Логотип рязанской газеты "Благовест"

Старина в проекте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Панорама архитектора Виктора Хохлова

Многие русские города и городки России, будто огромной стёркой стирают свое лицо. Приезжая в старинные города нашей богатой историей родины, глядя на громоздящиеся многоэтажки, вдруг понимаешь, что, по-существу, оказываешься в дальнем микрорайоне места своей прописки. Не исключение, увы, в этом смысле и древняя, 920-летняя Рязань.

И все-таки Русь уходящая жива, а главные ее зацепы – храмы, сохраненные, отреставрированные, восстанавливающиеся, строящиеся.

Ведь нет ничего прекраснее на земле, чем храмы, того, что создано человеческими руками. Архитектор из Рязани, Виктор Хохлов считает, что мы все, современники, просто не имеем права не попробовать восстановить все храмы родного города, а те, которые уже считаются восстановленными, не довести до совершенства, которое представляли. В конце XIX-начале ХХ веков в Рязани было около 33-х православных храмов..

«Строительство храмов очень дорого стоило нашим предкам. Мы не имеем право их утратить, – считает Виктор Хохлов. – Все храмы Рязани должны быть восстановлены и обязательно в том виде, в котором они были возведены до разрушений. Храмы соединяли все точки города, делали его единым целым». Эту свою концепцию восстановления древней Рязани в виде панорамы пока еще не до конца утратившей свой облик, и храмов как градообразующих, градосоединяющих объектов представил архитектор Виктор Хохлов в художественном салоне. «На старом перекрестке» перед рязанской интеллигенцией: художниками, музыкантами, историками, режиссерами, журналистами, педагогами…

***

На ваш суд представлена работа, которую по классификации можно отнести к архитектурной графике, а по форме – к традиции русской и английской гравюры XVIII-XIX веков. Архитектура в классике никогда не передается цветом, потому что это не отвечает задачам объема, пространства, которые решают архитекторы, полноценное представление об архитектуре именно в черно-белой графике.

На панораме, которую я представляю, даны фактические границы Рязани к концу XIX века. В конце XIX-начале ХХ веков в Рязани было около 33-х православных храмов. Планировочная схема города была организована таким образом, что люди постоянно ориентировались, определяли свое место нахождения относительно колокольни или самой церкви. Плюс ко всему, храмы всегда имеют определенную географическую ориентацию. (Если, например, в сумерки выйти на улицу, как определить, где север, где юг? Смотрели на крест, на колокольню – от ред.).

***

Все древние русские города представляли собой крепости. Естественно, Рязань тоже была городом-крепостью. И в рамках этой крепости – православные храмы были элементами оборонительных сооружений. Просто так каменные храмы строить никто бы не стал, потому что это было очень дорогое удовольствие.

Сейчас в Рязани не существует и половины храмов, изображенных на панораме. По старым рисункам, картинам, описанию я восстановил внешний облик многих из них. Практически по каждому храму в источниках есть разночтения, и строго опираться на те данные, которые приводятся довольно сложно, и я, как архитектор, позволил принимать свое решение и на основе того, как я это представляю. По-существу, я даю свою версию самого старого храма, который упоминается в Рязани, так называемый Никола Старый был деревянным. Затем по хронологии идет Никола Мокрый, который стоял за рекой Лыбедь. Здесь когда-то была дюна, которую от паводков смыло, но остатки ее есть, и это видно по рельефу реки.

Святитель Николай в Рязани был одним из самых почитаемых святых, поэтому в городе очень много Никольских храмов. От Николы Мокрого, который имел шатровую конструкцию, у нас возник Никола Долгошей, который находился на территории современного приборного завода, где еще сохранились остатки комплекса. Позже в городе появился Николо-Дворянский храм, который сейчас восстанавливается, но пока без колокольни. Очень известный в Рязани Николо-Ямской храм. Он восстановлен, но некоторые его интересные элементы просто ушли.

***

На территории Рязани было несколько монастырей. По всей вероятности, самый древний – Троицкий монастырь, где, по преданию, был преподобный Сергий Радонежский. Монастырь восстанавливается довольно давно, и хотелось бы видеть исторически достоверным его архитектуру. Три монастыря были на территории кремлевского вала: Духовской, Спасский и Явленский женский монастырь. Если от Духовского и Спасского еще остались храмы, то от Явленского – ничего. Но он, по-существу, переехал туда, где был и сейчас возрождается женский Казанский монастырь, в котором была великолепная надвратная церковь мученицы Варвары.

