Логотип рязанской газеты "Благовест"

Когда душа без опасности

С протоиереем Сергием РЫБАКОВЫМ, кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теологии РГУ им. С.А.Есенина, настоятелем Покрово-Татианинского храма г. Рязани беседует Ирина ЕВСИНА.

Батюшка, на Сретенье у вас произошла встреча с солидным юбилеем – вам исполнилось 60 лет. Можно ли уже подводить какие-то итоги в жизни?

Во-первых, итоги подводить никогда не вредно. И каждый пост – это время, когда подводятся какие-то итоги, особенно по его завершении. Так поступали раньше все святые отцы. Тот монах, который был благочестивым, подводил итоги своих молитв и пощения, а тот, который не благочестив, считал дни до окончания поста. Считается, что 60 лет – действительно, переходный возраст. С этого времени у нас мужчинам оформляют пенсию, человек становится предметом особой заботы со стороны государства. Я, конечно, пока еще не ощутил себя таким предметом заботы, потому что, есть востребованность и в церковной службе, и в трудах образовательных. Есть, что сказать. В ближайших планах – защита диссертации, которая уже написана.

Отец Сергий, как вам удается совмещать ваше служение пред Престолом Божьим и ваши образовательные труды? Что-то можно поставить на первый план?

Трудно разделить эти две вещи, потому что деятельность священника определена в Евангелии: «Идите и научите, крестя их…» И, соответственно, деятельность педагогическая в первой части этой фразы совершенно четко определена: «Идите и научите». И там, и там делается одно и то же дело, совершается одно и то же служение. И способы этого служения несколько отличаются формой, но содержание одно и то же. Это, вообще говоря, – милость Божья к нам, ко всем, кто из духовенства сейчас является членом кафедры теологии. Здесь мы целиком и полностью занимаемся одним и тем же делом: служим Богу в аудиториях со студентами и в храмах с прихожанами.

Отец Сергий, в вашей жизни как две капли воды отразилась судьба многих русских людей за последние 25 лет. Вы, казалось бы, успешный ученый, преподаватель вуза в Алма-Ате, приезжаете в 90-е годы в рязанскую глубинку, становитесь сельским жителем.

Любой здравомыслящий ученый ищет истину везде. И эта истинность, разумность мира, понятно, что от Бога. Я рос в атеистической семье, родился в Алма-Ате, учился там и окончил Казахский государственный университет по специальности «физика». Потом мы с женой три года жили и работали в педагогическом институте в Талды-Кургане. Здесь родились наши дети. Не самый легкий был путь и в бытовом, и в материальном плане, хотя никогда не было уныния, было ожидание, что, может, все изменится. Так и произошло. Уже в 90-годы, после возвращения в Алма-Ату, защиты диссертации и решения вопроса с жильем, появилось больше возможности для того, чтобы поинтересоваться глубинными вопросами мироздания, поискать истину, которая царствует над самой физикой, над природой. Тогда были непрямые поиски, они были связаны с увлечениями ивановством и даже йогой. Но уже был опыт посещения храма, и я довольно быстро понял: истинное благочестие – именно в православной Церкви, хоть ты министр, хоть ректор или президент.

Мне повезло, что я познакомился с очень хорошим священником, протоиереем Евгением Бобылевым, который сейчас председатель отдела религиозного образования и катехизации Астанайской епархии в Алма-Ате. Он успешно способствовал моему быстрому воцерковлению и привлечению меня сначала к преподаванию в воскресной школе Покровского храма, а потом и к православным общегородским беседам и к работе в редакции журнала «Свет Православия». Я уже был довольно активным прихожанином, когда меня и других людей из разных приходов Казахстана старцы благословили возвращаться, что называется, на «историческую родину». Так мы с супругой оказались в православной общине д. Лаптево Клепиковского района. Вскоре правящий тогда архиерей Рязанской епархии, митрополит Симон (Новиков) рукоположил меня на Великую Субботу в 1998 году во священники, и первые два года я служил в Лаптево. Сыновья наши доучивались тем временем в институтах в Алма-Ате и в Москве. Затем владыка перевел меня служить в Рязань, в Борисоглебский собор и привлек к делам катехизации.

Могли бы вы назвать людей, которые в первую очередь повлияли на ваше духовное становление?

Первый мой духовный наставник – это отец Евгений Бобылев, про которого я уже говорил, владыка Симон и архимандрит Авель и до последней минуты земной жизни старица матушка Феодосия. На молитву этих, можно сказать, столпов православия я всегда уповал, их советов всегда было полезно слушаться. Матушка Феодосия очень сильно помогла нашей семье устроиться, укорениться в России. Удивительным образом по ее молитвам нам удалось удачно продать квартиру в Алма-Ате и купить в Москве, где у наших детей появился свой угол. А я больше укоренен в Рязани, хотя и приходится ездить навещать детей и внуков. Для меня Рязань как-то гораздо понятнее и ближе, роднее, чем московский край, где я всегда только гость.

Батюшка, как получилось, что вы, физик, священник, стали писать докторскую диссертацию именно по педагогике? Почему вы сочли, что это необходимо сделать?

