Свиток кондака Часто мы читаем в богослужебных книгах слово «кондак». В переводе с греческого оно означает «свиток». Первоначальные кондаки 5 – 7 веков были велики по объему и действительно занимали собою целые пергаментные свитки. Икосами назывались составляющие их отдельные стихи. Число икосов не было строго определенным. Когда, начиная с VIII века, в церковное употребление стали входить каноны, составленные в соответствии с порядком пророческих песен, кондак сначала в полном объеме пели после шестой песни канона; но впоследствии на этом месте остались только заглавный стих (как раз то, что теперь называется кондаком) и первый икос. В 9-ом веке эти большие кондаки еще использовали в особых случаях – для усугубления праздничного торжества, или же тогда, когда надо было продлить молитву. Но позднее они совсем вышли из церковного обихода. Полный текст кондака прп. Козмы, посвященного празднику Успения, дошел до нашего времени только в одной-единственной рукописи, привезенной в 17 веке с Востока в Москву. «В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную». Перевод: «Неусыпную в молитвах Богородицу, и непреложную в защите Надежду не удержали гроб и смерть, но как Мать Жизни, (Ее) преложил к жизни Тот, Кто вселился в (Ее) всегда девственной утробе». Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи, является образцом 7-й и 8-й песней канона: "Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки", «благословите, вся дела Господня, Господа; пойте и превозносите Его во веки". В 1-й песни отроки вспоминают чудесные события из жизни своих отцов и славят Бога. Во 2-й-призывают всю тварь славить Господа. Святая Церковь, вспоминая чудесное спасение отроков, славит Всемогущего и Всесильного Бога. 9-я песнь величает Святую Деву Марию. Прославление Богоматери святой Елисаветою: "Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой..." и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: "Благословен Господь Бог Израилев" легли в основу этой песни. Каждое праздничное событие имеет два канона и более; каждый из них назван особо: воскресный, Богородичный, Животворящему Кресту и т. п. В завершение песней канона поется катавбсия ("схожу вниз", "схождение" – греч.). Катавасией называется ирмос, который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. На праздничной утрени катавасию положено петь после каждой песни канона. На вседневной службе катавасия поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней. Наиболее часто поётся катавасия «Отверзу уста моя», посвящённая Богородице. Между 8 и 9 песнями исполняется одно из красивейших богослужебных песнопений – песнь Богородицы «Величит душа моя Господа». Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее шести стихов: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». В этой песне Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. При пении «Честнейшей» церковный Устав предписывает творить поклоны на каждом стихе, призывая этим выразить свое особое почтение Божией Матери. Варвара МИХАЙЛОВА |
1 сентября в школах, колледжах, вузах России были проведены открытые уроки, посвященные 100-летию Первой мировой войны У нас в епархии за этот месяц два храма уничтожены полностью, шесть храмов пострадали в результате обстрелов Отцы России за многодетную семью Даже герои, награжденные орденами и медалями, признавались мне, что настоящий подвиг – это с первого до последнего дня забота о своей семье Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации Визит преподобного для местной земли сыграл огромную роль, ведь ему по просьбе Дмитрия Донского удалось убедить Олега Рязанского установить мир с Москвой и положить конец междоусобной войне Древняя обитель, начало которой положили иноки-отшельники Василий и Евфимий, укреплялась и процветала в XIV веке пожертвованиями Все ли обиды нужно прощать? А измену? Система и методика образования в школе не удовлетворяет многих родителей. И, как показывают результаты выпускных ЕГЭ, не напрасно На территории всей армии ДНР введен сухой закон. Это суровая необходимость в условиях боевых действий, иначе армия превращается в толпу мародёров и хулиганов Немка воюет с фашистами на Украине Гражданка ФРГ Маргарита Зайдлер вступила в ряды армии Новороссии Я всю сознательную жизнь прожила в Луганске. В 18 лет переехала в этот город из Пителинского района Рязанской области Оглашены многие интересные факты, говорящие о том, что, скорее всего, прославленный во святых Феодор Томский и есть император Александр I « В поте лица будете добывать хлеб свой», – заповедовал Иисус Христос людям после грехопадения Адама и Евы в раю. Люди и добывают В этот юбилейный год невозможно пройти мимо необычной личности Сергия Радонежского, поэтому по всей стране проходят такие торжества Часто мы читаем в богослужебных книгах слово «кондак». В переводе с греческого оно означает «свиток» |