Логотип рязанской газеты "Благовест"

Учебники и революция, или что преп. Серафим Саровский ответил декабристам

Ирина ЕВСИНА беседует с начальником отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, протоиереем Сергием РЫБАКОВЫМ. Об учебниках, которые приводили к изменению сознания и… революциям.

– Все, вплоть до Президента, обеспокоены учебниками, в частности – по истории. А в последнем номере «Благовеста» мы начали разговор об учебниках начальной школы, ведь все начинается оттуда, с первой ступени образования. Можете ли вы согласиться с автором?

– Я бы сказал, что статья совершенно четко отражает те опасения, которые у нас имеются по поводу учебников для детей. К сожалению, на уровне Министерства образования и науки РФ нет органа, который бы квалифицированно вел работу по экспертизе учебников, вводимых в образовательный процесс.  Несмотря на то, что Министерство заявляет о наличии экспертизы, по факту её нет! Об этом свидетельствует то, что современные учебники не только не способствуют развитию детей, но наоборот — буквально подавляют их познавательный инстинкт. Я имею в виду, в первую очередь, учебники для начальной школы: учебники Л. Петерсон по математике, учебники  Бунеевых по русскому и литературе. Нужна очень четкая педагогическая экспертиза – это главное! Если бы работал механизм педагогической экспертизы, то мы бы такого ужаса в нашей учебной литературе не видели. Однако, основная проблема в том, что эти учебники отражают основные веяния модернистской педагогики, где считается, что дети должны учиться играючи. Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что необходимо четко различать и разделять для ребенка игру и труд. Детей необходимо приучать к труду, в том числе и к труду освоения новых знаний. В этом смысле учебники не должны быть сильно разукрашены многочисленными цветными картинками, комиксами. Дети должны сосредотачиваться на учебных задачах, а не рассеиваться на созерцании картинок-пустышек. А задания должны быть конкретными и соответствующими возрасту детей! Кроме того, задания должны соответствовать нашей культуре, нашему типу мышления, нашему миропониманию. Во многих современных учебниках видна совершенно иная установка!  К сожалению, учителя, которых самих учили примерно вот в этом либеральном педагогическом направлении, не слишком понимают эти проблемы. Они увлечены разными новыми методиками и теориями. Им такие учебники вполне могут понравиться. Но это сказывается на детях, которые ощущают колоссальный дискомфорт от несоответствия возрастным особенностям требований к ним, от несообразности методики обучения. Ребята ведут себя неадекватно потому, что не в состоянии понять, что от них требуют, у них возникает синдром усталости, они теряют интерес к учебе.

– Как может родитель повлиять на выбор учебник в школе? Как узнать: плохой учебник или хороший?

– Надо родителям смотреть, анализировать учебники своих детей. Всегда есть варианты, и в этом случае необходимо ставить вопрос перед учителем, перед директором о замене учебника. Но, если вопрос не решается, надо переводить ребенка в другую школу, иначе будет просто катастрофа.

– Могут ли родительские сообщества, родительские движения повлиять на выбор учебников?

– К сожалению, механизма такого влияния нет. Мы обозначаем факт существования проблемы, анализируем ее последствия, издаем информационные листки, пишем статьи с анализом учебников, но они же продолжают издаваться. Общественная экспертиза, в принципе, есть, но она не имеет механизма влияния, а государственная – практически отсутствует, она не дееспособна.

– Последние события, путч на Украине показали, как за последние 20 лет изменилось сознание достаточно большой группы людей и, в первую очередь, молодых. Их деды, прадеды претерпели зверские издевательства от фашистов в годы Великой Отечественной войны, а теперь у власти – фашиствующие молодчики. Каковы причины?

– Мне кажется, что здесь большую роль сыграло то, что на Украине власть захватили сектанты. Яценюк является сайентологом, временный президент – баптистский пастор. Понятно, что здесь речь идет не только об извращении истории в её фактическом содержании, но и о совсем другой религиозной основе видения истории. Эта история написана с прозападных, антироссийских, русофобских и антихристианских позиций с целью формирования особого рода извращенного сознания. Это, можно сказать, мощнейшая диверсия, которая была совершена против русского народа, живущего в отдаленных (окраинных) областях России. Мы были единым русским народом, но путем длительной упорной трансформации врагам нашего Отечества на западной окраине России удалось сформировать «антинарод» – вот эту беснующуюся молодежь, которая ничего не умеет, как только грабить и бить мирных граждан.

