Логотип рязанской газеты "Благовест"

Пелена

 Памяти митрополита Иоанна (Снычёва).

2 ноября православная Россия отмечала 20-летие кончины приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва). Вспомнить о нем меня подвигла благодарная и светлая память о владыке как о человеке, через которого я стал воцерковляться, а вернее – посещать церковь.

При этом он совершенно не знал об этом и со мной вообще не был знаком. Но одна единственная встреча у меня с митрополитом Иоанном все-таки была, и именно она, наполненная глубоким смыслом и казусная одновременно, повлияла на мое отношение к посещению богослужений. Этот удивительный случай произошел в Александро-Невской Лавре. Но, прежде чем рассказать о нем, надо сделать краткое вступление.

…В далеком 1992 году распался Советский Союз, в котором я родился, в котором жил и которым гордился. И вот в одночасье все рухнуло. Рухнул смысл «трудного настоящего» ради «светлого будущего». Рухнула вера в то, что «близится эра светлых годов». Обессмыслились прожитые годы. Разочарование было еще то!

В это же время в нашем доме стала появляться религиозная литература, я стал читать Псалтирь, Евангелие, писания святых отцов. Во мне стала возгораться (никогда, впрочем, не затухавшая) искорка веры в Бога. И я утешился, укрепился надеждой на то, что все и у меня, и в моем Отечестве как-то образуется.

Но в храм ходить почему-то никак не мог начать ходить, а причащаться считал себя недостойным. Не знаю, сколь долго длилось бы это духовно опасное состояние, пока я не побывал на богослужении митрополита Иоанна (Снычёва) в Александро-Невском соборе. А заманила меня туда жена, причем, заманила хитростью (да спишет ей за это Господь сотню-другую грехов...)

Как-то она поехала по делам в Санкт-Петербург и прихватила меня: нужна, мол, моя мужская сила – носить книги, которые она должна закупить для Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово. А сама уж знала, что едет не только «книги закупать», но и на богослужение в Александро-Невскую Лавру. Ну, заодно и меня в храм привести. Приехали мы в северную столицу, заночевали у знакомых, где вечером я поужинал бутербродами с колбасой, которую в то время в Рязани днем с огнем трудно было сыскать. Утром опять подкрепился колбасой, и поехали мы в Лавру.

Приехали, значит, – и сразу в собор, на богослужение. Помню, стоял я на Литургии и не знал, что происходит. Ни слов, ни действий не понимал. Но старался хоть что-то уловить, и кое-что улавливал... Слышал и узнавал тексты, которые читал в Псалтири и в Евангелии. Но в целом все-таки мало что понимал. А душа пела! Отчего это она у меня пела, я не размышлял. Просто было хорошо. Светло и просторно был на душе. И вдруг смотрю – народ потянулся к митрополиту Иоанну причащаться. Стою, смотрю. Владыка через головы смотрит в мою сторону и спрашивает:

– Кто еще не причастился, подходите!

Я осмотрелся вокруг – все молчат. Он опять спрашивает:

– Кто не причастился?

«Так это же я не причастился, это он меня зовет, – мелькнула у меня мысль, – Все причастились, а я нет...».

– Я, я не причастился! – с таким восклицанием ринулся к митрополиту Иоанну сквозь толпу и подошел к Чаше, даже не сложив рук (не знал, что надо их складывать пред причастием).

– Имя? – тихо, но, как мне показалось, грозно спросил владыка.

– Игорь.

– Причащается раб Божий Игорь...

Вот так впервые в жизни я приобщился Святых Христовых Таин. Конечно, впоследствии на исповеди рассказал об этом священнику, но тот только улыбнулся и, накрыв мою голову епитрахилью, простил этот невольный грех.

То первое причастие и стало моим первым шагом на пути к воцерковлению. Словно пелена спала с моих глаз, и я увидел, что именно в храме мое спасение.

А через годы узнал, что и у митрополита Иоанна был случай с «пеленой». Он произошел на танцевальной площадке, когда будущему владыке было всего шестнадцать лет. Согласно воспоминаниям митрополита Иоанна, когда он наблюдал за танцующими молодыми людьми, вдруг словно бы пелена спала с его глаз. И он увидел не танцующих, а стоящих за ними кривляющихся бесов. Юноша в страхе бежал с танцплощадки и стал еще усерднее посещать храмы.

