Логотип рязанской газеты "Благовест"

Как не попасть в секту

Какие существуют секты, как защититься от них, как распознать? Об этом Наталье Чиж рассказывает Александр Леонидович Дворкин, доктор философии Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

– Почему люди идут в секты? Чего им не хватает?

– В секту никто не идет, нет человека, который бы сам пришел в секту. В секту приводят через обман, сокрытие информации и недобросовестную рекламу. Люди склонны поддаваться этому обману, верить обещаниям. В группе риска – все, кому плохо, у кого кризис в жизни. Часто у людей просто нет сил отказаться от навязчивости сектантов, даже остановиться и задуматься, что же несут их обещания за собой. Я абсолютно убежден, что, если бы человек знал, что собой представляет та или иная секта, что от них будет требоваться, как они поменяют свою жизнь, они бы никогда на это не согласились.

– Вы стали первым, кто ввел в обиход термин «тоталитарная секта», при этом некоторые секты Вы предлагаете называть «классическими». По какому принципу их следует различать?

– Слово «секта» – очень широкий термин: им называются разные типы организаций. Именно поэтому я и предлагаю разграничивать два разных типа сект. Если говорить просто, то классическими сектами являются те, которые не несут в социальной опасности. Можно говорить об их духовных заблуждениях, о тупиковом пути, к которому они ведут, о культурной ограниченности, но, в любом случае, они не деструктивны по отношению к окружающему миру. 

С такими сектами мы ведем в большей степени апологетическую работу, и пытаемся обратить их членов в Православие. Достаточно часто я веду религиозные диспуты с баптистами, при этом я взываю к их разуму, к их способности логически мыслить и иногда добиваюсь в этом успеха. С сайентологами, например, то есть адептами «тоталитарной» или «деструктивной» секты, так говорить нельзя, поскольку у них способность логически мыслить отсутствует: их сознание контролируется. Для того, чтобы помочь им выйти из сайентологии, необходимо применять другие методы.

– Александр Леонидович, какие секты в России наиболее сильны и многочисленны, и какова динамика этого явления?

– Однозначно ответить на этот вопрос сложно и, пожалуй, невозможно. Если сравнивать с 90-ми гг. XX века, то ситуация отличается очень сильно. К сожалению, пока еще бытует стереотип что секты – это такие навязчивые вербовщики на улицах, которые пристают и хватают за руки. Мы научились с осторожностью относиться к тем, кто подходит к нам на улице, однако, сейчас большая часть сект уже ушла с улиц в интернет и вербует через социальные сети, рассылки, контент-контроль и т.д. Тут чаще всего, конечно, молодежь оказывается не готова, и с ней нужно работать.

Еще одно заблуждение – это то, что секта – нечто, пришедшее из-за рубежа. Раньше это действительно в значительной степени было так, сегодня же ситуация изменилась.  Минимум половина сект сегодня отечественного происхождения, и количество их постоянно увеличивается.  Если в начале 90-х для того, чтобы получить информацию по той или иной секте, я постоянно связывался со специалистами из той страны, где они появились (тогда интернет не был развит, и это отнимало очень много времени и сил), то сегодня уже со мной постоянно связываются специалисты из других стран по нашим сектам, работающим у них. То есть глобализация работает в обе стороны.

Еще одно отличие от 90-х в том, что сейчас очень сильно развито неязыческое движение и активно развиваются нерелигиозные типы сект: коммерческие культы и психокульты. Все они ведут свою работу через интернет.

– Можно ли выделить наиболее опасные секты?

– Самые опасные секты – это те, в которые попали ваши близкие. Когда ко мне приходят люди, чьи родственники попали в какую-нибудь маленькую секту. Ведь, если человек умер от гриппа, для него грипп и стал самой опасной болезнью. Другое дело, что есть секты более распространённые, более влиятельные. На сегодняшний момент самая распространённая и влиятельная – это, несомненно, неопятидесятническое движение веры, которое представлено различными сектами, такими, как: “Слово жизни”, “Живая вера”, “Живая вода”, “Церковь новое поколение”, «Христианский центр по названию города» (например, Сургутский), «Церковь Ковчег» и так далее.

