Логотип рязанской газеты "Благовест"

В обители князя Олега

20 лет назад началось возрождение Рождества Богородицы Солотчинского монастыря, основанного в 1390 году великим князем Олегом Рязанским. Тогда игуменьей была назначена матушка Варвара, к которой, зная ее благочестие, стали стекаться сестры, в основном уже предпенсионного возраста. На ее плечи легли первые труды по восстановлению монастыря. В 2012 году исполняющей обязанности игуменьи обители была назначена монахиня Анимаиса (Данилова). В декабре 2013 года Святейший Синод утвердил ее игуменьей Солотчинской обители.

«Хорошо бы купола позолотить…» – почти как о несбыточном подумала игуменья Анимаиса, высоко запрокинув голову, глядя на купола храма Рождества Пресвятой Богородицы. Задумавшись, она почти не чувствовала ни мороза, ни холодного ветра, завывающего между уже начавшими ржаветь куполами.

– Что вы там высматриваете, – вывел ее из оцепенения голос мужчины солидного возраста, вышедшего из храма.

– Вот, купола бы надо позолотить, но дорого очень.., – печально ответила матушка.

В ответ незнакомец протянул визитную карточку, обещал помочь, и весной началось золочение всех пяти куполов. В июле они уже засияли во всей красе, возвеличивая храм Божий.

Монастырь, основанный в 1390 году великим рязанским князем Олегом Ивановичем, начал возрождаться в 1994 году. Тогда игуменьей была назначена матушка Варвара, к которой, зная ее благочестие, стали стекаться сестры, в основном уже предпенсионного возраста. На ее плечи легли первые труды по восстановлению монастыря.

Древняя обитель, начало которой положили иноки-отшельники Василий и Евфимий, укреплялась и процветала в XIV веке пожертвованиями, трудами, а позже и молитвами самого князя Олега, принявшего здесь схиму с именем Иоаким. Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на высоком берегу реки Солотчи, невдалеке от ее впадения в Оку и окруженный густыми лесами, что не жалел своих средств на строительство и благоукрашение храмов обители, келий для монашествующих. У монастыря тогда было много земель, движимого и недвижимого имущества.

Будучи мудрым правителем, князь Олег Иванович был великим подвижником христианской веры. Двенадцать лет, до своей кончины он носил под княжеской одеждой вериги в виде кольчуги из железных колец весом более 6,5 килограммов. После его смерти многие почитавшие его богомольцы, притекающие к его гробу в Солотчинский монастырь, старались надеть или прикоснуться к ней, по вере исцеляясь тем самым от разных недугов. «Особенно много было исцеленных от эпилепсии и недуга пьянства», –  рассказывает о покровителе Солотчинского монастыря матушка Анимаиса, когда мы подходили к раке с мощами благоверного князя Олега Рязанского в сияющий чистотой и ухоженностью Рождества Богородицы храм.

В этой небольшой раке рязанский праведник-правитель перенесен сюда в 2001 году из Иоанно-Богословского монастыря, где с 1990 года покоились его мощи, переданные из государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». Мироточения и благоухание от честной главы князя, пребывающей в раке, наблюдаются и в наше время. Рассказ о помощи благоверного князя Олега страждущим игуменья продолжает уже в другом, Сошествия Святого Духа храме.

 К нему мы идем по аккуратно выложенной плиткой дорожке, вдыхая аромат роз, любуясь вызревающими яблоками. В монастыре еще есть груши, вишни, сливы, смородина, клубника. Все это заготавливают на зиму. А еще насельницы обители любят ходить за грибами, которые всегда выручают постами. Монастырское пространство все больше становится похожим на райский сад. У матушки есть мечта – построить здесь фонтанчик, чтобы рыбки в нем плавали.

Вдалеке заливисто запел петух, воображая перед монастырскими курочками.

– Ваши?

– Да, у нас еще и коровы есть, целых 12 голов очень хорошей породы. Много молока дают. Делаем из него творог, сметану. Монастырскую трапезу обеспечиваем полностью, да еще на продажу остается, – поясняет матушка. Господь даровал нам такое хозяйство! Ведь коров нам даже покупать не пришлось. Председатель из Заборья очень помог. Поехала к нему покупать коров, а он пять голов даром дал. Владыка Вениамин нам тоже с одного подворья пять породистых коров прислал, лошадь, жеребеночка. Думаем в дальнейшем расширять ферму, новый птичник построить.

Идем дальше. На середине дорожки с краю стоит памятник обычный могильный памятник. Кому же? Оказывается, всем захороненным на территории монастыря; монашествующим, князьям, их родственникам, благодетелям. Время от времени здесь при земляных работах находят кости. Чьи – точно не известно. При советской власти могилы сравняли с землей. В храме Рождества Богородицы был размещен склад с зерном, а в церкви во имя Сошествия Святого Духа – клуб, кинозал. К нему мы за разговором подходим с матушкой Анимаисой.