После такого моего «нечаянного», но во многом промыслительного причащения в Александро-Невской Лавре я стал не только ходить в храм, но и усерднее читать духовную литературу. А особенно труды митрополита Иоанна. Они просто потрясли меня и еще раз сорвали с моих глаз пелену, которая не давала мне увидеть, насколько духовно опасно было мое состояние, а также состояние российского общества того времени и в целом нашего государства. Кроме того, именно его труды подвигла меня на посильную борьбу с таким состоянием и в себе, и в обществе. И с работы над брошюрой под названием «Слово митрополита Иоанна» началось мое активное писательство на духовные темы.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Сычёв) был, пожалуй, одной из самых значимых личностей русской истории конца ХХ столетия. Не как политик и не как видный церковный деятель, хотя последнее и было присуще ему. Его значение определяется тем, что при духовной деградации русского общества тех лет и при тяжелейшем политическом кризисе, грозившем распадом России, он сумел дать ответы на вопросы «Кто мы, русские люди, и для чего живем?»

Сформулированные им идеи национального возрождения полностью отвечали запросам того общества. И влияние они имели огромное. Классик русской литературы, писатель Валентин Распутин о трудах владыки сказал так: «Мы не могли не знать, как соединяет он нас всех своим присутствием и молитвой, какую огромную взял он ношу, чтобы поднять миллионы из уныния и отчаяния и вооружить надеждой». А вот что писала митрополиту Иоанну в 1993 г. старший научный сотрудник Третьяковской галереи Г.П. Чинякова «Благодарим Вас, владыка, и земно кланяемся Вам за Ваше достойное, мужественное стояние за Святую Русь, дорогое наше Отечество. Ваш пример укрепляет в нас волю к мужеству, терпению, к служению русской земле».

В одном из писем митрополиту Иоанну архимандрит Агафангел (Догадин) писал: «Тысяча благодарностей Вам за пробуждение многострадального русского народа, Вы, подобно пророку Илии, с неутолимой ревностью обличаете силы сатанинского коварства, которые по-прежнему улавливают души «малых сих». Многая и благая Вам лета!»

Увы, «многая лета» митрополит Иоанн прожить не смог. В 1995 году в возрасте 68 лет он скоропостижно скончался в результате сердечного приступа... И, когда его не стало, то, по слову Валентина Распутина: «Сделалось видно, что его обессиливала тяжкая картина страданий народных, хозяйничающие в нашей стране лихоимство и чужебесие, а, быть может, пуще всего обессиливали злоба и наветы ненавидящих, не понимающих его... И не успевал он претворить всю эту огромную тяжесть в молитву, оседала она на его сердце...».

После кончины митрополита Иоанна нынешний глава Русской Православной Церкви, Патриарх Кирилл (будучи тогда настоятелем Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга) в прощальном слове тепло отозвался о его жизни и деятельности: «Вы любили свою страну и болели ее болями и за то прошлое, что с ней происходило, и за то трудное, что переживает она сейчас. Но Вы, внушая своим чадам любовь к Отечеству земному и к народу своему, никогда никому не проповедовали, чтобы ненавидеть другие отечества и ненавидеть другие народы. И чтобы за зло воздавать злом...

И Вы обращались к нам, к сердцам нашим, чтобы не были они холодными, черствыми, грязными, гнилыми, чтобы мы пытались идти за нашим Господом, совершая свое спасение».

Игорь ЕВСИН

Старина в проекте

Многие русские города и городки России, будто огромной стёркой стирают свое лицо

Рязанский дом Екатерины

7 декабря – день святой великомученицы Екатерины

Крестным ходом – к учительнице

В этот день 37 лет назад на девяностом году жизни преставилась старица Екатерина Михайловна Хлуденева

Жизнь как служение Господу

6 декабря исполняется 9 лет со дня праведной кончины приснопамятного архимандрита Авеля (Македонова). Батюшка скончался на 80-м году жизни

Пелена

2 ноября православная Россия отмечала 20-летие кончины приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва)

Календарный зоопарк

Новый год, не обидев соответствующее ему животное, а с фонарных столбов разноцветные объявления призывают решить все существующие проблемы

Соблазны нового года

Можно ли научиться избегать соблазнов, особенно накануне и во время празднования Нового года?

Свет в темнице

Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения

Плоды «Граната»

В христианстве плод граната символизирует вечную жизнь, духовную плодовитость, церковь, а его семена – её многочисленных членов

За кулисами «Голоса»

Эстрада вообще опасна тем, что на ней легко столкнуться с большим количеством соблазнов и страстей

Клирос – это награда или испытание?

Трудное было время. Атеизм. Как найти певчих? Но, «свято место пусто не бывает»

Заутреня Святителей

Белые от снежных хлопьев идут вечерними просторными полями Никола Угодник, Сергий Радонежский и Серафим Саровский

Иоанн (Снычёв)