Логотип рязанской газеты "Благовест"

Новые Мокрицы – это новая жизнь.

Спасский район Рязанской области был в своё время центром Рязанского края. Именно на спасской земле первоначально стояла Рязань – столица обширного рязанского княжества. Но не только этим местом славится земля спасская. Широко известны село Ижевское, родина основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, старинное село Исады с его знаменитым храмом Воскресения Христова и село Кирицы с бывшим имением фон Дервиза.

Об этих сёлах и людях, родившихся и живущих в них, написано немало статей, очерков и книг. Но есть на спасской земле ещё одно место, которое особо почитается рязанцами. Это так называемое Старое Поле, на котором в 1487 году была явлена «Феодотьевская» чудотворная икона Божией Матери, ставшая главной святыней рязанской земли. Место явления иконы расположено около сел Торчино и Мокрицы.

Мокрицы.… В самом названии этого поселения есть какая-то тайна, неразгаданная до сих пор. Не случайно краеведы высказывают различные версии происхождения этого названия. Эта деревня, согласно Рязанскому топонимическому словарю, «Впервые упоминается в писцовых книгах 1636 г. как деревушка Мокрицы… Название села по фамилии землевладельца Мокринского. В исторических документах встречается как д. Макрицы». В том же словаре приводится и другая версия происхождения названия «По всей вероятности, название села дано по характеру местности, т. е. мокредь, мокрядь – низина».

В стародавние времена окрестности Мокриц являли собой красивую луговину реки Кишня. В этой реке было столько рыбы, что она просто кишела в воде. Отсюда и название этой реки.

Интересно и возникновение этой деревни. В книге Н. А. Голдабёнкова и П. А. Шарова читаем: «Плыли ладьи древних пращуров по Кишне многоводной. Звенели топоры о смолистые сосны и кряжистые дубы и появлялись просеки, лужайки. На них неподалёку от Кишни закладывались укреплённые посёлки на случай непрошеного гостя». Так появилось на берегу многоводной реки Кишня селение Мокрицы, а также Торчино и Федотьево.

В середине XV века Мокрицы были вотчиной, то есть наследственной землей, принадлежавшей Великому Рязанскому князю Ивану III, по прозвищу Третной. Это прозвище имеет своё происхождение от слова «треть». (По мнению историка Д. Иловайского, в давние времена рязанское княжество делилось на трети).

При Иване Третном и произошло явление чудотворной иконы близ села Мокрицы на поле, которое называли «Старое». В народном предании жителей Мокриц говорится, что она привиделась одному иноку во сне. Но тот не обратил на этот сон внимания. Тогда икона вновь явилась этому иноку. Какой-то голос даже указал место, на котором следует обрести её. Это было «Старое» поле в четырёх верстах от Торчино. Голос сказал, что икона находится в земле под берёзой. Наутро инок рассказал о своём сне отцу. Они взяли лопату, пришли на «Старое» поле и, копнув землю под берёзой, обнаружили икону Божией Матери.

Феодотьевская икона Божией Матери стала главной святыней Переяславля Рязанского. В молитвах пред ней преклонялись рязанские архиереи, великие рязанские князья и русские цари, посещавшие Рязань. Православный народ во множестве стекался к чудотворному образу, получая от него благодатную помощь.

Со своей стороны жители Мокриц почтили место явления чудотворной иконы тем, что в 1720 году построили на месте её явления Ризоположенский храм. Ведь икона явилась именно на праздник положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.

 Риза, по-древнерусски, – это одежда, облачение. По-гречески – покров. Согласно церковному преданию, Божия Матерь перед Успением подарила свой головной покров и пояс одной девице, а та завещала её другой девице в своём роду. И передавалась риза Богородицы в этом роду от одной девы к другой. В 458 году она была перенесена в Константинополь и положена в храм, который находился в предместье этого города – во Влахерне.

Но сегодня об этом мало кто помнит. И потому особенно важно, что на месте первого Ризоположенского храма, впоследствии упразднённого, разобранного и перенесённого в Федотьево, ныне недалеко от Мокриц и Торчино вновь воздвигнут храм в честь положения ризы Божией Матери.

