Логотип рязанской газеты "Благовест"

Огонек у Казанского монастыря

 Заслуженный художник России, почетный член Российской Академии художеств Раиса Лысенина, будучи ребенком, запомнила те страшные годы разрушения и поругания Казанского монастыря. Когда в обители начали восстанавливать храм, у скульптора родилась идея увековечить память тех трагических лет. Обитель была построена здесь в 1782 году. До революции на ее территории находилось кладбище, где хоронили монахинь, настоятельниц, благотворителей монастыря и почетных граждан. После захвата власти большевиками оно было полностью разрушено. В стенах обители устроили концлагерь изоляции и принудительных работ.

На протяжении 87 лет обитель пребывала в запустении и разрухе. И только в 2006 году было принято решение об открытии монастыря.

Я родилась на улице Затинной, недалеко от Рязанского кремля, и до сих пор здесь живу. Из окон моей квартиры виден Казанский монастырь. Все мои детские воспоминания, переживания по поводу его судьбы, история его возрождения – все это потихоньку накапливалось в глубине души. И потом родилась идея создания Поклонного креста. В это время в храме шли реставрационные работы, и сняли старый пол. Оказалось, что он был выполнен из интересных каменных глыб, которые положили на улице. Они буквально светились на солнце! Я потрогала руками камни – мелкозернистые, пластичные, теплые, намоленные… Они как нельзя лучше подходили для создания креста. Настоятельница обители, матушка Анна, поддержала мою идею и благословила на работу. Надо было продумать конструкцию, вырезать вручную рисунок. Но опилить большие и бесформенные камни разной толщины мне одной было не по силам. На помощь пришли друзья-скульпторы.

В крестах, как и в иконах, есть свой канон – не должно быть случайных деталей. У подножия креста я изобразила местных святых: блаженную Любушку Рязанскую, святителя Василия Рязанского, священномученика Иувеналия, равноапостольную Первомученицу Феклу, которая помогает женщинам, вступающим на монашеский путь. В общей сложности работа длилась больше года. Любое искусство – это Божий дар. Когда художник творит, он чувствует себя счастливым. А когда эта работа делается в храме, то все невзгоды уходят прочь, в душе наступает гармония, спокойствие, и нужное решение всегда приходит вовремя.

Сегодня, проходя ежедневно мимо монастыря, я подхожу к Поклонному кресту и зажигаю у его подножия лампадку, слежу, чтобы огонечек всегда горел. Матушка Анна благословила меня на это послушание. Когда зимними вечерами идешь устало домой мимо храма, вдруг видишь – теплится огонек у креста. И сразу в душе тепло становится! Столько радости появляется и надежды.

Раиса Алексеевна, религиозная тема занимает особое место в вашем творчестве. А с чего начинался ваш путь к Богу?

Зерна православия были посеяны в моем сердце с детства. Одна улица Затинная чего стоит! Детство у меня, как, наверное, и у многих, было почти беззаботным. Потом наступила пора юности, когда постепенно начинали пробуждаться страсти: хочешь одного, а получается совсем другое. Я закончила Абрамцевское художественно-промышленное училище в Хотькове, через несколько лет поступила в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. А когда вернулась в Рязань, меня никто не ждал, кроме мамы. Она была моим ангелом-хранителем. Когда ее не стало рядом, я несколько лет не могла работать, меня переполняла тоска и чувство вины перед мамой. Был период, когда мне практически не поступало никаких заказов. А жить на что-то нужно было. Вообще редко кого-то радость приводит к вере. Чаще всего к Богу приходят через скорби. Когда нам плохо, душа ноет, мы первым делом бежим в храм. Ведь в Тебе одно прибежище наше, Господи!

Религиозная тема, действительно, проходит через все мое творчество, многие работы пронизаны библейскими сюжетами, например: скульптурная композиция «Поцелуй Иуды», рельеф «Благовещение Пресвятой Богородицы», работа «Малая Голгофа», посвященная репрессированным священникам, похороненным на рязанской земле. К сожалению, мало кто принял одну из моих последних работ «Сказание о Сергии». Она в какой-то степени первобытна. Я соединила два материала: камень и дерево. Лик и руки Сергия Радонежского  выполнены из светящихся кусков белого ангидрита, ряса и туловище – из старого дерева. Если смотреть на фигуру сбоку, то она напоминает силуэт вырастающего храма. Я не стремилась к канонической правильности. Для меня было важным передать ощущение естественности святого, его гармонию с природой. 

