Логотип рязанской газеты "Благовест"

Как готовиться к причастию

Доктор богословия, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:

Откровенно говоря, я ожидал более решительных ограничений, а здесь есть и соблюдение почти всех правил, которые известны, и учтены многие мнения, и представлены противоположные точки зрения.

Я имел возможность еще с 17 лет иметь постоянное общение с отцом Иоанном до самой его кончины. И он при мне говорил: «Надо причащаться один раз в две недели. Если человек болеет, если женщина беременная и носит младенца, тогда надо причащаться каждое воскресенье. Болеет или кормит грудью, – также можно причащаться каждое воскресенье».

В предписании, которое Архиерейское совещание приняло, специально есть некоторая неопределенность. Святейший Патриарх на Епархиальном собрании московскому духовенству 23 декабря 2014 года сказал замечательные слова, которые тоже нужно иметь в виду и батюшкам, и мирянам: что жизнь не может быть полностью отрегулирована резолюциями, решениями и документами, она бывает шире и глубже того, что мы постановили.

Я удивился мудрости и очень важному и глубокому пониманию, которое Святейший Патриарх сам нам показал. Так и здесь, в постановлениях Архиерейского совещания, имеется та же самая глубина и мудрость. Мудрость церковная: не предписывайте того, что «неудобоносимо» для всех одинаково. Не требуйте выполнения одной-единственной команды сразу всеми, как бывает в военной науке.

Своим пастырским опытом делится протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Отец Александр, как часто, на ваш взгляд, правильно причащаться?

Есть древнее правило (на него ссылаются и в решении Архиерейского Собора), по которому человек, без уважительной причины пропустивший три евхаристических собрания, то есть три воскресных дня и потому три недели подряд не причащавшийся без уважительной причины, считается согрешившим и должен покаяться. Только спустя время он будет допущен к святому причащению.

Это древнее авторитетное решение подтверждается, поддерживается современными установлениями Церкви. Таким образом, очень важно, чтобы христиане причащались часто.

Второй момент – это возрождение церковной жизни, которое связано, в том числе, и с изменением привычной практики причащения. До революции народ был и благочестивым, и христолюбивым, и монархия была православная. Казалось, существовали все внешние условия для процветания России, однако она рухнула.

На мой взгляд, одна из самых главных причин этого – утрата благодатной древней практики частого причащения. До революции люди причащались раз в год или даже раз в жизни, не было традиции причащаться на каждой Литургии. Наоборот, это считалось неким искушением, нарушением нормы.

Но практика показала пагубность такого подхода. Так что сейчас можно только радоваться, что возрождаются древние благодатные традиции.

Инокиня ЕВГЕНИЯ (Сеньчукова) комментирует новое положение о причащении:

Прорыв – кажется, с появлением этого документа в Русской Православной Церкви покончено с обязательным трехдневным постом перед причастием, который создавал массу проблем для желающих причаститься.

Я знаю немало людей, которые не были готовы причащаться каждое воскресенье или даже через воскресенье, потому что четыре постных дня в неделю (да еще и подряд) – явно, требование не для мирян, которые о постническом житии никогда не мечтали.

В документе эта норма остается для тех, кто приступает к таинству несколько раз в год. Для причащающихся еженедельно или несколько раз в месяц пост сокращается или вовсе упраздняется:

«Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения».

В конечном итоге, этот вопрос оставляется на усмотрение духовника, но, по крайней мере, никто не сможет назвать еженедельное причащение ревностью не по разуму, прелестью и так далее.

Мне кажется, трехдневный пост перед редким причастием обусловлен еще и покаянной практикой. Отказ от участия в Евхаристии без удовлетворительных причин – а какие в наше время в крупных городах с десятками приходов могут быть удовлетворительные причины? – серьезное, как минимум, каноническое нарушение.

Пост, в данном случае, мог бы выступать своеобразной «компенсацией» неблагочестивого отношения к святыне.

«Правмир.ру»

Как готовиться к причастию

жизнь не может быть полностью отрегулирована резолюциями, решениями и документами, она бывает шире и глубже того

Когда душа без опасности

В диссертации я делаю выводы, что это целенаправленный процесс, ведущий к негативным явлениям, к дебилизации населения

Феномен Светланы Копыловой

Все-таки я очень доверяю Господу, и, как ему будет угодно, так и будет

Звездная «Линия жизни»...

Всегда уважала «поколение победителей», но теперь уважаю ещё больше

Памятник спасения

Вот такие истории семьи и храма…

Классика не для класса

К чему такой объём информации? Как может ученик всё это осмыслить, разобраться, понять и усвоить

Постом приятным…

Почему обязательно нужно отказывать себе в чём-то, сковывая себя

Как поститься детям

Нужно ли ребенку поститься? С какого возраста? И как

Деление на касты?

В России внедряют пилотный евгенический проект деления детей на касты

На литературном фронте

Воспитать настоящего мужчину, патриота России  на традициях православной веры

Юрий Кузнецов: в поисках Христа

21 марта отмечается Всемирный день поэзии, который впервые праздновался в 2000 году в Париже

КАКОМУ БОГУ МОЛИТЬСЯ НАДО?

Рассказы Игоря Евсина повествуют о жизни рязанского старца

Благодатные семена

Каждую весну, во время Великого поста, опять начинается робкое ожидание появления росточков и в почве

Благовест №3
март 2015г.