Логотип рязанской газеты "Благовест"

Календарный зоопарк

Мы живем в удивительное время. После 70 лет гонений вновь открылись храмы, издается масса прекрасной православной литературы и периодики, вещают христианские радиостанции и телеканалы. А вместе с тем с экранов телевизоров нам зачитывают гороскоп на грядущий день, популярные газеты печатают советы о том, как правильно встретить Новый год, не обидев соответствующее ему животное, а с фонарных столбов разноцветные объявления призывают решить все существующие проблемы, обратившись к гадалкам, колдуньям и ворожеям, мастерски владеющих магией всех цветов радуги.

Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2Кор.6:15,16) – вопрошает апостол. В XXI веке, к сожалению, даже и те, кто посещает церковь, научились совмещать, казалось бы, несовместимое.

Ты свинья?

Однажды Будда созвал к себе всех тварей земных по важному делу. И те двенадцать, что явились пред очи божества раньше других, получили замечательную награду: властвовать над судьбами народов и государств целых двенадцать месяцев. Такова легенда, повествующая о создании восточного календаря. Вряд ли кто-то из взрослых людей всерьез воспримет такое. Однако восточная экзотика показалась весьма соблазнительной и сулила неплохую прибыль при должной раскрутке. И вот сначала на Западе, а потом и в нашей стране данная тематика стала вовсю эксплуатироваться всевозможными увеселительными заведениями. «Обезьяньи» вечеринки, свиные пятачки, приносящие счастья своим носителям, крысиные хвостики и тому подобная животная атрибутика в виде календарей, тематических канцелярских принадлежностей, прочей сувенирной продукции… Игры с чужим духовным наследием приносят стабильный доход дельцам. И уже хорошим тоном становится спросить у знакомого: лошадь он или свинья, а, может быть, крыса. Только стоит ли православным христианам играть в эти игры, быть может, куда разумнее будет оставаться Образом Божьим?

Звездная болезнь

Астрологические практики известны издавна. У языческих народов волхвы или колдуны, как правило, совмещали в себе функции астролога, прорицателя и толкователя снов, такой своеобразный оккультный многофункционал. В наше время для придания данного направления оккультизма оттенка элитарности астрологи используют наукообразную лексику, разработаны даже специальные компьютерные программы для составления гороскопов. Однако, несмотря на большое количество предпринимаемых попыток дать физическое обоснование астрологии, современная наука полностью отрицает действенность астрологических методик и квалифицирует астрологию как псевдонауку и предрассудок.

Истоки современной астрологии ведут свое происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых Солнце, Луна, планеты и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел – символов божеств.

Современный человек вряд ли поверит в то, что Солнце или Марс обладают личностными свойствами, однако, в этом и заключается парадокс веры в астрологические гороскопы – в них люди верят, а их изначальную основу, к сожалению, не знают.

Святые Отцы Церкви, начиная с первых веков христианства, предостерегали от занятий астрологией и веры в гороскопы. Так, блаженный Августин писал: «Что касается их всевозможных разглагольствий о влиянии звёзд и их мнимых опытов астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры.», а один из известнейших христианских апологетов Татиан обличал слепую веру в судьбу: «Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей».

Наука и Церковь полностью солидарны по отношению к астрологии, считая ее пустым и ненужным предрассудком.

Напрасное успокоение

Известный ученый, кандидат физико-математических наук, протоиерей Сергий Рыбаков в своей статье «Законы физики и закон Божий», обращаясь к наследию выдающегося православного американца отца Серафима (Роуза), делает важнейшие выводы: «В России к концу XX века, с окончанием эпохи реализма (атеизма), все большее и большее число простых людей начинает с беспокойством искать то, что могло бы заменить Бога, умершего в их сердцах. Это беспокойство становится основной движущей силой витализма. Серафим Роуз говорит, что «впервые за всю историю беспокойство распространяется настолько широко, что представляется почти всеобщим. «Обычные» лекарства, лекарства здравого смысла, по-видимому, не способны оказать на него никакого воздействия, наоборот, только усиливают его». И успокоение в эту эпоху человек, как правило, ищет не на пути к Богу, поскольку считает это пройденным этапом, а устремляется в область оккультизма, ищет какой-то особой связи с природой – отсюда и название «витализм», «жизненность». В эпоху витализма рациональное мышление утрачивается. Иррационализм становится господствующим способом мышления. Нарушается логика мышления, происходит его хаотизация».

Глядя на наше общество, сложно не согласиться с этими выводами. И сколь важно нам в это непростое время остаться со Христом, не ища для него «помощников» или «замену».

Максим КУЗНЕЦОВ

Старина в проекте

Многие русские города и городки России, будто огромной стёркой стирают свое лицо

Рязанский дом Екатерины

7 декабря – день святой великомученицы Екатерины

Крестным ходом – к учительнице

В этот день 37 лет назад на девяностом году жизни преставилась старица Екатерина Михайловна Хлуденева

Жизнь как служение Господу

6 декабря исполняется 9 лет со дня праведной кончины приснопамятного архимандрита Авеля (Македонова). Батюшка скончался на 80-м году жизни

Пелена

2 ноября православная Россия отмечала 20-летие кончины приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва)

Календарный зоопарк

Новый год, не обидев соответствующее ему животное, а с фонарных столбов разноцветные объявления призывают решить все существующие проблемы

Соблазны нового года

Можно ли научиться избегать соблазнов, особенно накануне и во время празднования Нового года?

Свет в темнице

Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения

Плоды «Граната»

В христианстве плод граната символизирует вечную жизнь, духовную плодовитость, церковь, а его семена – её многочисленных членов

За кулисами «Голоса»

Эстрада вообще опасна тем, что на ней легко столкнуться с большим количеством соблазнов и страстей

Клирос – это награда или испытание?

Трудное было время. Атеизм. Как найти певчих? Но, «свято место пусто не бывает»

Заутреня Святителей

Белые от снежных хлопьев идут вечерними просторными полями Никола Угодник, Сергий Радонежский и Серафим Саровский

Календарный зоопарк