Монастырь за несколько веков его существования перестраивался несколько раз. Духовской храм в том виде, в котором мы видим его сейчас был возведен как часть ансамля зданий в стиле нарышкинского барокко в конце XVII века предположительно архитектором Бухвостовым. Тогда у него был единственный аналог – трапезная Патриаршего подворья Московского Кремля. Вдоль всего здания со всех сторон, будто ярко расшитый пояс его, украшают рельефные изразцы с изображением шестикрылых херувимов. Удивительно, что краски не потускнели до сих пор, только на изображении некоторых херувимов есть следы от пуль. В них в советское время стреляли, пытались уничтожить, чтобы своим чистым взором не смущали идущих танцевать (!) в церковь. Но ничего не вышло.

Сейчас в храме во имя Сошествия Святого Духа идет ремонт. Поднимаемся с игуменьей по лестнице. Давно здесь не была. Сейчас здесь много больших – в пол  икон в красивых деревянных резных ризах. Некоторые узнаю, но не все. Многие из них явно древнего письма. «Когда я приступила к своим обязанностям и знакомилась с хозяйством, в одной из комнат этого храма обнаружила много старинных икон, которые после открытия монастыря приносили люди. Все они требовали реставрации. Сейчас реставраторы из Елоховского собора Москвы постепенно приводят их в порядок, и они возвращаются к нам в обновленном виде», – рассказывает об иконах матушка Анимаиса. Когда-то и в монастыре существовала иконописная школа, в которой учился известный иконописец Николай Шумов – основатель Дивеевской иконописной мастерской.

Вырезанные в том же стиле, как ризы, справа от алтаря возвышается рака, предназначенная для честной главы благоверного князя Олега Рязанского. Его мощи перенесут сюда, когда в этом храме будет окончательно закончен ремонт. У раки мы опять вспоминаем великого князя Олега Ивановича.

– Знаю, что в монастыре записывают случаи чудесной помощи по молитвам к благоверному князю Олегу. Можете ли вы рассказать о них?

– Чудес и исцелений у мощей, с тех пор, как они появились в монастыре, происходит много. Об одном случае мне рассказывала некоторых из них мне рассказывала игуменья Варвара.

 Как-то к нам в монастырь родители привезли из Санкт-Петербурга своего ребенка. У него были парализованы ноги и руки. Никакое лечение ему не помогало. Когда его поднесли к мощам, ему стало легче. Потом родители оповестили нас, что по приезде домой он совсем выздоровел.

Еще я вспоминаю такой случай, который произошел при мне, когда я в этом храме несла послушание за ящиком. Приехал к нам парень по имени Олег, лет тридцати, и спрашивает: «Где у вас тут рака князя Олега?» Оказалось, что он сильно пил, и, когда однажды наступило просветление, он взмолился и стал просить Бога исцелить его. Три раза ему снился один и тот же сон, в котором князь был где-то высоко на небе и говорил, что он Олег Рязанский, и просит его приезжать к нему за помощью в Солотчу. Он долго молился у мощей.

Мне и сестрам благоверный князь Олег Рязанский часто оказывает помощь и в устроении монастыря, и в личных просьбах. Первый такой случай произошел со мной, когда я только поступила в монастырь. У меня очень разболелся зуб, да так сильно, что слезы сами лились. Я тогда подошла к раке Олега Рязанского, приложилась щекой и слезно попросила его немного снять эту боль. За какую-то секунду у меня все прошло, будто у меня и зуб никогда не болел. Когда я опять стала за ящиком работать, то пришла одна женщина и говорит: «У вас щека опухшая, зуб болел? Я зубной врач и предлагаю приехать ко мне полечиться». И она вылечила мне зуб.

Фигура великого князя Олега Рязанского знаковая и значимая не только для рязанцев. Даже на гербе этого древнего города изображен князь. Кстати, и нынешнего губернатора Рязанской области зовут Олег Иванович, который активно помогает правящим архиереям Рязанской епархии в возрождении Православия на вверенной ему земле. Родом Олег Иванович из Москвы. И это тоже кстати, потому что некоторые московские публицисты продолжают нелестно отзываться о роли князя Олега Рязанского в истории Руси, что совсем не соответствует исторической истине и мешает прославлению в лике святых князя Олега Рязанского. Впрочем, московские потомки рязанского князя бывают в монастыре, участвуют в научных исторических конференциях и даже посадили на территории монастыря аллею декоративных кустарников. Они тоже чтут святость князя Олега.

Пойдемте с вами еще в один храм, – предлагает матушка, когда мы спускаемся по лестнице из церкви Сошествия Святого Духа. Мы идем вдоль стены этого величественного храма и останавливаемся около двери, за которой мог быть, например, амбар, предположила я.