– Сейчас также стало очень популярно движение «нью-эйдж». Что скрывается за этим названием?

– У термина «нью-эйдж» существует два значения: первое – это неоязыческое оккультное движение, а второе, более широкое, – оккультная парадигма мышления современного человека. Если говорить о движении, то его сторонники «общаются» с духами, крутят кристаллы, ходят на семинары по разворачиванию кундалини (внутреннего «я») и т.д. Хотя есть и целый ряд специфических нью-эйджевских сект. А второе значение термина также можно назвать «оккультной средой общества». Для иллюстрации – пример. Вряд ли найдется среди читателей человек, который не знал бы своего знака зодиака. Пусть даже большинство из ваших читателей в астрологию не верят, но знают все.  Это и есть оккультная среда общества.

– Александр Леонидович, давайте поговорим о псевдоправославных сектах

– Их очень много. Это всевозможные раскольнические и сектантские группы, которые либо когда-то отделились от Православной Церкви, либо никогда в ней не были и существовали вне зависимости от нее. Примером может служить Суздальский раскол, осколки Зарубежной Церкви, отказавшиеся соединиться с Московской Патриархией, или такой экзотический продукт, как «Готфская православная церковь», глава которой, Алексей Смирнов называет себя епископом Амвросием Сиверсом. Эта секта известна тем, что они канонизировали «Блаженного Атаульфа Берлинского», то есть Адольфа Гитлера.

Еще любопытный пример – секта Славика Чебаркульского. Мальчик умер в 10 лет от рака крови, а его мать после смерти записала его в «великомученики» и объявила ангелом во плоти. Сегодня большое число людей ездят на его могилу за исцелением.

Есть и сектоподобные образования «слева». Например, многие считают сектой общину заштатного московского священника Георгия Кочеткова. Жалобы на них поступают в наш Центр постоянно.

– Можно ли как-то обезопасить себя? Что нужно знать, чтобы быть невосприимчивым к влиянию сект?

Важно также при общении не терять бдительность и сохранять критическое мышление, которое является неотъемлемым признаком свободы человека.

 

Беседовала Наталья ЧИЖ,

«Елицы»

 

Навстречу радости

Практически любой желающий может освоить искусство колокольного звона, вопрос только в степени сложности

Поем устами и душой

Чудесным образом этот трепет и ликование праздника отражены в пасхальном каноне

Она трудилась и живет для неба

В этом году Пасха празднуется в один день с Днем космонавтики

Кедровый звон - 2

У сектантов присутствует культ дерева кедра, поэтому своё поселение они назвали Кедровый Рожок

Как не попасть в секту

Почему люди идут в секты? Чего им не хватает?

Не просто мама

Семья все-таки у женщины должна быть на первом месте, она спасается чадородием

Пасха и Антипасха

Почему в православном календаре отмечается день воспоминания уверения апостола Фомы и называется Антипасхой?

Чтобы дети понимали родителей

Мало кто знает, что существует так называемая православная логопедия

Мы с ним дружили сорок с лишним лет...

Воспоминания Владимира Крупина о преставившемся писателе Валентине Григорьевиче Распутине

Светильник веры в Бухаресте

В Бухаресте, в издательстве Ареопаг” выпустили на румынском языке книгу автора нашей газеты Игоря Евсина «Светильник веры»

Новые Мокрицы – это новая жизнь.

Именно на спасской земле первоначально стояла Рязань – столица обширного рязанского княжества

«Та, которая возродила монастырь»

13 марта 2015 года отошла ко Господу насельница Успенского Вышенского монастыря монахиня Варвара (Знаменская)

Время сеять

Выращивая урожай, мы иногда даже не подозреваем, что сами похожи на растения, которые излишне холим и лелеем

Александр 
Леонидович 
Дворкин