Поэма канона Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе. Сир. 21, 18 Продолжая разговор о песнопениях утрени, хотелось бы уделить внимание канону, ведь он занимает в утрени центральное положение и непосредственно относится к праздничному дню, подробно повествуя о нём. Канун в переводе с греческого это слово значит "правило, норма, образец". Канон – это поэма, составленная по определенному порядку и правилам. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, называемой ирмус ("связь" – греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосэ. Греческие каноны всегда писались так, чтобы их можно было петь. Ирмос и определял, как следует петь остальные строфы. В русской Церкви навык такого пения, к сожалению, был утрачен. И теперь исполняется только ирмос на мелодию одного из 8 гласов, а тропари-строфы читаются. Полный канон состоит из 9 частей («песней»), каждая из песней канона берёт за основу соответствующую библейскую песнь. Эти библейские песни были гимнами, воспетыми ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в их личной жизни и в жизни всего израильского народа. Они и легли в основу песен канонов, при этом события ветхозаветной истории символически стали предвестием новозаветных событий. Для 1-й песни канонов послужила образцом песнь пророка и Боговидца Моисея. После чудного перехода израильтян через Чермное море и спасения их от преследования египтян Моисей вместе со всеми сынами израилевыми воспел песнь Господу: "Поим Господеви, славно бо прославися". Христиане прославляют Господа подобною же песнию, так что ряд первых песней заключается словами: "Славно бо прославися". Например, ирмос 1 канона празднику Успения, который мы встречаем в августе. «Преукрашена божественою славою, священная и славная, Дево, память Ти вся собра на веселие верныя; начинающи Мариам, с лики и тимпаны, Твоему поюще Единородному: славно яко прославися». 2-я песнь составлена по образцу другой песни пророка Моисея, которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой народ и пробудить в нем раскаяние: "Вонми небо и возглаголю..." Эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события, а потому в праздничных канонах она опускается и поется только в период Великого поста. 3-я песнь, составленная под влиянием благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила: "Сердце мое в Господе вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш". Православные христиане в празднуемом событии славят и благодарят Господа, ибо нас озарил свет Христовой веры, без которой мы были бесплодны к добрым делам, подобно тому, как бесплодна была святая Анна. 4-я песнь восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, жившего задолго до Рождества Христова. Духовно созерцая грядущего Господа Иисуса Христа, пророк говорил: "Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Бог от юга приидет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля". 5-я песнь составлена под влиянием молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли...». Подобно ему, мы молим Господа о ниспослании нам благ, которые открылись на земле с пришествием Господа и которые мы созерцаем в празднуемом событии. В 5-й песни почти каждого канона с утренним славословием Господа мы соединяем прошение о ниспослании нам мира. 6-я песнь составлена по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: "Возопив в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой услышал еси глас мой" (Ион. 2). В 6-й песни канона мы выражаем благодарность Господу за то, что Он не презрел нас, погрязших во грехах, но пришел, спас и сподобил славословить Его величие. Между 6 и 7 песнями после малой ектении читается праздничный кондак. Варвара МИХАЙЛОВА |
Такие события случаются один раз в человеческой жизни, их последствия из временной жизни переходят в Вечную Преподобный Сергий Радонежский шествует по России Преподобный очень почитал своих родителей – Кирилла и Марию и всегда говорил, что прежде чем к нему прийти, надо навестить его родителей Из Хотьхово на Благовещенское поле Каков был дух этого крестного хода? Зачем нужно было идти этим крестным ходом? Какую пользу люди от него получили? У архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Очень хотелось побывать у отца Иоанна в такой день на могилке, которая находится в дальних пещерах монастыря Как же много сегодня женщин курит. И не понимают многие, что сами беса к себе привлекают. Ходят в церковь, причащаются, а отойдут и – за сигарету Почему ореховый (хлебный) Спас прославляется меньше, чем медовый и яблочный Кризис образования. Выход есть. Только ленивый в наше время не ругает образование. Недавние результаты ЕГЭ снова подтвердили его плачевность. Но что же делать Разве можно обмануть себя: опасность вовсе не у порога – она уже давно вошла в наш дом и привольно расположилась в нём Возвратившись с фронта, отец больше не участвовал в войнах. Он блестяще считал в уме, хотя учился полгода в церковно-приходской школе Конкурс «Православная инициатива» дал жизнь многим проектам. В этом году гранты получила и Рязанская епархия В монастыре мы приняли участие в выездном Международном педагогическом семинаре «Сергия великого почтим» Вину я чувствую в душе. Перед отцом и перед Богом Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе |