого человека

Украина у края. Майдан 2014 года

Виноваты в своих бедах только мы, бессовестно обманывающие и грабящие друг друга, хамящие друг другу и ненавидящие

Православное слово

В этом году 14 марта, в День православной книги отмечалось 450-летие издания первой книги Иваном Федоровым

Богатство сердца золотое

Вспоминая питерские встречи с батюшкой, с горечью думаю о тех бедах, которые обрушились сегодня на Украину

Учебники и революция

или что преп. Серафим Саровский ответил декабристам

Как Николай I Грецию спас

Дипломатический талант царя Николая I оказал огромную услугу делу освобождения Греции от османского ига

Все для победы!

Общественность Рязани пыталась организовать помощь фронту. Начался сбор пожертвований, главным образом, одежды, сладостей и табака

БАБУШКА МАНЯ

«Бог терпел и нам велел. Такой уж, видно, мне крест»

Рабы срамословия

Бессознательное стремление к раскрепощению, раскованности, к ложно понятой свободе, – своего рода протест дикаря против стеснений и ограничений цивилизации

ДЕНЬГИ В ТРУБУ

Господь не зря предупредил: в чём застану, в том и судить буду

Наваринское сражение