Логотип рязанской газеты "Благовест"

Сорок лет – у Престола

Через неделю после Пасхи, 19 апреля в Христорождественском соборе Рязанского кремля состоялись торжества в честь 40-летней священнической хиротонии митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина. Почтить его Высокопреосвященство и вместе с ним сослужить Литургию приехали митрополиты и епископы из семи епархий РПЦ. За богослужением молились представители городского и областного правительства.

Поздравляя владыку Вениамина с 40-летием священнической хиротонии, митрополит

Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, вспоминая его многотрудный служебный путь, напомнил евангельское повествование о том, что еврейский народ 40 лет ходил по миру, прежде чем нашел землю обетованную.

Митрополит Вениамин полтора года возглавляет Рязанскую митрополию. Но не один раз его путь за время служения у Престола Божьего пересекался с рязанской землей и служившими здесь архиереями.

А познал он радость участия в церковной службе в самом раннем детстве в храме села Стодульцы на Украине, куда его бабушка с дедушкой в 30-е годы прошлого века уехали из Пензенской области, чтобы избежать наказания за отказ вступать в колхоз.

Вся семья маленького Володи Зарицкого была верующей. Его родители венчались и по мере возможности ходили в храм, а мама даже пела на клиросе. Но жили тяжело: много работали, папа уезжал на железную дорогу рано утром и поздно возвращался. Заботу о духовном воспитании мальчика взяла на себя бабушка. В разные села она водила его в церковь, преодолевая при этом большие расстояния. И ребенком, уже в 4-5 лет, он, несмотря на усталость, шел к Богу в Его доме, предвкушая радость встречи с Ним.

Детям всегда свойственно много играть в то, что им нравится. Пятилетний Володя проводил дома свои детские «богослужения» и уже знал, что хочет быть священником.

Большое влияние на будущего владыку оказали поездки в Киев в Покровский монастырь. «Там были прекрасные священники, у которых я окормлялся. Влияние стариц и молитвенниц этого монастыря было на меня необычайно велико», – сказал владыка в одном из своих интервью.

Окончив школу, Владимир стал иподьяконствовать в Киевском соборе у викарного епископа Переславль-Хмельницкого Варлаама (Ильющенко), который и дал ему рекомендацию на поступление в Московскую духовную академию. Была возможность учиться в духовных школах и Санкт-Петербурга, и Одессы, но все стремились попасть в Троицкую обитель к преподобному Сергию. У будущего владыки тоже была такая мечта. Но на пути к ее исполнению было много препятствий, которые чинили различные государственные структуры, чтобы у верующих не появился еще один молодой, энергичный, образованный пастырь. По промыслу Божьему владыка все-таки поступил, учился и окончил духовную Московскую семинарию в 1985 году.

Но прежде, в 1973 году он, по рекомендации лаврских преподавателей, приезжает в Рязань иподьяконствовать у владыки Симона (Новикова), мудрого рязанского пастыря, прослужившего на этой древней земле почти тридцать лет. Они часто беседовали о литературе, церковной истории, истории Византии и России, рязанской земли, предавались богословским размышлениям, прогуливаясь вместе во внутреннем дворике домика Рязанской епархии на улице Фрунзе. С тех пор интерес к книгам, истории владыка Вениамин пронес через всю свою жизнь и везде, где бы ни служил, собирал большие духовные библиотеки, которые при отъезде передавал в монастыри или семинарии.

«Тогда Рязань открылась для меня особой чертой – сильной верой людей. Как бриллиант с разными гранями, так и древний город в те годы. Очень скорблю сейчас, так как нет уже того духа. Вы знаете, в соборе не было где яблоку упасть. Людей было море, был особый дух единения. Было гонение, но была любовь и объединение верующих людей, была духовная поддержка и молитва. Я помню, как в 1074 году, Благовещение и Вход Господень в Иерусалим – два великих торжества Православной церкви, пришлись на один день. Что творилось в соборе… Владыке Симону, тогда епископу сломали посох от массы людей, а в будние дни на акафист святителю Васили Рязанскому, главному покровителю нашего града, вы не представляете, сколько людей приходило», –  рассказал в интервью газете «Рязань православная» владыка Вениамин.

Однако из первых дел, которые и задумал, и сделал за короткий период на рязанской земле владыка Вениамин – это музей памяти митрополита Симона на улице Фрунзе, в домике бывшего помещения епархии. Несмотря на перестройки, здесь все дышит теплыми воспоминаниями о мудром пастыре и времени, в котором он жил и служил.

Препятствия, которые были связаны с рукоположением владыки в Рязани из-за препон, чинимых местными уполномоченными по делам религии, вынудили его с сожалением покинуть полюбившуюся рязанскую землю. Следующим местом служения владыки Вениамина была Ивановская епархия, где в то время возглавлял кафедру владыка Иов (Кресович). Здесь, наконец, исполнилась его заветная мечта – служить у Престола Божьего. 30 марта 1975 года он был рукоположен во диакона, а 30 марта 1975 года – во иерея.

Первую свою Литургию владыка Вениамин отслужил на Благовещенье. В этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпал с Великой средой, поэтому и было принято решение о переносе торжеств, в связи с 40-летием хиротонии митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина, на Светлые пасхальные дни.

