Логотип рязанской газеты "Благовест"

Божья дудка

Сквозь кордон мещерской недоступности 15 мая прорвалась эсемеска о том, что умерла старица, схимница матушка Феодосия – духовная сестра блаженной Матронушки Московской, блаженной Матроны Анемнясевской, блаженной Любови Рязанской, старицы Пелагеи Захаровской. Может быть, последняя на земле великая молитвенница и праведница, к которой приходила Богородица.

Весть о кончине матушки Феодосии будто обнажила душу, сняла одну из ее защитных заслонок, в которую постоянно стучатся страсти, соблазны мира сего.

Печаль, но светлая, коснулась сердца… И радость от того, что неизбежно теперь уже должна к ней приехать вновь – попрощаться.

У матушки Феодосии не была давно, уже два года. Лишний раз не хотелось беспокоить старенькую монахиню: ей 4 ноября прошлого года (на Казанскую) исполнилось 90 лет. Знала, что она болела, ей делали операцию на глаза… Но матушке передавала поклоны через знакомых священников, посещавших ее, получала благословение. Знала, что она молится за меня, за газету «Благовест», которую с радостью принимала, а также за всех, кто к ней хоть один раз приезжал в скромный деревенский домик в поселке Октябрьский, рядом с городом гончаров – Скопиным Рязанской области. Здесь, в маленькой терраске в зимнюю стужу или осеннее ненастье ежедневно, поздним вечером, ждали своей очереди десятки человек. Самые близкие, посетители с детьми грелись в коридорчике у печки. А совсем уже отогревались душой и телом на стульчике у кроватки матушки под взором радостным и кротким, готовым к участию и полным любви.

Бывали здесь люди самых высоких духовных званий и светских должностей: митрополиты и епископы, священнослужители и монашествующие, члены правительств разных уровней, генералы, матери, жены погибающих от наркотиков и «зеленого змия» детей, мужей; родственники, отчаявшиеся найти своих потерявшихся близких. Все люди, все человеки… И как бы благополучно не выглядел внешне человек, – у каждого своя скорбь, своя боль, свои проблемы. Все ехали к матушке за утешением, советом, молитвой, а она, такая маленькая, недвижимая, светлая, пролежавшая после аварии 20 лет в летаргическом сне, принимала всех, к ней приходящих, и каждый получал утешение.

Крещена была матушка Феодосия с именем Наталья. Родилась она в деревне Велемье Скопинского района. Родители, Никифор и Ефросинья, работали на шахте близ поселка Октябрьский. Дочери их – Наталья и Ольга – после школы и курсов профтехобразования трудились в колхозе, а затем – в строительной бригаде Октябрьского МСО. Тяжелые испытания пришлись на долю родных – ухаживать за пребывающей в недвижимости, между жизнью и смертью, Натальей.

Нелегко было и ей, когда она выжила и осталась прикованной к постели. Самых близких людей уже не было в живых. Но Господь и Матерь Божья уже избрали и укрепили этот немощный сосуд. Говорят, что первые слова, которые она произнесла после летаргического сна: «Зачем вы меня кормили? Меня Сама Матерь Божья потчевала». Господь открыл этой простой деревенской девушке Горний мир, ради которого мы и живем здесь, на земле. Этот свет, который удостоилась видеть матушка, находясь между жизнью и смертью, всегда излучали ее глаза и маленькое личико, обрамленное простеньким аккуратным платочком, которое только одно и оставалось многие годы подвижно.

В маленькой комнатке, где лежала и принимала матушка бесконечных посетителей, пели канарейки, было множество икон. Часто здесь бывали священники, клиросные, которые пели духовные песнопения, тропари праздникам, святым у матушкиной кровати. Все это всплыло в памяти, когда пришла весть о смерти старицы.

В Рязани оказалась поздним вечером, и почти сразу же матушкиными молитвами устроилось место в машине с ее духовными чадами, которые тоже ехали на последнюю, земную, с ней встречу.

Подъехали к Борисоглебскому храму села Корневое утром 17 мая, почти к началу Литургии. Едва нашли место для парковки. Десятки машин, микроавтобусов с московскими, рязанскими и номерами других регионов заполнили дорогу и все пространство вокруг храма. У всех входов стояли скорбные матушкины чада. Под уже палящими лучами солнца многочисленные букеты роз, хризантем, самых лучших цветов бесконечно передавали ко гробу праведницы.

Удалось пройти в храм, прокладывая дорогу знакомой прихожанке из Константинова с больной семилетней девочкой на руках. Она, подумалось, наверное, была любимицей матушки Феодосии: девочка терпеливо переносит свою немощь, любит бывать на службах и всегда что-то тихо поет на них.

В храме, ближе к алтарю, – множество монашествующих, игуменьи и игумены, много молодежи, мужчин, молодых мам и пап с детьми на руках. Обычно на похороны детей-дошкольников не берут, а здесь – наоборот, малышей не раз старались приложить ко гробу и схимническому плату, прикрывающему лицо покойной. Родители будто хотели поблагодарить старицу в последний раз за рожденье младенцев, как многие рассказывали, вымоленных ею.