Неоднократно я обращалась к теме святых Петра и Февронии. Два года назад во время скульптурного симпозиума «Хотьковские сезоны» я сделала композицию из белого известняка. Именно в нем выражена духовная чистота святых. Чаще всего их изображают в княжеских одеждах, а я решила создать их образ в одеянии, напоминающим монашескую. Супругов объединяет православный крест, выкованный из металла. В ладошке Февронии уютно устроился зайчик, символ плодовитости и олицетворения женского начала. Фигуры святых стоят в ладье. На ней они отправились в изгнание после того, как некоторым приближенным князя Петра не по нраву пришлось крестьянское происхождение Февронии. На ладье святые и вернулись, когда, одумавшись, бояре призвали их править Муромом. Ладья – это символ единства. Двое, как парус одного корабля в пучине житейской, осененный православным крестом. Двое, как единый вдох. Двое, как молитва единства в Боге.

 – Вас можно назвать настоящим мастером-экспериментатором, вы работаете в разных жанрах пластического искусства, органично сочетаете в своих работах камень, дерево, стекло, эмали, роспись, золочение… Как рождаются идеи?

Я думаю, что на самом деле все идеи приходят свыше. А дальше – они либо пролетают мимо, либо оседают и воплощаются в наших замыслах. Многие переживают в жизни боль предательства, радость Воскресения Христова. И каждый художник выражает это в творчестве по-своему. Главная задача в искусстве, которую я решаю всю жизнь – образность. Каждая моя работа, будь то мелкая пластика, станковая или парковая скульптура, – есть пережитая история и пережитое чувство. Например, однажды в Вербное воскресенье я пришла в один из московских храмов и была потрясена увиденной картиной: множество силуэтов прихожан, все держали в руках вербы, сияло золото иконостаса. Так появилась работа «Вербное воскресенье». 

На протяжении десяти лет вы являетесь президентом фонда «Творческое достояние», который занимается организацией выставок и сбережением оставленных произведений ушедших из жизни художников. С какими проблемами приходиться сталкиваться?  

Главная проблема – это отсутствие помещения. Для выставочного зала и архива была найдена башня бывшей городской земской больницы на пересечении улиц Горького и Есенина. Постройка чудом сохранилась, но требует восстановительных работ. На ее реконструкцию пока, к сожалению, нет средств. Поэтому творческое наследие Зои Гнатковой, Анатолия Киреева, Василия Дубинина, часть работ архива Евгения Каширина и многих других известных рязанцев хранится в моей мастерской. Художник уходит, а работы его остаются. Это маленькие жемчужины, из которых складывается ожерелье нашей культуры. И сохранить творческое наследие как Божий дар – наша святая обязанность.

Вероника Шелякина

Фото Андрея Павлушина

Радость и благочестие Святок

Святки на Руси всегда были самым главным и ярким праздником зимы

Святитель Феофан Вышенский: «Писать – это служба Церкви…»

Феофан Затворник противопоставляет способность человека к покаянию и праведность

«Святитель Феофан и книги»

Феофан Вышенский писал: «Читай книги и учись по ним жить»

История творится на глазах

Тема 2015 года: «История России, От Рюрика до Николая II»

На родине матушки Феодосии

И мы верим, что молитвами праведников Россия спасется

Как быть счастливым

Вы знаете ответ на вопрос, как стать счастливым?

Нейрохирургия воспитания

Как воспитать ребенка в православной вере

Огонек у Казанского монастыря

В крестах, как и в иконах, есть свой канон – не должно быть случайных деталей

Конец света еще подождет

После встречи стало очевидно, что концу света с приходом придется еще подождать

Окопный смрад «литературы»

Действие произведения стилизовано под русскую классику XIX века с добавлением некоторых фантастических оттенков

Михайлов день

Все они в какой-то момент своей жизни оказываются способными на настоящий христианский подвиг

Древнее единство Рождества Христова и Крещения

Не менее известен и любим прихожанами кондак светлого праздника

На святом источнике

Можно ли православным юношам и девушкам участвовать в балах

Огонек у 
Казанского 
монастыряЗаслуженный художник России, почетный член Российской Академии художеств Раиса Лысенина