В обители князя Олега 20 лет назад началось возрождение Рождества Богородицы Солотчинского монастыря, основанного в 1390 году великим князем Олегом Рязанским. Тогда игуменьей была назначена матушка Варвара, к которой, зная ее благочестие, стали стекаться сестры, в основном уже предпенсионного возраста. На ее плечи легли первые труды по восстановлению монастыря. В 2012 году исполняющей обязанности игуменьи обители была назначена монахиня Анимаиса (Данилова). В декабре 2013 года Святейший Синод утвердил ее игуменьей Солотчинской обители. «Хорошо бы купола позолотить…» – почти как о несбыточном подумала игуменья Анимаиса, высоко запрокинув голову, глядя на купола храма Рождества Пресвятой Богородицы. Задумавшись, она почти не чувствовала ни мороза, ни холодного ветра, завывающего между уже начавшими ржаветь куполами. – Что вы там высматриваете, – вывел ее из оцепенения голос мужчины солидного возраста, вышедшего из храма. – Вот, купола бы надо позолотить, но дорого очень.., – печально ответила матушка. В ответ незнакомец протянул визитную карточку, обещал помочь, и весной началось золочение всех пяти куполов. В июле они уже засияли во всей красе, возвеличивая храм Божий. Монастырь, основанный в 1390 году великим рязанским князем Олегом Ивановичем, начал возрождаться в 1994 году. Тогда игуменьей была назначена матушка Варвара, к которой, зная ее благочестие, стали стекаться сестры, в основном уже предпенсионного возраста. На ее плечи легли первые труды по восстановлению монастыря. Древняя обитель, начало которой положили иноки-отшельники Василий и Евфимий, укреплялась и процветала в XIV веке пожертвованиями, трудами, а позже и молитвами самого князя Олега, принявшего здесь схиму с именем Иоаким. Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на высоком берегу реки Солотчи, невдалеке от ее впадения в Оку и окруженный густыми лесами, что не жалел своих средств на строительство и благоукрашение храмов обители, келий для монашествующих. У монастыря тогда было много земель, движимого и недвижимого имущества. Будучи мудрым правителем, князь Олег Иванович был великим подвижником христианской веры. Двенадцать лет, до своей кончины он носил под княжеской одеждой вериги в виде кольчуги из железных колец весом более 6,5 килограммов. После его смерти многие почитавшие его богомольцы, притекающие к его гробу в Солотчинский монастырь, старались надеть или прикоснуться к ней, по вере исцеляясь тем самым от разных недугов. «Особенно много было исцеленных от эпилепсии и недуга пьянства», – рассказывает о покровителе Солотчинского монастыря матушка Анимаиса, когда мы подходили к раке с мощами благоверного князя Олега Рязанского в сияющий чистотой и ухоженностью Рождества Богородицы храм. В этой небольшой раке рязанский праведник-правитель перенесен сюда в 2001 году из Иоанно-Богословского монастыря, где с 1990 года покоились его мощи, переданные из государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». Мироточения и благоухание от честной главы князя, пребывающей в раке, наблюдаются и в наше время. Рассказ о помощи благоверного князя Олега страждущим игуменья продолжает уже в другом, Сошествия Святого Духа храме. К нему мы идем по аккуратно выложенной плиткой дорожке, вдыхая аромат роз, любуясь вызревающими яблоками. В монастыре еще есть груши, вишни, сливы, смородина, клубника. Все это заготавливают на зиму. А еще насельницы обители любят ходить за грибами, которые всегда выручают постами. Монастырское пространство все больше становится похожим на райский сад. У матушки есть мечта – построить здесь фонтанчик, чтобы рыбки в нем плавали. Вдалеке заливисто запел петух, воображая перед монастырскими курочками. – Ваши? – Да, у нас еще и коровы есть, целых 12 голов очень хорошей породы. Много молока дают. Делаем из него творог, сметану. Монастырскую трапезу обеспечиваем полностью, да еще на продажу остается, – поясняет матушка. Господь даровал нам такое хозяйство! Ведь коров нам даже покупать не пришлось. Председатель из Заборья очень помог. Поехала к нему покупать коров, а он пять голов даром дал. Владыка Вениамин нам тоже с одного подворья пять породистых коров прислал, лошадь, жеребеночка. Думаем в дальнейшем расширять ферму, новый птичник построить. Идем дальше. На середине дорожки с краю стоит памятник обычный могильный памятник. Кому же? Оказывается, всем захороненным на территории монастыря; монашествующим, князьям, их родственникам, благодетелям. Время от времени здесь при земляных работах находят кости. Чьи – точно не известно. При советской власти могилы сравняли с землей. В храме Рождества Богородицы был размещен склад с зерном, а в церкви во имя