В этот день в храме Божественную литургию возглавлял митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, который часто бывал у матушки и почитал ее. И, конечно, не мог не прилететь с нею попрощаться. Ему сослужили епископ Скопинский и Шацкий Владимир, а также около тридцати священников из Рязанской, Московской, Скопинской, Владимирской епархий. В храме было много батюшек с семьями, монахи с Афона. Были все, кого Господь сподобил и матушка сама позвала.

Служба пролетела на одном дыхании. Мы чувствовали себя единой семьей, потерявшей близкого человека. Многие приезжали еще накануне и были на панихиде, которую отслужил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин. Обратившись со словами утешения, он просил всех не оставлять молитв об усопшей схимонахине Феодосии. Потом всю ночь у ее гроба служили панихиды священнослужители Скопинской епархии.

Вот на амвон с проповедью выходит владыка Кирилл. Говорит тихо, проникновенно, едва сдерживая слезы. Несколько раз называет схимонахиню Феодосию «нашей Матерью». Он очень точно выражает наше общее горячее чувство, отношение к ней.

Народ к панихиде в храме все прибавляется, все теснее вокруг матушки. Батюшки смиренно выдерживают людской напор. Закончилась панихида. Прощальное слово у гроба говорит архимандрит Авель (Ургалкин), игумен Александровского монастыря из Суздаля. Он вспоминает, что особенно запомнил ответ матушки Феодосии на вопрос, как спастись: «Твори добро и говори правду. Говори правильно», – ответила она. В этих словах старицы – вся мудрость Божья, которую невозможно постичь никакими науками и образованиями, не следуя по дороге за Христом, не исполняя Его заповедей.

Больше часа под пение пасхального канона длилось прощание с телом старицы. Около храма, а потом на кладбище множество людей знакомых и незнакомых делились своими воспоминаниями о ней.

Под звон колоколов гроб с матушкой священники понесли в автобус. Вереница теперь уже из нескольких сотен машин, автобусов, микроавтобусов двинулась на кладбище в село Велемье, примерно в 7 километрах от храма. Жители местных деревень с немалым удивлением смотрели на столь необычный многокилометровый кортеж из машин. По своему духу, настрою, чувствам он был очень похож на крестный ход из Дивеева в Саров в год 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского. Была такая же жара, множество детей и чувство единения с Богом.

За километр до кладбища все машины встали, шли пешком. Потом еще долго ждали своей очереди, чтобы бросить по русскому обычаю земельку в могилку дорогой матушки, которую похоронили рядом с родителями и сестрой Ольгой. В обратный путь удалось взять благословение митрополита Кирилла, и тут же, на обочине дороги, помянули схимонахиню Феодосию пирожками с капустой, заботливо испеченными в ночь одной из моих спутниц. Запили водой из колодца из стаканчиков заботливых сельчан, которые были земляками великой праведницы, Божьей дудкой, щедро дарящей свою любовь людям.

Ирина ЕВСИНА

———————————————————————-

Елена Орлова, психолог, г. Рязань:

Я к матушке начала ездить с 2000 года. По сути вся моя взрослая осознанная жизнь прошла под ее опекой, под ее покровительством. Считаю, что мне очень повезло. Первый вопрос к ней был по работе, когда я столкнулась с кинезиологией, и никто не мог ответить на него. Сама методика настораживала: ручные манипуляции, которые много чего могут изменить, вплоть до судьбы ребенка. Я насторожилась, советовалась с духовником, а он не знает, говорит, что надо спрашивать у мудрых, есть старица, к ней можно съездить. На Покровских чтениях я познакомилась с отцом Сергием Рыбаковым, кандидатом физико-математических наук и спросила у него. Даже его мой вопрос поставил в замешательство и он тоже предложил съездить к матушке Феодосии И вот первая экспедиция была с этим вопросом. Чудесная матушка сказала о кинезиологии: «Гадость какая-то».

Меня в последующие приезды всегда удивляла ее чисто житейская мудрость. Я с помощью ее советов и детей растила. Каждый раз я к ней возвращаюсь и благодарю за предыдущий совет, потому что это то, что реально воплощается. Она мне мужа помогла выбрать. Я помню все ее советы и сейчас будто слышу ее слова: «У тебя все получится. Кайся и молись». Я с этой фразой 14 лет живу, и уже поняла: если вести себя так, как матушка сказала, то будет все хорошо.

Надежда Штатова, с. Корневое:

Часто к матушке не ходила, жалела. Бывала, когда приспичит. Много лет назад у меня тяжело, как говорили врачи, «неизлечимо» заболела мама. Они ничем не могли помочь. Тогда мы пошли к матушке, она нам дала рецепт состава, и мама излечилась. По счастью, она жива, и сейчас ей 76 лет.

Когда матушка Феодосия лежала в летаргическом сне, к ней приходило много верующих, ухаживали за ней. У нас много верующих… К ней трудно было попасть, всегда много людей приезжало.

