Логотип рязанской газеты "Благовест"

Классика не для класса

О проблемах нашего школьного образования можно говорить много – их накопилось достаточно, и все они известны. Недавно я обнаружила ещё одну, довольно серьёзную.

Прошлой осенью у моего сына, который заканчивает 11-й класс, накопились долги по литературе. В их ряду числились произведения И. Бунина «Деревня» и «Лёгкое дыхание», а также «Поединок» А. Куприна. Честно сказать, Бунина я читала очень мало, в школьную программу он раньше не входил и был как-то не особенно популярен в наше время.

Но вот на экраны вышел фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» по мотивам произведений И. Бунина, о писателе заговорили, а тут и школьные уроки – казалось бы, в тему.

Словом, решила я помочь сыну – прочитать рассказы и обсудить с ним прочитанное, поговорить о судьбе страны. Однако очень быстро моё желание сменилось на противоположное: не только пропало желание обсуждать с сыном бунинские истории, но и возникло стремление вообще оградить его от подобного чтения, особенно после знакомства с бунинской «Деревней». Столько грязи в описании русской действительности я ещё не встречала!

Впервые я осознала, что русская литература может навредить душе, особенно неокрепшей, неопытной, что не всякую классику нужно изучать в школе.

В чём же вред?

Во-первых, в формировании неправильного, искажённого представления о России – о её истории, народе (т.е. русском народе) в целом. У меня сложилось впечатление, что формирование именно такого представления явилось одной из целей авторов школьной программы по литературе.

Вот цитата из учебника по литературе за 11 класс (авторы В. А. Чалмаев, С. А. Зинин) из статьи, посвящённой рассказу «Деревня»: «В центре внимания повествователя в «Деревне» – беднейшая деревня Дурновка со всем идиотизмом её однообразного, застойного, но опасного бытия…Что за деревня, что за страна?!..». Тут уже просто ненависть к своей стране возбуждается. Ну, а рассказ А. Куприна «Поединок» только подливает масла в огонь.

Второе. Очевидно, что многие произведения Бунина наносят явный вред юной душе: поэтизация греха, его лёгкости, фиксация на внешнем, чувственном опыте («Лёгкое дыхание» и др.). В большинстве рассказов, описывающих взаимоотношения мужчины и женщины, ощущается действие инстинктов, чувственных переживаний, которые влекут человека, управляют им полностью. Бытие героев Бунина внедуховно.

Последнее время много говорится о том, что программа уроков литературы в школе сильно сокращена, многие авторы урезаны или исключены вовсе, количество уроков значительно уменьшилось, что это недопустимо, плохо, неправильно… (см., например статью акад. Вс. Троицкого «Пятая колонна в образовании России». Всё так. Тем не менее, если посмотреть современные учебники по литературе, поражаешься огромному объёму материала, который ученики должны освоить за год. Содержание же учебников порой поражает.

 Вызывает много вопросов и цель нынешних уроков литературы: очевидно явное стремление «поверить гармонию алгеброй» при наличии массы малопонятных терминов, большинство из которых иностранного происхождения – это, кстати, характерно и для уроков русского языка: огромный объём материала при отсутствии единой основополагающей идеи… Возникает ощущение, что задача курса – побольше «впихнуть» литературных знаний в бедные головы учеников, и неважно, разумное ли, доброе ли?

Ну, а о вечном говорить уже просто не приходится.

Помимо самих произведений подробно изучаются биографии авторов: обилие дат, событий, где учился, сколько раз женился… К чему такой объём информации? Как может ученик всё это осмыслить, разобраться, понять и усвоить? (Притом, что о некоторых событиях биографий зачастую лучше и вовсе не упоминать в школе). Это дело биографов, исследователей творчества конкретных писателей.

Опять прихожу к выводу: цель авторов учебников – больше информации за короткое время, больше путаницы, чтобы навсегда уж отбить охоту к русской классике, чтобы возникло стойкое её неприятие. Хочу уточнить: я не против того, чтобы ученики получали знания о жизни русских писателей и поэтов, но здесь важны такт и мера, и опять же правильные цели…

Тут возникает вопрос: а как же учителя? Многих из них, я знаю, волнует эта ситуация, они пытаются её смягчить, подправить, что-то опустить, что-то, наоборот, добавить – подкорректировать недостатки программы. Но есть и такие (и моему сыну в этом смысле, к сожалению, не повезло), которые не только не облегчают, но ещё и усугубляют ситуацию, педантично и строго следуя требованиям программы. Причем, ученики теперь всё должны делать сами: изучать новый материал (и потом рассказывать учителю), готовить рефераты, сообщения и т.д. и т.п. Учителя же в основном лишь дают задания и затем проверяют, тестируют. Из учебного процесса уходит само обучение, когда учитель передаёт знания, делится опытом, словом, учит. И от этого, по-моему, теряют все.

Учителя перестали «растить», «пестовать» своих учеников. Раньше хорошие ученики были на особом счету – их ценили, старались поддержать, если происходили сбои – выясняли, в чём дело, разбирались. Да и за «отстающих» переживали, старались подтянуть, помочь.

Сегодня же спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Ребёнку как бы говорят: сам виноват! – получай то, что заслужил; у нас ведь демократия, каждый выбирает, что хочет. В результате, каждый не выбирает, а выбирается. Как может.

Татьяна ИСАЕВА

Как готовиться к причастию

жизнь не может быть полностью отрегулирована резолюциями, решениями и документами, она бывает шире и глубже того

Когда душа без опасности

В диссертации я делаю выводы, что это целенаправленный процесс, ведущий к негативным явлениям, к дебилизации населения

Феномен Светланы Копыловой

Все-таки я очень доверяю Господу, и, как ему будет угодно, так и будет

Звездная «Линия жизни»...

Всегда уважала «поколение победителей», но теперь уважаю ещё больше

Памятник спасения

Вот такие истории семьи и храма…

Классика не для класса

К чему такой объём информации? Как может ученик всё это осмыслить, разобраться, понять и усвоить

Постом приятным…

Почему обязательно нужно отказывать себе в чём-то, сковывая себя

Как поститься детям

Нужно ли ребенку поститься? С какого возраста? И как

Деление на касты?

В России внедряют пилотный евгенический проект деления детей на касты

На литературном фронте

Воспитать настоящего мужчину, патриота России  на традициях православной веры

Юрий Кузнецов: в поисках Христа

21 марта отмечается Всемирный день поэзии, который впервые праздновался в 2000 году в Париже

КАКОМУ БОГУ МОЛИТЬСЯ НАДО?

Рассказы Игоря Евсина повествуют о жизни рязанского старца

Благодатные семена

Каждую весну, во время Великого поста, опять начинается робкое ожидание появления росточков и в почве

Классика не для класса