***

Были в Рязани и так называемые посадские церкви. В них просматривается нечто общее – видимо, они строились артелью, которая долгое время работала в городе. Это Благовещенская церковь, Входоиерусалимская, Богоявленская церковь, а также храм Спаса-на-Яру. Они примерно одного типа, их никогда не называли соборами, это были чисто приходские церкви. Они сейчас все действующие. Но вот от храма Симеона Столпника, который был на нынешней площади 26 бакинских комиссаров, ничего не осталось. Эта церковь выходила на берег Лыбеди, и она фланкировала пространство старого базара, традиционного торга, который существовал с XIII века. Здесь еще была знаменитая часовня Николы Взводника, около которой был колодец, где крестьяне поили лошадей, а потом разъезжались по своим деревням.

***

С точки зрения градостроительства, очень важна была высокая часовня на нынешней площади Ленина. Она как бы закрепляла оси города. Эта часть Рязани и дальше по Первомайскому проспекту называлась Московской. В ту сторону дорога шла и идет на Москву. Здесь тоже было несколько храмов, которые утрачены, так же, как и Троицкий собор, размещавшийся на месте нынешнего Муниципального центра. Он назывался еще и Александровским, был очень большим и по своим элементам походил на Храм Христа Спасителя в Москве. В Рязани было много храмов полковых, домашних. Сохранились, восстанавливаются Екатерининская, Вознесенская церкви.

***

Очень много храмов у нас построил замечательный архитектор Яков Бухвостов, в том числе и великолепный Успенский собор. Но не во всех учебниках архитектуры он есть, только в академических изданиях. Дело в том, что Успенский собор по канонам должен быть белого цвета, цвета печали. В этом наш собор уникален, и белить такой собор нельзя. Рязанцы вообще любили красный цвет. Колокольня Успенского собора всегда красная была, это в советское время она стала желтой. Колокольни в древних поселениях играли роль сторожевой башни, с которой можно было видеть неприятеля и в случае чего возвестить об этом горожан. А колокол возвещал не только о службах и о пожарах. Поэтому колокольни – это не столько культовые, сколько инженерные сооружения. Особенностью рязанских колоколен является то, что среди них было много колоколен со шпилями. У нас половина колоколен имели не главки, а шпили, и город имел поэтому особенный характер.

***

У думающего человека всегда много вопросов: почему и как построено, как устроен его город. Архитектурная среда – это искусственная среда, она строится только человеком.

***

Гуляя по Рязани, можно увидеть не идущие никуда, не замыкающиеся ничем перспективы, какие-то пустыри, незаполненные клеточки. Присматриваясь, начинаешь понимать, что здесь что-то находилось, потому что не может быть, чтобы в центре города были неоправданные пустоты. Чаще всего на этих пустырях были храмы и часовни. Храмы формировали площади, а храмы разрушили – город лишился площадей. А без площадей город жить не может.

***

Движение по восстановлению и заполнению пустых мест тканей города обязательно должно начаться. Это будет ошибка, если этого не сделать. Строительство храмов – это безошибочные действия. Я думаю, что властьдержащие это понимают, должны понимать. И все жители Рязани тоже должны понимать, что только совместными усилиями можно восстановить храмы. Ведь в городе прекрасные традиции церковного строительства.

И я верю, что когда-то все храмы в Рязани будут восстановлены.

Записала Мария НЕФЕДОВА

Старина в проекте

Многие русские города и городки России, будто огромной стёркой стирают свое лицо

Рязанский дом Екатерины

7 декабря – день святой великомученицы Екатерины

Крестным ходом – к учительнице

В этот день 37 лет назад на девяностом году жизни преставилась старица Екатерина Михайловна Хлуденева

Жизнь как служение Господу

6 декабря исполняется 9 лет со дня праведной кончины приснопамятного архимандрита Авеля (Македонова). Батюшка скончался на 80-м году жизни

Пелена

2 ноября православная Россия отмечала 20-летие кончины приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва)

Календарный зоопарк

Новый год, не обидев соответствующее ему животное, а с фонарных столбов разноцветные объявления призывают решить все существующие проблемы

Соблазны нового года

Можно ли научиться избегать соблазнов, особенно накануне и во время празднования Нового года?

Свет в темнице

Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения

Плоды «Граната»

В христианстве плод граната символизирует вечную жизнь, духовную плодовитость, церковь, а его семена – её многочисленных членов

За кулисами «Голоса»

Эстрада вообще опасна тем, что на ней легко столкнуться с большим количеством соблазнов и страстей

Клирос – это награда или испытание?

Трудное было время. Атеизм. Как найти певчих? Но, «свято место пусто не бывает»

Заутреня Святителей

Белые от снежных хлопьев идут вечерними просторными полями Никола Угодник, Сергий Радонежский и Серафим Саровский

Панорама архитектора Виктора ХохловаПанорама архитектора Виктора Хохлова1