Иерей Василий Ратько, Милославское благочиние, с. Чернава:

Мы познакомились с матушкой 18 лет назад, когда ждали двойню. Нам врачи сказали, что роды будут тяжелые, и один ребеночек уже мертвый. Мы с женой были большой тревоге, и нам добрые люди подсказали, что нужно ехать к матушке. Она нас послушала, глаза закрыла, долго молчала, а потом открывает глаза и говорит: «Родит, родит, сама. Пусть побольше морковного и свекольного сока пьет». Роды, действительно, прошли благополучно. Супруга сначала сама родила малыша, а через пять минут – девочку. Они в этом году школу заканчивают. Сейчас у нас 8 детей. Мы часто приезжаели к матушке за благословеньем по личным вопросам или по вопросам восстановления храма. Она всегда нам помогала. Как-то, в первые годы знакомства с ней, я привез паломников в Троице-Сергиеву Лавру. Приехали рано, идем на службу, а нам навстречу старец, архимандрит Кирилл. Я: «Батюшка, благословите, мы издалека». «Откуда?» «Да мы с Рязанской губернии приехали, есть там такой Милославский район». «А от вас ведь Скопин недалеко? Так у вас свой святильник есть – монахиня Феодосия, а вы к нам едете».

Владислав Малов, г. Кашира, 32 года, предприниматель:

Я узнал про матушку от друзей. Три раза с ними к ней приезжали. С просьбой о спасении души, семейном благополучии.. Меня разбойники обижали, приехал к матушке, просил помолиться, и они прямо сразу же отстали.

Наталья Николаевна Рыбакова:

Мы к матушке приехали первый раз, когда были большие проблемы в нашей общине, приехавшей на рязанскую землю из Казахстана. Не было ни средств к существованию, ни работы. Мне сразу запомнились ее большие-большие голубые сияющие глаза. Я-то бывала реже, а батюшка уже был священником и приезжал к ней чаще, людей привозил.

Ее молитвами мы очень благополучно за три дня продали дом в Алма-Ате. И точно так же купили, буквально мигом, квартиру в Москве. Риэлтор говорит, что квартира стояла, как завороженная – ждали полгода. Когда сын собирался жениться, он думал, кого выбрать? Батюшка приехал, спросил: «Ну, кто будет нашей невесткой, Таня или Мария?» А матушка посмеялась и говорит: «Таня, Таня будет». А потом говорит: «Верующая очень будет». Главное, говорит, чтобы в первом браке он не венчался, там все равно толку не будет, а для второй жены будет очень важно, что они будут венчаны. Когда сын женился, его нынешняя жена была очень далека от храма. А сейчас и в храм ходит, и своих четверых детей даже одна в храм водит. Так что матушка, конечно, прозорливая была.

Отец Николай Звонов, г. Скопин, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского:

Я здесь родился, здесь и живу, и почивать буду, ездим к матушке давно. Она внимательная, очень внимательная была, и добрая, и благочестивая. У кого скорбь, болезнь, у кого несчастье, у кого беда случилась – и все к матушке. Она всегда благословляла, каждому человеку напутствие говорила: как молиться, как себя вести. Я не хотел ее обременять, побеседую немного, пожелаю здоровья и ухожу. Она очень священников любила, очень была радостна ко всем, хоть и незнатный священник. Всегда радостна была, как Серафим Саровский.

Преподобный Сергий Радонежский в гостях у Иоанна Богослова

Ведь звон – это часть богослужения, это молитва, которая прославляет Спасителя, святых нашей земли российской

В обители любви

Находится монастырь на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово, Рыбновского района, Рязанской области

ОНИ ВОССТАЛИ ПРОТИВ САМОГО ХРИСТА

Украинские бандеровцы, головорезы и сектанты восстали не против своих братьев и сестер, не против России – они восстали против Самого Христа

Божья дудка

Может быть, последняя на земле великая молитвенница и праведница, к которой приходила Богородица

Украина: дети против родителей

Но ад - это не место в физическом пространстве, это - состояние погибшей души

«В языках огненных»

На иконах изображается история, факты, а не какие-то аллегории

Ступеньки к истине

Посещение католического храма разочаровало: икон нет, одно огромное распятие и скульптура Богородицы

Певец рязанцев и Неба

65 лет со дня рождения хронофотохудожника, почетного гражданина Рязани Евгения Каширина

Сыны полка I-ой мировой

Это одна из ярких, славных и малоизвестных страниц «Второй Отечественной войны»

ГАЛСТУК ИЛИ ВЕРА

Рассказ о детстве старца архимандрита Авеля (Македонова)

По святым местам

Всем известно об убийстве там сына царя Иоанна Грозного, царевича Димитрия. Это убийство так и осталось покрыто мраком тайны

Праздник «попразднственный»

И в древности иудеи чтили этот день как праздник принятия Моисеем десяти заповедей

умерла старица, схимница матушка Феодосия