Если говорить об учебниках, то здесь можно провести слова профессора географии из Лейпцига, Оскара Пешеля: «…Народное образование играет решающую роль в войне…Когда пруссаки побили австралийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

Можно сказать: нам надо задуматься очень серьезно, чтобы не получить того, что происходит на Украине?

– Абсолютно правильно, потому что, если мы не будем растить новое поколение с традиционными взглядами на свою историю, культуру, то мы получим отвержение всего этого, и будет другой народ, совершенно другой! Как известно, народ – это та историческая общность, которая сохраняет свою традиционную веру, религию, культуру и свой этноконфессиональный взгляд на историю.

– Если бы была пресс-конференция, то журналист с либеральной позицией обязательно бы спросил: « Ну и что, были бы мы другим народом, время русского народа прошло. Может быть, нужно, чтобы был другой народ на нашей территории, что здесь плохого?

– Дело в том, что мы смотрим на историю с православных позиций. На историю народа как на его «хождение перед Богом». Само слово «народ» имеет религиозное значение, народ – это библейская категория, поэтому здесь можно сказать так, что наши предки в свое время, выбрав православие, перед Богом определили свою позицию, и, таким образом, мы стали народом, как говорил Достоевский, народом-богоносцем, который хранит православие. Россия нужна Богу только православной. Другой России, в принципе, быть не может. А без России можно дальше говорить о совершенно очевидных эсхатологических ожиданиях: тогда мир вступает непосредственно в апокалиптическое состояние. Не будет того удерживающего, который бы мог препятствовать расцвету зла на всей планете. Проблема глобализации возрастает многократно, некому будет противостоять против уничтожения моногамной, традиционной семьи, вся финансовая структура переводится в одни руки, вводятся электронные карты либо чипы, или еще что-нибудь. Частная собственность фактически перестает быть собственностью, т. е. институты семьи, собственности и национальных государств, как Богом созданные (либо попушенные) для ограничения греха, разрушаются, и тогда полностью будет власть порока, олицетворенная в том, кого Священное Писание именует Антихристом.

Семья творится Богом еще в раю. Государство призвано стоять на страже  института брака и семьи, а также и той собственности, которой владеет семья. Собственность нужна не как некая самодостаточная ценность, а как инструмент служения. В том случае, если собственность рассматривается не так, она становится некоей абсолютной ценностью, и это – отражение протестантского, кальвинистского взгляда на вещи, приводит к тому, что отвергаются и Заповеди, а сам закон перестает быть справедливым. Когда собственность перераспределяется несправедливо, она становится инструментом грабежа, насилия, и тогда общество входит в стадию нестроений, революций. Но самым важнейшим для жизни народа является институт семьи как малой церкви. 

– Как и где научить родителей, учителей понимать это? Кто это должен делать?

– Правильно понять и взять себе на вооружение это может, прежде всего, человек верующий, В нашей епархии, например, проводится много курсов, на которых мы говорим о необходимости формирования у ребенка этноисторического сознания. И оно формируется тогда, когда на историю смотрят с точки зрения вечности, с точки зрения того, что в истории есть ценного, что войдет в вечность. История должна описываться иконографически! Нам дан такой образец написания истории — это  Библейская история, нам дан и другой образец такого изложения истории, – это наши русские летописи. Возьмите хотя бы "Повесть о разорении Рязани Батыем», там зло показано как зло, добро как добро, и отражены реальные исторические события, но они содержат в себе обязательно ценностную компоненту, оценку. Идет оценка, поименование.

Нам пытаются сейчас подменить такое историческое описание каким-то абстрактным, совершенно не привязанным к народу и к его избранному вероисповеданию. А в результате появляется либо, в лучшем случае, перебор каких-то фактов, каких-то лиц – калейдоскоп, либо же проталкиваются другие религиозные воззрения, мировоззренческие позиции, которые эту историю извращают.

