Логотип рязанской газеты "Благовест"

И один в поле воин

В праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 ноября исполняется 10 лет возрождения Полунинской обители в с. Красный Холм, Скопинской епархии. В этот день архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (ныне митрополит Минский и Заславский, экзарх всея Беларуси) подписал указ об открытии Христорождественского храма. О восстановлении обители, возрождении жизни вокруг нее газете «Благовест» рассказывает настоятель Крестовоздвиженской Полунинской монашеской общины иеромонах ИОАКИМ (Заякин).

– Батюшка, с чего начиналось восстановление вашей обители? Кто был ее инициатором?

 Первый раз я узнал об этой обители в 1994 году, приехав на пасеку в деревню Лохино (кстати, здесь было до 1917 г. имение купцов Полуниных, основателей нашей святой обители). Пасечник Константин Кулага, мой училищный друг, попал сюда по распределению, к нему были перевезены и пчелы из Иоанно-Богословского монастыря, так как здесь очень хороший медосбор, много липы и разнотравья. Его мы и приехали навестить.

Константин и рассказал, что неподалеку есть заброшенный монастырь, и предложил его посетить. Помню жаркий летний день, мы идем четыре километра полями, пролесками, чтобы скорей увидеть монастырь. Мне казалось, что он, как и Богословский, да и как многие монастыри и храмы, располагается на возвышенности, мы его увидим издалека. Но, оказалось, что лишь при подходе к самой обители открывается вид на ее строения. Обитель находится в низине, окруженная вековыми липами и лесом. Природа, гладь пруда, уединение – все это, как говорится, заставило «ахнуть». Я ходил, с восторгом любуясь храмом, построенным в русском стиле, надгробиями основателя и его семейства. И только в мыслях думалось: как бы хорошо было бы восстановить это святое место, и чтоб здесь вновь зазвучали молитвы…Монах не должен отказываться от данного ему послушания, точно так же и самовольно напрашиваться на что-либо. Поэтому почти десять лет я только молился о возрождении этой обители каждый год, при возможности стараясь посетить ее. Занимаясь в архиве, я собирал все сведения об этой обители, ее основателях и сестрах.

Конечно, я рассказывал об обители знакомым монахам. Некоторые даже приезжали смотреть, думая устроить подворье своих монастырей, но почему то ничего не осуществлялось. В 2004 г. фермеры, жившие на территории монастыря, увидев, что все, предпринимаемое ими, не имело большого успеха, решили уехать. Они написали письмо архиепископу Павлу об этом и упомянули мое имя, так как, приезжая в обитель, мы с ними всегда общались. Владыка Павел, увидев мое имя, написал резолюцию, что, если отец Иоаким желает, то может ехать восстанавливать Полунинскую обитель. Нужно сказать, что ничего этого я не знал, да и мое пылкое желание утихло. Я смирился, видя, как уже десять лет нет никакой возможности, а самовольно напрашиваться боялся. И вдруг на Пасхальной неделе 2005 г. – звонок от настоятеля Никольского храма с. Задубровья, от протоиерея Андрея Носань, окормлявшего много лет верующих села Красный Холм. Отец Андрей рассказал о письме о резолюции владыки и сказал, что дело зависит лишь от моего решения. И я вновь «ахнул», но только от испуга. Я думал, что буду в числе братии возрождающейся обители, а владыка назначал меня настоятелем, притом из насельников лишь я один. Как восстанавливать? За что браться? Ни опыта, ни средств. Это меня пугало, и самое главное – даже не внешнее устроение, а внутреннее. Я долго не давал ответ. Однажды мне сообщили, что архиепископ Павел благословил мне заменить старших соборных диаконов, которые ушли в отпуск. И мне предстояло весь август служить в Успенском соборе. Помню, как я внутренне негодовал, думаю: ведь у меня голос слабый, есть в Рязани диаконы с сильными голосами, и почему именно меня? Отец Михаил Рыжов, настоятель Преображенского храма в Канищево, где я тогда служил, улыбаясь, ответил на мое негодование: «Вот увидишь, владыка будет говорить о монастыре». Я махнул рукой, говорю: «Да ладно». И, действительно, приехав на первую воскресную всенощную, и когда младшие диаконы пошли совершать каждение на «Господи воззвах», владыка, улыбаясь, подзывает к себе и говорит: «Ходят слухи, что отец Иоаким желает восстанавливать Полунинский монастырь». Я ответил, что желание есть, но боюсь. Владыка, помню, расспросив о монастыре и как я о нем узнал, помолился и, осенив меня крестным знамением, сказал: «Не бойся, Господь поможет». И скажу, что я действительно ничего не боялся, а ведь первые почти два года жил один, а от села наш монастырь находится в 2,5 км., и притом в лесу. 6 ноября 2005 г. архиепископ Павел рукоположил меня во пресвитера Крестовоздвиженского храма Полунинской общины. Напутствуя меня, владыка сказал: «Не думай, что ты едешь на приход. Устраивай монастырь». Все эти десять лет наша немногочисленная братия старалась жить по монастырскому уставу, взятому нами из родной Иоанно-Богословской обители.

