Логотип рязанской газеты "Благовест"

13 марта 2015 года отошла ко Господу насельница Успенского Вышенского монастыря монахиня Варвара (Знаменская)

«Та, которая возродила монастырь», –

Говорили о монахине Варваре (Знаменской) жители поселка Выша, где находится Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Она одна из первых и старейших насельниц Свято-Успенского Вышенского женского монастыря, монахиня Варвара (Знаменская) – родная сестра первой настоятельницы обители игумении Нонны.

Монахиня Варвара (в крещении Евдокия) родилась 16 августа 1935 года в г. Каганович (сейчас Кашира) Московской области в благочестивой семье, насчитывавшей несколько поколений священнослужителей. Несмотря на годы атеистических гонений, родители воспитывали детей в вере, приучали молиться, в воскресные дни водили в храм, где уже в школьном возрасте матушка начала петь в хоре. Несмотря на запреты учителей, она не боялась носить нательный крестик, за что ее вместе с сестрой ругали и даже выгоняли с уроков.

После окончания школы в 1953 году Дина поступила в Московский энергетический институт на гидроэнергетический факультет. В годы учебы в Москве Господь привел ее под сень обители преподобного Сергия, где под руководством известного старца того времени архимандрита Тихона (Агрикова) и начался ее монашеский путь. По благословению о. Тихона в 1961 году – в самый разгар хрущевской антицерковной компании – Евдокия, которой к тому времени было 26 лет, была тайно пострижена в иночество в честь великомученицы Варвары Илиопольской. Спустя три года, инокиня Варвара вместе со своей родной сестрой Ниной приняла тайный монашеский постриг, который также совершил о. Тихон. Вскоре принятия ангельского чина сподобились и их родители – Борис и Мария.

После окончания института на протяжении 31 года матушка Варвара трудилась энергетиком на предприятии «Гидропроект» в подмосковном городе Дедовск.

С выходом на пенсию Господь послал матушке новую работу, ставшую делом всей ее последующей жизни – помогать своей сестре-игумении в восстановлении открывшегося после долгого периода запустения Вышенского монастыря. Продав квартиру, в августе 1990 года матушка Варвара приехала на Вышу и стала правой рукой матушки Нонны во всех ее трудах. Вырученные от продажи квартиры деньги матушка пожертвовала на нужды монастыря.

На плечи матушки Варвары легли все вопросы по хозяйственному обеспечению, подготовке чертежей, организации водоснабжения, газификации подворья на Быковой горе, реконструкции Успенской церкви.

Деятельная по своей природе, мать Варвара стремилась как можно больше сделать на благо обители. Она энергично занималась сбором исторических документов о монастыре, наладила издательскую деятельность. При ее личном участии начали выпускаться ежегодные тематические календари о монастыре, брошюры, акафисты, благодаря которым люди знакомились с неизвестной тогда еще обителью и открывали для себя сокровищницу творений святителя Феофана. При издании книг матушка всегда следовала завету святителя Феофана: «Лишь бы издание было подешевле – и потому порасхоже, то есть, чтобы шире разошлось».

К паломникам матушка всегда проявляла любовь и гостеприимство. С большим интересом и энтузиазмом она проводила экскурсии по монастырю и подворью, стараясь как можно больше рассказать об этом удивительном месте, после чего всех неизменно приглашала на трапезу.

С детства полюбившая церковное пение и хорошо знавшая церковный устав, монахиня Варвара на протяжении 15 лет возглавляла монастырский хор. Она отличалась особым усердием и ревностью к церковному богослужению. Стараясь не пропускать даже будничные службы, она являлась примером для сестер и задавала в этом «тональность» всему монастырю.

Нельзя не упомянуть и о том, что матушка была большая мастерица. Долгими зимними вечерами, когда забот в монастыре убавлялось, она занималась вышиванием плащаниц и обучала этому рукоделию сестер.

В 1999 году мать Варвара принимала непосредственное участие в возобновлении дореволюционной традиции проведения крестных ходов с Казанской Вышенской иконой Божией Матери по Тамбовской епархии в память избавления от холеры в XIX веке. Немало сил и трудов было положено матушкой и на организацию одного из самых знаменательных событий в новейшей истории обители – перенесению мощей святителя Феофана Затворника, которое состоялось в 2002 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II.

В 2005 году матушка была официально назначена настоятельницей подворья Вышенского монастыря на Быковой горе. За многолетние ревностные труды по восстановлению монастыря в 2006 году она была награждена медалью преподобного Серафима Саровского.

В 2011 году по болезни монахиня Варвара была освобождена от должности настоятельницы. Последние годы матушка тяжело болела, но благодушно переносила посланный ей крест телесной болезни и за все благодарила Бога.

Кончина матушки Варвары стала большой утратой не только для насельниц обители, но и для многих знавших ее людей. Матушка Варвара всего полгода не дожила до своего 80-летия, 25 лет из которых она положила на возрождение порушенной обители. Господь удостоил ее перейти в вечность в месте, освященном подвигом святителя Феофана, в том самом корпусе, где чуть более века назад почил и сам святитель, о прославлении имени которого она неустанно пеклась.

Отпевали матушку 14 марта – в день памяти ее небесной покровительницы, преподобномученицы Евдокии в Казанском соборе монастыря при большом стечении народа. В последний путь проводить матушку Варвару приехали ее племянники, жители окрестных сел и знакомые из разных городов.

 Матушка стала первой насельницей, погребенной на монастырском кладбище с момента возрождения монастыря. Молитва об упокоении монахини Варвары будет возноситься в стенах Вышенской обители до скончания века наряду с такими ее строителями, как игумен Тихон и архимандрит Аркадий.

Светлана КОСОРОТОВА

Навстречу радости

Практически любой желающий может освоить искусство колокольного звона, вопрос только в степени сложности

Поем устами и душой

Чудесным образом этот трепет и ликование праздника отражены в пасхальном каноне

Она трудилась и живет для неба

В этом году Пасха празднуется в один день с Днем космонавтики

Кедровый звон - 2

У сектантов присутствует культ дерева кедра, поэтому своё поселение они назвали Кедровый Рожок

Как не попасть в секту

Почему люди идут в секты? Чего им не хватает?

Не просто мама

Семья все-таки у женщины должна быть на первом месте, она спасается чадородием

Пасха и Антипасха

Почему в православном календаре отмечается день воспоминания уверения апостола Фомы и называется Антипасхой?

Чтобы дети понимали родителей

Мало кто знает, что существует так называемая православная логопедия

Мы с ним дружили сорок с лишним лет...

Воспоминания Владимира Крупина о преставившемся писателе Валентине Григорьевиче Распутине

Светильник веры в Бухаресте

В Бухаресте, в издательстве Ареопаг” выпустили на румынском языке книгу автора нашей газеты Игоря Евсина «Светильник веры»

Новые Мокрицы – это новая жизнь.

Именно на спасской земле первоначально стояла Рязань – столица обширного рязанского княжества

«Та, которая возродила монастырь»

13 марта 2015 года отошла ко Господу насельница Успенского Вышенского монастыря монахиня Варвара (Знаменская)

Время сеять

Выращивая урожай, мы иногда даже не подозреваем, что сами похожи на растения, которые излишне холим и лелеем

монахиня Варвара
 (Знаменская)Свято-Успенский Вышенский монастырь