Тема моей диссертации – «Духовная безопасность в системе образования России» – именно по педагогике, хотя речь идет о духовной безопасности и рассматривается духовный, религиозный аспект. Почему по педагогике? Наверное, потому что я с детства, буквально с пеленок… в школе.

Во-первых, бабушка была учительницей, мама тоже мечтала быть педагогом и стала им, а с трех лет меня брала в школу. Так что интерес к педагогике был всегда. Мне нравилось преподавать физику, и я был доволен своей деятельностью. Но с началом перестройки стал понимать, что в вуз стали приходить совершенно неподготовленные студенты. Я, как физик, если вижу какой-то процесс, то стараюсь его осмыслить, тем более, если этот процесс не происходящий у меня на глазах. Тогда начал задумываться: а что, собственно, происходит? Какие вообще идут процессы, какая перспектива? Начал искать какую-то теоретическую базу. Конечный результат этих, начавшихся примерно с 1992 года раздумий и привели  меня к теме. Тема, действительно, не мирная, потому что она показывает всю ложность религиозно-философских позиций, на которых выстроена нынешняя реформа образования, начиная с еще советских времен. В диссертации я делаю выводы, что это целенаправленный процесс, ведущий к негативным явлениям, к дебилизации населения, к уничтожению познавательного инстинкта. Мне кажется, что работа может быть полезной для системы образования

Но есть ли у вас, отец Сергий, шанс защититься? Получается, что вы подрубаете сук системы, в которой сами же работаете.

Ни в коем случае нельзя говорить о том, что я рублю сук, на котором сижу. Напротив, я его пытаюсь очень твердо утвердить на древе образования, не пилю, а скрепляю с древом образования, пытаюсь показать как раз те процессы и явления, которые пилят этот сук, на котором мы все в образовательной сфере сидим. На самом деле именно осуществляемая реформа в системе образования направлена против образования. В Евангелии очень четко сказано: «Отвратись от зла и сотвори благо». Две вещи нужно сделать, которые приводят к хорошему результату: первая – это отвратиться от зла, т.е. надо указать это зло, надо от него отвратиться, а второе – это сотворить то благо, которое уже приводит к хорошему, положительному результату. Вот это, собственно, и есть основное содержание работы. Надо было сначала указать, где ошибки, понять, какие процессы эти ошибки привели в действие, и затем, увидев, какие ключевые моменты могут способствовать улучшению ситуации, на них и обратить внимание.

У каждого верующего есть святые, к помощи которых прибегают чаще. Есть ли у вас такие святые, которые вам помогают по жизни?

В какой-то начальный момент моего воцерковления я понял, что у меня должен быть святой, который окормляет меня по жизни. Поскольку зовут меня Сергием, я так требовательно, твердо, по-неофитски прямо обратился к преподобному Сергию Радонежскому: «Отче преподобне, молись о мне, прошу тебя быть моим святым покровителем!» Я думал, что он не откажется и будет за меня молиться. Он и молится – ведь я всегда с учащимися и сам почти всегда учащийся. В Рязани для меня очень важно покровительство святителя Василия Рязанского, к помощи которого я часто прибегаю, и рязанский святитель не оставляет нас своими молитвами.

Сейчас идет пост. Что бы вы еще, как член редакционного совета «Благовеста», пожелали нашим читателям?

Хочется пожелать нашим читателям большей активности, сотрудничества с православной газетой «Благовест», поддержки не только материальной, а, в первую очередь, информационной, духовной, молитвенной. Ну и газете хочется пожелать тоже такого хорошего развития, содействия в эти нелегкие времена, которые и не обещают быть легче. Чтобы пастырское слово, мудрое, слово благоговейное исходило со страниц этой газеты, касалось умов и сердец наших читателей, и в таком единстве чтобы вы все вместе спасались.

Как готовиться к причастию

жизнь не может быть полностью отрегулирована резолюциями, решениями и документами, она бывает шире и глубже того

Когда душа без опасности

В диссертации я делаю выводы, что это целенаправленный процесс, ведущий к негативным явлениям, к дебилизации населения

Феномен Светланы Копыловой

Все-таки я очень доверяю Господу, и, как ему будет угодно, так и будет

Звездная «Линия жизни»...

Всегда уважала «поколение победителей», но теперь уважаю ещё больше

Памятник спасения

Вот такие истории семьи и храма…

Классика не для класса

К чему такой объём информации? Как может ученик всё это осмыслить, разобраться, понять и усвоить

Постом приятным…

Почему обязательно нужно отказывать себе в чём-то, сковывая себя

Как поститься детям

Нужно ли ребенку поститься? С какого возраста? И как

Деление на касты?

В России внедряют пилотный евгенический проект деления детей на касты

На литературном фронте

Воспитать настоящего мужчину, патриота России  на традициях православной веры

Юрий Кузнецов: в поисках Христа

21 марта отмечается Всемирный день поэзии, который впервые праздновался в 2000 году в Париже

КАКОМУ БОГУ МОЛИТЬСЯ НАДО?

Рассказы Игоря Евсина повествуют о жизни рязанского старца

Благодатные семена

Каждую весну, во время Великого поста, опять начинается робкое ожидание появления росточков и в почве

Сергий РЫБАКОВ