– Как устраивалась ваша жизнь с самого начала? Как приняло местное население?

Вспоминаю наш приезд 24 ноября 2005 г. Где жить? Где начать совершать богослужения? Помню, как знакомые недоумевали о том, что наступает зима, неизвестно, как все устроится. Летом было бы лучше. Но владыка сказал, что он ведь монах…..Да и мое сердце уже рвалось быстрей поселиться в стенах столь для меня вожделенной обители. Опасение о том, где жить, было напрасным. Оказалось, что один из домов, где раньше жили медсестры (в советское время в одном из уцелевших монастырских зданий располагалась сельская больница), был пустой, и в нем целы печи, окна застеклены. В этом доме я и поселился, установив в своей келии икону Божией Матери «Боголюбивая», подаренную одним знакомым монахом еще в 1994 г., после рассказа о Полунинской обители, о ее престолах, один из которых посвящен «Боголюбивой» Царице. Мы сразу же первым дело освятили новый крест, привезенный с собою, и установили его на часовне. Освятили дом, в котором я и поселился. Узнав о моем поселении, местные бабулечки пришли на третий день убирать храм от мусора. А 30 ноября, в день 110-летия со дня кончины основателя обители Василия Ивановича Полунина, совершалась торжественная панихида о упокоении его светлой души, его сродников и сестер обители. Это и было первое богослужение. В течение зимы мы готовили часовню для того, чтобы с весны начать регулярное служение Божественной литургии. Часовня была освящена 1 апреля 2006 г. в честь иконы Матери Божией «Скоропослушница», так как в этот праздник был дан указ об открытии нашего храма.

– Кто принимал самое активное участие в его восстановлении?

 Самое активное участие в возрождении приняли многие, и мы всем-всем благодарны. Но больше всего, я думаю, никто не обидится, если скажу о Иване Павловиче Полунине – праправнуке основателя нашей обители. Наше знакомство с ним предполагалось еще в 90-е годы, после того, когда я первый раз посетил Полунинский монастырь. Я даже встречался с его мамой Елизаветой, в то время уже 90-летней старушкой, но с ним почему-то, встретиться так и не удавалось. А в 2005 году Иван Павлович сам со мной созвонился, узнав, что у меня есть архивный материал о монастыре. Я ему сообщил, что идет речь о возрождении монастыря, и меня туда назначают. Иван Павлович и привез меня, когда я приехал в монастырь поселяться. Все эти годы он незаменимый помощник. Многое, связанное с ремонтом, стройкой да и все хозяйственные вопросы лежат в основном на нем. Конечно, хочется помянуть прихожан Преображенского храма Рязани (Канищево) и духовное сестричество, собранное вокруг подворья (иконной лавки) Димитриевского монастыря г. Скопина, находящегося в поселке Соколовка г. Рязани, приезжающих постоянно на «Газели» помогать нам в огородах и с приборкой. И, конечно же, наших местных жителей, и не только бабушек, но и молодежь, которая во всем нам помогает.

– Где молились местные жители, бабушки-«белые платочки» до начала литургической жизни в Красном Холме?