– Отец Сергий, могли бы вы привести конкретный пример?

Например, показательна оценка декабристов, сделанная преподобным Серафимом Саровским. Известен факт, что, когда к Серафиму Саровскому приезжали декабристы просить благословения, то он не открыл им. А потом, когда его келейник спросил, почему он это сделал, то батюшка подвел его к колодцу с возмутившейся водой и сказал: «Вот что они хотят сделать с Россией – возмутить ее». Как православные люди, мы хорошо понимаем, кто такие декабристы, а дальше можно рассматривать их конкретную историографию: их связь с Западом, их масонские корни, учения их и т.д. Дана духовная оценка, а дальше можно описывать это более подробно и именно с таких позиций.

Еще апостол Павел говорил, что духовный может обо все правильно судить, а человек не духовный судить правильно не может, он от ветра головы своея или же от каких-то коньюнктурных соображений может оценивать одни и те же вещи совершенно по-разному. Так революцию 1917 года можно, к примеру, оценивать как великое благо, прогресс. С точки зрения чего? С точки зрения теории эволюции. Дальше человечество должно выйти к строительству коммунизма. Тогда же так и говорили, а в результате что получили? В стране произошли огромные бедствия, которые потом большими трудами пришлось преодолевать. Православная же оценка революции – это великая смута, обусловленная отступлением народа от Бога. И когда народ снова обратится к Богу, тогда и смута прекратится. Так что оценка исторических событий — это важнейшее дело воспитания подрастающего поколения.

Нам надо думать, по каким учебникам учить своих детей. О значимости воспитания как важнейшего дела на земле говорили в свое время и Иоанн Златоуст, и святитель Феофан Затворник. Сейчас это важнейшее дело, воспитание немыслимо без учебников. А значит, учебники должны быть такими, которые воспитывают наших детей так, как нам заповедано нашими Отцами: «Русь святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».

Благодарность Деве

Этот праздник был установлен ещё в глубокой древности, о нём упоминается уже в III веке

То, что происходит сейчас - испытание нашей любви к Богу и ближнему

На сегодняшний день имели место два случая захвата храмов в Черновицкой епархии. Из монастырей не захвачен ни один

Сатанисты в Киеве

Мы один народ, у нас одна история, один язык, одна культура. Киев – мать городов русских, Киево-Печерская Лавра – наша святыня

Как не испортить Пасхальную радость

Лучший способ борьбы с этим – стремление ежедневно быть на Божественной литургии, участвовать в ней

Поймать тишину, или десантники в гостях у Преподобного

Церкви и монастыри в России – это её душа. Значит, и наша тоже. Это соль земли русской, кладезь духовности

«В чем застану…»

Каждый день Господень велик... Но страдания и смерть – это особые события, эти дни важны и в жизни всякого человека

Украина у края. Майдан 2014 года

Виноваты в своих бедах только мы, бессовестно обманывающие и грабящие друг друга, хамящие друг другу и ненавидящие

Православное слово

В этом году 14 марта, в День православной книги отмечалось 450-летие издания первой книги Иваном Федоровым

Богатство сердца золотое

Вспоминая питерские встречи с батюшкой, с горечью думаю о тех бедах, которые обрушились сегодня на Украину

Учебники и революция

или что преп. Серафим Саровский ответил декабристам

Как Николай I Грецию спас

Дипломатический талант царя Николая I оказал огромную услугу делу освобождения Греции от османского ига

Все для победы!

Общественность Рязани пыталась организовать помощь фронту. Начался сбор пожертвований, главным образом, одежды, сладостей и табака

БАБУШКА МАНЯ

«Бог терпел и нам велел. Такой уж, видно, мне крест»

Рабы срамословия

Бессознательное стремление к раскрепощению, раскованности, к ложно понятой свободе, – своего рода протест дикаря против стеснений и ограничений цивилизации

ДЕНЬГИ В ТРУБУ

Господь не зря предупредил: в чём застану, в том и судить буду

что преп. Серафим Саровский ответил декабристам