Логотип рязанской газеты "Благовест"

«В чем застану…»

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

Почему во время Великого поста дважды: в начале и в конце – читается канон преподобного Андрея Критского?

В начале Великого поста чтение канона настраивает молящегося на покаяние, внимание к своей душе, труды по освобождению её от страстей. Ближе к концу, а именно в среду вечером на пятой седмице (это уже богослужение четверга), для того, чтобы обновить покаянный настрой, великий канон читается ещё раз, уже полностью. К тому же в воскресный день после этого чтения канона празднуется память преподобной. Марии Египетской, к которой мы обращаемся в каждой из песен канона.

Почему пассия получила такое название? Что оно означает?

Слово «пассия» в переводе с латинского означает: страсть, страдание.

Т. е. пассия – богослужение, посвящённое воспоминанию Страданий Христовых. Это в Православной Церкви самая поздняя по времени возникновения служба. Чин её был составлен в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой).

Разве хвалят Богородицу только в пост? А ещё когда-нибудь читают на службе Похвалу Пресвятой Богородицы?

Суббота акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы, – не только богослужебное чинопоследование, это праздник, окончательно установленный в IX веке в благодарность за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (аваров – в 626, персов – в 677 и арабов – в 717 годах). Сам же акафист написан в 626 году после первого избавления. Читать его можно в любое время года, однако, частным порядком; во время общественного богослужения устав его предписывает раз в году. Но это не означает, что хвалят Богородицу только в пост, поскольку нет такого богослужения, ни дня в году, когда не возносились бы Ей разным образом похвалы, благодарения и молитвы.

Почему на последней неделе поста все дни называют Великими?

Они, действительно, велики, эти дни. Это последние дни земной жизни Спасителя. Всё, что совершал Он, и всегда было исполнено особого значения, но в эти дни, прощальные, к которым Он ещё задолго готовил своих учеников, Его слова и действия – словно завещание.

Конечно, каждый день Господень велик... Но страдания и смерть – это особые события, эти дни важны и в жизни всякого человека. И к нам обращаясь, Господь говорил: «В чём застану, в том и сужу». Но не только эти дни велики. И день Рождества, и Богоявления, и прочих Господских праздников устав именует Великими.

В некоторых храмах на Вербное воскресенье утром не освящают вербы. Нужно ли их вообще освящать?

Богослужебный устав предполагает совершение освящения пальмовых ветвей (в России в силу климатических условий – ветвей вербы) во время всенощного бдения, т. е. в субботу вечером. Но не все, по причине телесной немощи, имеют силы присутствовать и на всенощном бдении, и наутро, на Литургии, – и приходят лишь на Литургию. Вот для таковых утром и совершается «дополнительно» освящение ветвей вербы. Там же, где нет такой потребности, утром в воскресенье и не бывает освящения ветвей.

А насчёт вообще необходимости освящения всё просто – это предписывает богослужебный устав и также повелевает «раздавать ветви братии», т.е. всем молящимся.

Обязательно нужно читать все каноны перед ночной Пасхальной службой? Иногда не успеваю, а подходить к причастию боюсь, так как не подготовилась полностью, но очень хочется причаститься.

В Пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста, читаемом во время самого праздничного богослужения, в числе прочего говорится: «Постившиися и не постившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости...» Под трапезой святитель подразумевает, конечно, Святые Христовы Тайны, причастными которым в этот день, думаю, хочет быть всякий. И мы видим из самого текста, что призывает святой в этот день к причастию и тех, кто доблестно готовился, исполнив все труды воздержания, молитвы и поклонов, и тех, кто по каким-то причинам не сделал этого.

В Иоанно-Богословском монастыре в селе Пощупово, – где богослужебный чин возобновлялся и устраивался под руководством архимандрита Авеля, человека, обладавшего большим опытом и монашеского (особенно тому способствовали восемь лет, проведённые на св. горе Афон), и приходского служения, – перед ночным Пасхальным богослужением читается только последование ко святому Причащению без остальных канонов.

Сколько бы мы ни готовились, – разве мы можем совершить что-то такое, чтобы прямо заслуживать Причастия? Ведь всегда мы причащаемся по милости Божией, а не заслуженно. Готовимся же, как можем, по совести. Отец архимандрит Авель нам нередко напоминал слова святителя Тихона Задонского, который, обращаясь к священникам, говорил: «Если у тебя в храме кто из прихожан почувствовал сильное желание причаститься, хотя и не готовился, – не возбраняй ему». Конечно, это касается больше каких-то особых призывающих посещений благодати, но всё же.