В Ивановской епархии владыка прошел серьезную пастырскую школу, где сначала служил в Преображенском кафедральном соборе, а потом был настоятелем Знаменской церкви в селе Красном Палехского района Ивановской области, где был один из самых больших приходов. После ухода на покой владыки Иова будущий митрополит Вениамин перешел на служение в Орловскую епархию, которую возглавлял архиепископ Глеб (Смирнов), долгое время живший и служивший на рязанской земле. 27 мая 1977 года священник Владимир принял монашество с именем в честь преподобного Вениамина Киево-Печерского (день памяти — 13 (26) октября). 16 декабря того же года он был зачислен в клир Орловско-Брянской епархии, назначен настоятелем Христорождественской церкви в городе Болхове Орловской области.

Девять лет, которые владыка Вениамин служил рядом с архиепископом Глебом, послужили ему хорошей школой умения находить общий язык с властями, со священнослужителями и строить храмы в условиях, в которых, казалось бы, сделать это невозможно. Скончался владыка Глеб практически на руках своего секретаря, кем был тогда владыка Вениамин. Похоронен владыка Глеб в Летово, за алтарем Космодемьянского храма, рядом со своим братом протодьяконом Павлом и его женой. Митрополит Вениамин часто приезжал и приезжает сюда послужить панихиду на могиле своего мудрого наставника.

В конце 80-х годов прошлого века Русской Православной Церкви стали вновь возвращать монастыри и храмы. Но все они были в запущенном состоянии. Мерзость запустения витала и на территории некогда процветающей Иоанно-Богословской обители, когда по просьбе владыки Симона сюда приехал тогда еще в сане игумена владыка Вениамин. Вместе с архимандритом Авелем (Македоновым) он, как эконом-строитель, начал возрождать этот древний монастырь. Но через девять месяцев по указу Святейшего Патриарха Алексия II он переводится восстанавливать и управлять Николо-Угрешским монастырем.

За двадцать лет его наместничества здесь некогда разоренный Божий уголок превратился в цветущую обитель, при которой открылось сначала духовное училище, а потом – семинария. Сейчас там открыта и магистратура.

Священники, как офицеры, архиереи, как генералы – в каком бы ни были положении и должности – служат, где нужны Родине, Церкви.

И с 31 мая 2010 года владыка решением Священного Синода назначен правящим епископом Пензенской епархии, 1 августа 2012 года он возведен в сан митрополита. По существу, владыка оказался на родине своих предков, которые когда-то уехали с пензенской земли на Украину. И с присущей ему энергией под его руководством за небольшой трехлетний срок пребывания на Пензенской кафедре там было построено 8 храмов, в том числе – собор на 9 тысяч человек.

На рязанской земле, которая тоже ему близка, митрополит Вениамин пребывает с декабря 1913 года. За это время владыка сумел возродить многие добрые традиции, многотысячные крестные ходы на Пасху, в день памяти святителя Василия Рязанского, в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского, продолжил благоукрашения многих храмов и монастырей. «На мой взгляд, в Рязани сейчас не хватает 20 храмов. И мы будем их строить». Два из них уже заложены 25 апреля.

В заключение поздравления в день 40-летия хиротонии митрополита Вениамина владыка Кирилл пожелал ему «увидеть плоды своих трудов… в этом святом уголке русской земли, православной Рязани, в которой Господь благословил свое совершать апостольское служение»

Ирина ЕВСИНА

На фото: С.В. Филимонов поздравляет владыку Вениамина. 

Храмам – быть!

За год в России исчезает с карты по нескольку десятков деревень. Народ перетекает в города

Сорок лет – у Престола

Большое влияние на будущего владыку оказали поездки в Киев в Покровский монастырь

Воин Отечества – воин Церкви

Семья, в которой он вырос, была глубоко религиозная, где без храма жизни своей не представляли

О детстве матушки Феодосии

15 мая исполнится год, как отошла ко Господу скопинская старица, схимонахиня Феодосия (Косоротихина)

На кладбище в Велемье

Она и была многим роднее родных, ближе близких. Любви матушки хватало на всех к ней приходящих

Снимая пелену

Что вас сподвигло собрать родителей и поговорить с ними на эту тему?

Зеленая Троица

Когда стали праздновать День Святой Троицы? Почему он связан именно с берёзовыми ветками

Подложные родители

Прежде чем принимать на веру мнение «общественности», стоит посмотреть, не общественность ли это «пятой колонны»

Победившие смирением

В России любили святых братьев Бориса и Глеба и в честь них повсеместно воздвигали множество храмов

Рядом с ангелами

В простых приходских храмах обычно имеется только один хор, один клирос

Неслучайные встречи

Эта некая обретшая целостность раскрыла в нем дар художника с объективом в руках

Моя Шостьенская обитель…

До сих пор помню эти смутные ощущения от осознания грядущих перемен в моей жизни

Свое поле

Наши предки говорили: «Бог не даст – и земля не родит». Кому не даст?

В предсмертный час

Прощальное письмо. Не к родным и близким обращено оно, а к Богу, в Которого свято уверовал воин в свой предсмертный час

Сорок лет – у Престола