С возрождения храма началось и возрождение деревни Мокрицы. Только уже в виде современного поселения, которому дали новую жизнь. Потому и назвали это поселение «Новые Мокрицы». И жители оправдывают это название. Здесь у них начинается новая жизнь. Ведь Новые Мокрицы не просто новый поселок. Это православное поселение, русская община единомышленников. Оттого и отношение жителей особое и к поселку, и к окружающей природе. Среди девственных живописных окрестностей Новые Мокрицы показывают не забытую еще способность русского человека бережно относиться к природе, которая благодарно отзывается на это. В окрестностях поселка можно охотиться, собирать грибы и ягоды. Рыбалка особенно привлекательна тем, что все водоемы посёлка заполнены рыбой и благоустроены. Это очень удобно и для любителей рыбной ловли, и для желающих отдыхать на воде.

Вот почему для тех, кто по-настоящему ценит жизнь на природе, поселок Новые Мокрицы станет настоящей находкой. Здесь можно снять добротный новый дом, обставленный традиционной деревянной мебелью, оснащенный электричеством и чистой колодезной водой, и хорошо отдохнуть с детьми, семьёй и друзьями. Отдых здесь особенно благотворен. На природе можно по-настоящему прочувствовать гармонию красоты окружающего мира. А что говорить об особенностях настоящей охоты и рыбалки, русской бани, и деревенской кухни? Живописные места близ Новых Мокриц каждого располагают к умиротворяющему созерцанию красоты и чувству той полноты бытия, которой в городе мы лишены.

Но и городские удобства в Новых Мокрицах есть. В поселении работают предприятия торговли и общественного питания. Дома подключены к электроснабжению и обставлены добротной деревянной мебелью. Каждое подворье оснащено колодцем с экологически чистой водой. На каждые три дома построены прекрасные русские бани. В этих домах круглогодичного проживания может поселиться и многодетная семья, и семья пенсионеров. Предусмотрительно построены дома самой разной площади для всех, желающих набираться сил на природе среди близких по духу людей.

Особенно важно, что в поселке положено начало строительству каменного храма во имя святого Георгия Победоносца. Это может еще больше объединить жителей поселка. Все желающие могут принять участие в его строительстве, совместно участвовать в Божьем деле и тем самым сплотиться в православную общину, которой издревле жила Святая Русь. А сплотившись в такую общину, человек может начать и новую, полную духовности жизнь. Новые Мокрицы – это новая жизнь!

Василий СТЕПАНОВ

P.S. Общественная организация «Истоки», которая осуществляет этот проект, приглашает уже этим летом православных людей приехать в Мокрицы отдохнуть и (по желанию) посадить рядом с предоставляемым домиком огородик. А в воскресные и праздничные дни – помолиться в храме села Михали, что в пяти километрах от Мокриц.

Справки по тел. 27-25-31

Навстречу радости

Практически любой желающий может освоить искусство колокольного звона, вопрос только в степени сложности

Поем устами и душой

Чудесным образом этот трепет и ликование праздника отражены в пасхальном каноне

Она трудилась и живет для неба

В этом году Пасха празднуется в один день с Днем космонавтики

Кедровый звон - 2

У сектантов присутствует культ дерева кедра, поэтому своё поселение они назвали Кедровый Рожок

Как не попасть в секту

Почему люди идут в секты? Чего им не хватает?

Не просто мама

Семья все-таки у женщины должна быть на первом месте, она спасается чадородием

Пасха и Антипасха

Почему в православном календаре отмечается день воспоминания уверения апостола Фомы и называется Антипасхой?

Чтобы дети понимали родителей

Мало кто знает, что существует так называемая православная логопедия

Мы с ним дружили сорок с лишним лет...

Воспоминания Владимира Крупина о преставившемся писателе Валентине Григорьевиче Распутине

Светильник веры в Бухаресте

В Бухаресте, в издательстве Ареопаг” выпустили на румынском языке книгу автора нашей газеты Игоря Евсина «Светильник веры»

Новые Мокрицы – это новая жизнь.

Именно на спасской земле первоначально стояла Рязань – столица обширного рязанского княжества

«Та, которая возродила монастырь»

13 марта 2015 года отошла ко Господу насельница Успенского Вышенского монастыря монахиня Варвара (Знаменская)

Время сеять

Выращивая урожай, мы иногда даже не подозреваем, что сами похожи на растения, которые излишне холим и лелеем

В селе МокрицыВ окрестностяхНовый Ризоположенский храм 
в с. ТорчиноДомик ждет хозяевИгумен Лука 
(Степанов)
 исповедует в
 Ризоположенском 
храмеПокровительница 
рязанской земли -
 икона Божией 
Матери 
"Феодотьевская"

Игумен Лука (Степанов) исповедует в Ризоположенском храме