 До открытия монастырского храм верующие жители села Красный Холм многие годы во все воскресные и праздничные дни для общей молитвы собирались в молельном доме, предоставленной кем-либо из одиноких сельчан. Это настоящие общины. Среди них негласно была старшая. Сначала это были монахини, вернувшиеся из лагерей, а после – и более авторитетные прихожане. Они руководили чтением и пением, договаривались о приезде священника для причащения, особенно в посты. Когда я приехал, то такой старшей была уже не один год Татьяна Михайловна Епишина, она и пригласила меня прийти на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Помню, как я смущался, думая: как я буду с ними? Дело в том, что мне наговорили, что они служат непонятно как, все у них перемешано. И какое было мое удивление, когда я дал возглас: «Благословен Бог наш…», и вся изба ответила: «Аминь», и все запели антифоны и далее – все по чину изобразительных. Татьяна Михайловна по благословению нашего епископа Дионисия приняла в 2012 г. монашество с именем Филарета в честь священномученика Срезневского и, преставившись ко Господу, покоится теперь в нашей обители. Молельный дом в Красном Холме существует и доныне, в прошлом году переехав в дом, где жила раньше мать Филарета. Новый хозяин дома, Виктор Силаев, купив дом, переоборудовал его. Теперь он просторный, светлый и теплый. Дело в том, что в монастырь ходить пешком некоторым приходится до 6 км. только в один конец. Поэтому у нас в монастыре Литургия начинается с 7 утра, а к 9 часам мы идем в молельный дом. Летом мы служим в сельском Преображенском храме.

– Почему ваш возрождающийся монастырь называют еще Полунинской обителью?

 По фамилии основателя сапожковского купца Василия Ивановича Полунина. Традиция называть монастыри по имени их основателей была всегда. В XIX веке все чаще фамилии основателей стали закрепляться в названиях монастырей официально решением Святейшего Синода. Так произошло и с нашей обителью.

– Кто сейчас его насельники?

 Насельников у нас совсем мало. Помимо меня, еще иеромонах Гавриил (Железкин), казначей нашей обители, и один послушник.

– Что и при помощи кого вам удалось восстановить за эти годы?

 За десять лет, хотя первые годы были самые сложные, удалось восстановить Крестовоздвиженский храм обители, но он до сих пор без куполов. Дело в том, что к нашей обители относятся несколько храмов, один из них – Преображенский в с. Красный Холм, который мы также начали восстанавливать. Иначе за два-три года там бы рухнули своды, и тогда еще больше пришлось вкладывать средств. А сейчас мы восстановили большую часть кирпичной кладки, закрыли крышу железом. И храм теперь не только защищен от осадков, но и приобрел свой изначальный архитектурный вид. Также недавно начали работы по реставрации Казанского храма соседнего села Чомбар.В самом монастыре поставлены также новый двухэтажный корпус, рассчитанный на 10 келий, а также небольшие хозяйственные постройки.

– Несколько лет назад вы перевезли в обитель дом, где жил владыка Ювеналий. Когда там планируется открыть музей?

Дом, в котором жил священномученик Ювеналий, также поставлен, подведен под крышу. Сейчас внутри устроены межкомнатные перегородки, подшиты потолки и настелены полы. Но о полной внутренней отделке можно думать только на будущий год. Следственно, и открытие музея, надеюсь, тоже. Я повторюсь, что нам хочется спасти храмы, которые могут совсем рухнуть. Поэтому все средства уходят сейчас на них.

– Отец Иоаким, ваш монастырь до революции насчитывал более 100 сестер, среди которых была и прославленная ныне в лике новомучеников и исповедников Анна Срезневская. Остались ли какие-то подлинные вещи, церковная утварь с тех времен?

Да, действительно, матушка Анна поступила в Полунинскую общину еще юной девицей, здесь она в 1918 г. приняла иноческий постриг, отсюда она, как и все сестры, начала свой исповеднический путь. Остались некоторые вещи, иконочки, принадлежавшие сестрам общины, в том числе и преподобноисповеднице Анне, они переданы нам и будут также на выставке в монастырском музее.

– Есть ли случаи чудесной помощи вашему монастырю?