Если мы что-то не успели прочитать даже из Последования ко святому Причащению, всё же стоит причаститься, просто потом, после причастия, дочитать.

Воскресенье, следующее за Пасхой, называют Антипасхой. Почему такое название?

В данном случае греческий предлог анти- означает «вместо», т.е. день, завершающий Светлую седмицу, является своеобразным повторением, или лучше – обновлением Пасхального дня. В этот день Христос дал осязать Свои раны Фоме, убеждая в истинности Своих Страданий и Смерти и Своего Воскресения.

Кроме того, предлог анти- ещё может означать «напротив», Светлая седмица, словно Великая река, вытекающая из рая, имеет два берега, можно так сказать.

Можно ли прибираться на могилке на Радоницу или лучше на Светлой седмице?

В Пасхальные дни поминовение усопших совершается лишь на проскомидии, заупокойные ектении не произносятся, даже для отпевания существует особый чин. Потому, наверное, лучше прибираться на могилке на Радоницу же. Но, если по какой-то причине на Радоницу или вблизи неё это невозможно сделать, то тогда уж – на Светлой седмице, в виде исключения.

Я в семье одна хожу в церковь и считаю себя верующей. Можно ли приготовить семье пищу скоромную во время Великого поста, чтобы помянуть усопшего, или это грех?

Апостол Павел свидетельствует, что «пища не приближает нас к Богу». И смысл поста не в том, что мы убегаем скоромной пищи, как чего-то скверного и грешного. А как же младенцы или больные, которые не могут поститься? Но наших близких, взрослых уже людей, мы не можем ведь насильно заставить поститься. Так что в соответствии с их обычным питанием и приходится приготовить пищу. Ведь поминальная трапеза – это своего рода милостыня, подаваемая за усопшего. Ну, а если пришедшие гости немощствуют чем-то и не могут поститься, их наделяют соответственной милостыней. Ведь не станем же мы, образно говоря, угощать беззубого человека семечками или орехами.

 

Благодарность Деве

Этот праздник был установлен ещё в глубокой древности, о нём упоминается уже в III веке

То, что происходит сейчас - испытание нашей любви к Богу и ближнему

На сегодняшний день имели место два случая захвата храмов в Черновицкой епархии. Из монастырей не захвачен ни один

Сатанисты в Киеве

Мы один народ, у нас одна история, один язык, одна культура. Киев – мать городов русских, Киево-Печерская Лавра – наша святыня

Как не испортить Пасхальную радость

Лучший способ борьбы с этим – стремление ежедневно быть на Божественной литургии, участвовать в ней

Поймать тишину, или десантники в гостях у Преподобного

Церкви и монастыри в России – это её душа. Значит, и наша тоже. Это соль земли русской, кладезь духовности

«В чем застану…»

Каждый день Господень велик... Но страдания и смерть – это особые события, эти дни важны и в жизни всякого человека

Украина у края. Майдан 2014 года

Виноваты в своих бедах только мы, бессовестно обманывающие и грабящие друг друга, хамящие друг другу и ненавидящие

Православное слово

В этом году 14 марта, в День православной книги отмечалось 450-летие издания первой книги Иваном Федоровым

Богатство сердца золотое

Вспоминая питерские встречи с батюшкой, с горечью думаю о тех бедах, которые обрушились сегодня на Украину

Учебники и революция

или что преп. Серафим Саровский ответил декабристам

Как Николай I Грецию спас

Дипломатический талант царя Николая I оказал огромную услугу делу освобождения Греции от османского ига

Все для победы!

Общественность Рязани пыталась организовать помощь фронту. Начался сбор пожертвований, главным образом, одежды, сладостей и табака

БАБУШКА МАНЯ

«Бог терпел и нам велел. Такой уж, видно, мне крест»

Рабы срамословия

Бессознательное стремление к раскрепощению, раскованности, к ложно понятой свободе, – своего рода протест дикаря против стеснений и ограничений цивилизации

ДЕНЬГИ В ТРУБУ

Господь не зря предупредил: в чём застану, в том и судить буду

Фома неверующий