– А он и был здесь долгое время, – подтверждает мои предположения матушка Анимаиса, – только вот несколько месяцев назад мы расчистили этот нижний древний храм в честь преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого, отштукатурили его, поставили окна, двери, провели отопление. Когда Господь пошлет нам благодетелей, надеемся отреставрировать его до конца. В этом храме будем читать неусыпаемую Псалтырь, чтение которой у нас не прекращается со дня возрождения обители.

Выйдя из храма и присев на кованую лавочку, матушка вспоминает о том, как она пришла в Солотчинский монастырь, который стал для нее родным домом. О монастыре Рождества Богородицы в Солотче игуменья Анимаиса узнала от оптинского старца схиархимандрита Илии, по благословению которого она и стала его насельницей осенью 2000 года. Отец Илия и постригал ее в монашество в женском монастыре в Шамордино. Но прежде матушка Анимаиса девять лет совмещала работу операционной сестры с различными послушаниями в Пафнутьев Боровском монастыре. Тогда он только открылся, и всегда было много работы. Я приходила в монастырь рано, когда еще читалось монашеское правило, где-то в 5 часов, шла пешком, оставалась там после правила, стояла службу, потом начинала убирать все это, украшать. И приходила домой иногда, когда не работала в больнице, очень поздно, когда автобусы уже не ходили. Мне было радостно, я шла пешком, в голове все время у меня была молитва. Было такое горение, что без храма я не могла жить. Думала, что там и умру, но Господь судил иначе. Отец Илия благословил посетить это место, а то и тут остаться. Игуменья Варвара тепло приняла меня здесь. Я и осталась.

Глубокую веру матушка Анимаиса обрела уже в зрелом возрасте, когда у нее была семья, сын. Бабушка и мама были у нее верующие, а отец – военный, поэтому открыто о Боге, о вере не говорили, но атмосфера в семье была христианской, православной. Поэтому, когда однажды она пришла в родительский дом и увидела Евангелие, не удивилась, а открыла и, взяв домой, нашла там ответы на все мучающие ее вопросы жизни и смерти. И побежала в храм, посвятив всю свою жизнь после смерти мужа воспитанию сына и служению Церкви. Потом оказалось, что Пафнутьев Боровский монастырь не так далеко от ее дома, и она стала часто ходить туда на службы, познакомилась там с отцом Власием, который и стал духовным отцом матушки. Старец благословлял ее ездить с сыном в паломничество по святым местам. Они бывали и в Поаеве, и на Селигере… Особенно часто приезжали в Оптину Пустынь, где и встретились со схиархимандритом Илией. Сергей давно уже взрослый, а игуменья Анимаиса прикладывает все свои дары и таланты на строительство и благоукрашение Дома Пресвятой Богородицы, как иногда называет Солотчинский монастырь.

Ирина ЕВСИНА

Война и мир

1 сентября в школах, колледжах, вузах России были проведены открытые уроки, посвященные 100-летию Первой мировой войны

«Мы надеемся только на Бога»

У нас в епархии за этот месяц два храма уничтожены полностью, шесть храмов пострадали в результате обстрелов

Отцы России за многодетную семью

Даже герои, награжденные орденами и медалями, признавались мне, что настоящий подвиг – это с первого до последнего дня забота о своей семье

Карта без чипа

Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации

Крестный ход ко Светильнику

Визит преподобного для местной земли сыграл огромную роль, ведь ему по просьбе Дмитрия Донского удалось убедить Олега Рязанского установить мир с Москвой и положить конец междоусобной войне

В обители князя Олега

Древняя обитель, начало которой положили иноки-отшельники Василий и Евфимий, укреплялась и процветала в XIV веке пожертвованиями

Личное чувство

Все ли обиды нужно прощать? А измену?

Мудрость в простоте

Система и методика образования в школе не удовлетворяет многих родителей. И, как показывают результаты выпускных ЕГЭ, не напрасно

«Наша война – святая»

На территории всей армии ДНР введен сухой закон. Это суровая необходимость в условиях боевых действий, иначе армия превращается в толпу мародёров и хулиганов

Немка воюет с фашистами на Украине

Гражданка ФРГ Маргарита Зайдлер вступила в ряды армии Новороссии

Бог не оставит Новороссию

Я всю сознательную жизнь прожила в Луганске. В 18 лет переехала в этот город из Пителинского района Рязанской области

По святым местам

Оглашены многие интересные факты, говорящие о том, что, скорее всего, прославленный во святых Феодор Томский и есть император Александр I

О хлебе насущном

« В поте лица будете добывать хлеб свой», – заповедовал Иисус Христос людям после грехопадения Адама и Евы в раю. Люди и добывают

Тихими и кроткими словами

В этот юбилейный год невозможно пройти мимо необычной личности Сергия Радонежского, поэтому по всей стране проходят такие торжества

Свиток кондака

Часто мы читаем в богослужебных книгах слово «кондак». В переводе с греческого оно означает «свиток»

рака с мощами благоверного князя Олега РязанскогоВ обители князя Олега