Сошествия Святого Духа – клуб, кинозал. К нему мы за разговором подходим с матушкой Анимаисой. Монастырь за несколько веков его существования перестраивался несколько раз. Духовской храм в том виде, в котором мы видим его сейчас был возведен как часть ансамля зданий в стиле нарышкинского барокко в конце XVII века предположительно архитектором Бухвостовым. Тогда у него был единственный аналог – трапезная Патриаршего подворья Московского Кремля. Вдоль всего здания со всех сторон, будто ярко расшитый пояс его, украшают рельефные изразцы с изображением шестикрылых херувимов. Удивительно, что краски не потускнели до сих пор, только на изображении некоторых херувимов есть следы от пуль. В них в советское время стреляли, пытались уничтожить, чтобы своим чистым взором не смущали идущих танцевать (!) в церковь. Но ничего не вышло. Сейчас в храме во имя Сошествия Святого Духа идет ремонт. Поднимаемся с игуменьей по лестнице. Давно здесь не была. Сейчас здесь много больших – в пол икон в красивых деревянных резных ризах. Некоторые узнаю, но не все. Многие из них явно древнего письма. «Когда я приступила к своим обязанностям и знакомилась с хозяйством, в одной из комнат этого храма обнаружила много старинных икон, которые после открытия монастыря приносили люди. Все они требовали реставрации. Сейчас реставраторы из Елоховского собора Москвы постепенно приводят их в порядок, и они возвращаются к нам в обновленном виде», – рассказывает об иконах матушка Анимаиса. Когда-то и в монастыре существовала иконописная школа, в которой учился известный иконописец Николай Шумов – основатель Дивеевской иконописной мастерской. Вырезанные в том же стиле, как ризы, справа от алтаря возвышается рака, предназначенная для честной главы благоверного князя Олега Рязанского. Его мощи перенесут сюда, когда в этом храме будет окончательно закончен ремонт. У раки мы опять вспоминаем великого князя Олега Ивановича. – Знаю, что в монастыре записывают случаи чудесной помощи по молитвам к благоверному князю Олегу. Можете ли вы рассказать о них? – Чудес и исцелений у мощей, с тех пор, как они появились в монастыре, происходит много. Об одном случае мне рассказывала некоторых из них мне рассказывала игуменья Варвара. Как-то к нам в монастырь родители привезли из Санкт-Петербурга своего ребенка. У него были парализованы ноги и руки. Никакое лечение ему не помогало. Когда его поднесли к мощам, ему стало легче. Потом родители оповестили нас, что по приезде домой он совсем выздоровел. Еще я вспоминаю такой случай, который произошел при мне, когда я в этом храме несла послушание за ящиком. Приехал к нам парень по имени Олег, лет тридцати, и спрашивает: «Где у вас тут рака князя Олега?» Оказалось, что он сильно пил, и, когда однажды наступило просветление, он взмолился и стал просить Бога исцелить его. Три раза ему снился один и тот же сон, в котором князь был где-то высоко на небе и говорил, что он Олег Рязанский, и просит его приезжать к нему за помощью в Солотчу. Он долго молился у мощей. Мне и сестрам благоверный князь Олег Рязанский часто оказывает помощь и в устроении монастыря, и в личных просьбах. Первый такой случай произошел со мной, когда я только поступила в монастырь. У меня очень разболелся зуб, да так сильно, что слезы сами лились. Я тогда подошла к раке Олега Рязанского, приложилась щекой и слезно попросила его немного снять эту боль. За какую-то секунду у меня все прошло, будто у меня и зуб никогда не болел. Когда я опять стала за ящиком работать, то пришла одна женщина и говорит: «У вас щека опухшая, зуб болел? Я зубной врач и предлагаю приехать ко мне полечиться». И она вылечила мне зуб. Фигура великого князя Олега Рязанского знаковая и значимая не только для рязанцев. Даже на гербе этого древнего города изображен князь. Кстати, и нынешнего губернатора Рязанской области зовут Олег Иванович, который активно помогает правящим архиереям Рязанской епархии в возрождении Православия на вверенной ему земле. Родом Олег Иванович из Москвы. И это тоже кстати, потому что некоторые московские публицисты продолжают нелестно отзываться о роли князя Олега Рязанского в истории Руси, что совсем не соответствует исторической истине и мешает прославлению в лике святых князя Олега Рязанского. Впрочем, московские потомки рязанского князя бывают в монастыре, участвуют в научных исторических конференциях и даже посадили на территории монастыря аллею декоративных кустарников. Они тоже чтут святость князя Олега. – Пойдемте с вами еще в один храм, – предлагает матушка, когда мы спускаемся по лестнице из церкви Сошествия Святого Духа. Мы идем вдоль стены этого величественного храма и останавливаемся около