 Я думаю, что само возрождение святых обителей, в том числе и нашей, – уже чудо и милость Божия. Но особо хотелось рассказать о сельском Преображенском храме. После дождей и таяния снега каждый год на глазах видно было, что он разрушается. А как восстановить? В монастыре на храм ушли немалые средства. А здесь храм больше в два раза. Администрация села в прошлом году предупредила, что в храме опять в сводах вылетели кирпичи, и служить не советовали. И все лето мы в жару ютились в старом молельном доме. Проходя всякий раз мимо храма, я только вздыхал. Монастырских средств было всего лишь сто тысяч, но что они, капля в море… И я подумал: вот была бы такая-то сумма, то можно было бы начать. И какое мое было удивление, когда на следующий день одна знакомая из Москвы привезла сумму, которая с монастырскими ста тысячами составила ту, о которой я подумал вчера. Мы и начали работы, хотя и этой суммы явно не хватало. Но здесь подключились местные жители, и многие выходцы из Красного Холма, и жертвователи из Москвы. И, как говорится, всем миром восстановили. А ведь многие в свое время говорили, что его не восстановить никогда.

Мы много говорили о восстановлении внешнем. И порой я с грустью думаю о том, что более правильным было бы говорить о юбилее восстановления, а не возрождения нашей обители. Однажды в одном из архивных номеров «Рязанских епархиальных ведомостей» я прочел корреспонденцию о 50-летнем юбилее служения в священном сане настоятеля Троицкого монастыря г. Рязани архимандрита Владимира (Добролюбова). Там было множество поздравительных адресов, и во всех говорилось о том, что отец Владимир сделал то-то и то-то, выстроил новый храм, братский корпус и т.д. Выслушав всех, в том числе и братию монастыря, радующуюся также о внешнем благоустроении и о созданных условиях, архимандрит Владимир поблагодарил за благопожелания и с грустью произнес: «Объясняя мои действия в обители сей, вы распространились исключительно рассказом о внешнем благоустроении оной. Но, так как ничего не сказали о насаждении в обители иноческих добродетелей, то, стало быть, существенно доброго и полезного для обители еще ничего не сделал, ибо достоинство жизни иноческой, собственно, заключается в умерщвлении страстей и усвоении добродетелей». И далее, обращаясь с просьбой и призывом к жизни добродетельной, о.  Владимир подчеркивает: «… да не всуе будет здесь жительство наше».

Архимандрит Владимир (Добролюбов) был истинным подвижником иноческого благочестия своего времени. Ну, а нам… нам остается лишь попросить у всех, в том числе и у читающих эти строки, святых молитв о нас и нашей обители.

На фото: отец Иоаким с монахиней Филаретой (фото Т. Шустовой); крестный ход в обители.

Россия – в руках Богородицы

Одно из главных событий ноября – церковно-государственный праздник День народного единства, который отмечается в день памяти Казанской иконы Божьей Матери

«На Выше нет случайных»

Вот уже девятый раз собирают участников известные не только в России IX Феофановские чтения

И один в поле воин

В праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» 22 ноября исполняется 10 лет возрождения Полунинской обители в с. Красный Холм, Скопинской епархии

Касимовская Покровительница

У каждого города, села в России есть особый небесный покровитель. Покровительница древнего мещерского города Касимова – Матерь Божья «Казанская»

Преображение в Ламино

Вдалеке от Рязани, в Сараевском районе, находится живописное село Ламино. В 70-е годы ХХ века там бурно проходила жизнь

Хэллоуин расползается

Каждый год в октябре возникает вопрос о празднике Хэллоуин. Совсем недавно его любили отмечать в различных средних и высших учебных заведениях Рязани

Перед иконами

С иконами каких святых лучше венчаться

Мои куклы

Куклы – непременный атрибут каждого дома, даже если в семье нет маленьких девочек. Наши предки считали, что с куклой ребенок лучше спит, поэтому она всегда должна быть рядом – и не только в играх, но и во сне

Воспитание по Прилепину

В поле религии и в поле литературы. Вот эти два ландшафта, в которых детей стоит держать

Смиренная утешительница

4 ноября в 1923 году родилась старица, схимонахиня Феодосия из поселка Октябрьский

Падая и поднимаясь

Встреча с автором-исполнителем Валерием Малышевым была настоящим открытием искреннего талантливого человека

ИОАКИМ (Заякин)И один в поле воинотец Иоаким с монахиней Филаретой