двери, за которой мог быть, например, амбар, предположила я. – А он и был здесь долгое время, – подтверждает мои предположения матушка Анимаиса, – только вот несколько месяцев назад мы расчистили этот нижний древний храм в честь преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого, отштукатурили его, поставили окна, двери, провели отопление. Когда Господь пошлет нам благодетелей, надеемся отреставрировать его до конца. В этом храме будем читать неусыпаемую Псалтырь, чтение которой у нас не прекращается со дня возрождения обители. Выйдя из храма и присев на кованую лавочку, матушка вспоминает о том, как она пришла в Солотчинский монастырь, который стал для нее родным домом. О монастыре Рождества Богородицы в Солотче игуменья Анимаиса узнала от оптинского старца схиархимандрита Илии, по благословению которого она и стала его насельницей осенью 2000 года. Отец Илия и постригал ее в монашество в женском монастыре в Шамордино. Но прежде матушка Анимаиса девять лет совмещала работу операционной сестры с различными послушаниями в Пафнутьев Боровском монастыре. Тогда он только открылся, и всегда было много работы. Я приходила в монастырь рано, когда еще читалось монашеское правило, где-то в 5 часов, шла пешком, оставалась там после правила, стояла службу, потом начинала убирать все это, украшать. И приходила домой иногда, когда не работала в больнице, очень поздно, когда автобусы уже не ходили. Мне было радостно, я шла пешком, в голове все время у меня была молитва. Было такое горение, что без храма я не могла жить. Думала, что там и умру, но Господь судил иначе. Отец Илия благословил посетить это место, а то и тут остаться. Игуменья Варвара тепло приняла меня здесь. Я и осталась. Глубокую веру матушка Анимаиса обрела уже в зрелом возрасте, когда у нее была семья, сын. Бабушка и мама были у нее верующие, а отец – военный, поэтому открыто о Боге, о вере не говорили, но атмосфера в семье была христианской, православной. Поэтому, когда однажды она пришла в родительский дом и увидела Евангелие, не удивилась, а открыла и, взяв домой, нашла там ответы на все мучающие ее вопросы жизни и смерти. И побежала в храм, посвятив всю свою жизнь после смерти мужа воспитанию сына и служению Церкви. Потом оказалось, что Пафнутьев Боровский монастырь не так далеко от ее дома, и она стала часто ходить туда на службы, познакомилась там с отцом Власием, который и стал духовным отцом матушки. Старец благословлял ее ездить с сыном в паломничество по святым местам. Они бывали и в Поаеве, и на Селигере… Особенно часто приезжали в Оптину Пустынь, где и встретились со схиархимандритом Илией. Сергей давно уже взрослый, а игуменья Анимаиса прикладывает все свои дары и таланты на строительство и благоукрашение Дома Пресвятой Богородицы, как иногда называет Солотчинский монастырь. Ирина ЕВСИНА |
1 сентября в школах, колледжах, вузах России были проведены открытые уроки, посвященные 100-летию Первой мировой войны У нас в епархии за этот месяц два храма уничтожены полностью, шесть храмов пострадали в результате обстрелов Отцы России за многодетную семью Даже герои, награжденные орденами и медалями, признавались мне, что настоящий подвиг – это с первого до последнего дня забота о своей семье Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации Визит преподобного для местной земли сыграл огромную роль, ведь ему по просьбе Дмитрия Донского удалось убедить Олега Рязанского установить мир с Москвой и положить конец междоусобной войне Древняя обитель, начало которой положили иноки-отшельники Василий и Евфимий, укреплялась и процветала в XIV веке пожертвованиями Все ли обиды нужно прощать? А измену? Система и методика образования в школе не удовлетворяет многих родителей. И, как показывают результаты выпускных ЕГЭ, не напрасно На территории всей армии ДНР введен сухой закон. Это суровая необходимость в условиях боевых действий, иначе армия превращается в толпу мародёров и хулиганов Немка воюет с фашистами на Украине Гражданка ФРГ Маргарита Зайдлер вступила в ряды армии Новороссии Я всю сознательную жизнь прожила в Луганске. В 18 лет переехала в этот город из Пителинского района Рязанской области Оглашены многие интересные факты, говорящие о том, что, скорее всего, прославленный во святых Феодор Томский и есть император Александр I « В поте лица будете добывать хлеб свой», – заповедовал Иисус Христос людям после грехопадения Адама и Евы в раю. Люди и добывают В этот юбилейный год невозможно пройти мимо необычной личности Сергия Радонежского, поэтому по всей стране проходят такие торжества Часто мы читаем в богослужебных книгах слово «кондак». В переводе с греческого оно означает «свиток» |