Логотип рязанской газеты "Благовест"

Победившие смирением

Память первых святых, канонизированных Русской Православной Церковью, страстотерпцев Бориса и Глеба (в крещении Романа и Давида) празднуется несколько раз в году. 15 мая этого года будет праздноваться 900-летие перенесения их мощей в церковь-усыпательницу в Вышгороде. В России в честь этих святых воздвигнуто множество храмов. Один из них самый любимый – Борисоглебский собор.

Подвиг святых Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.

Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образован, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение – ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде – рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

В деяниях Бориса и Глеба духовный и политический идеализм, готовность к бескорыстию и самопожертвованию проявились в самом высоком смысле. Вот почему два века спустя после своей гибели Борис и Глеб явились воинами Александра Невского перед Невской битвой, обещая свою помощь и заступничество.

Борисоглебский собор в Рязани

В России любили святых братьев Бориса и Глеба и в честь них повсеместно воздвигали множество храмов, один из которых – почитаемый и любимый в Рязани, в который на мантии из Мурома приплыл святитель Василий Рязанский с чудотворной иконой Божьей Матери, именуемой «Муромская» (или «Моление Василия»). Борисоглебский храм для рязанцев – особый храм. История его уходит корнями своими в далёкую старину. Прав был «полномочный представитель ОГПУ», писавший, хотя и с негодованием, о том, что Борисоглебский собор является «опорным пунктом Православия».

Собор, построение которого историки относят к 1152 году, ко времени прибытия туда святителя выглядел совсем не так, как сейчас. Существующий Борисоглебский храм в Рязани был построен в 1686-1687 годах тщанием митрополита Павла и Амвросия. Он неоднократно перестраивался. Свои средства вносили в основном купцы, церковные старосты, прихожане: Григорий Иванович Меркулов, Иван Васильевич Осминин, Семён Дмитриевич Панов, Панкратий Федорович Морозов, ктитор М.М. Селиванова и многие другие. В 1853-54 гг. купец Иван Осьминин приобрёл для Борисоглебского храма колокол. Когда его привезли, то не могли вместить его на колокольне. Своей щедрой рукой он пожертвовал 10000 рублей на строительство новой колокольни. Документы говорят о том, что неоднократно предпринимались попытки перестройки колокольни, составлялись и одобрялись планы её постройки, и только в 1873 году колокольня была полностью готова. Начало ХХ века собор встретил «в великолепии своем» как внешнем, так и внутренним. В то время при Борисоглебском храме была богадельня, на базарной площади – две каменные лавки; в приходе, кроме частной женской гимназии, при которой существовала начальная трёхгодичная подготовительная школа, имелись как мужское, так и женское училище.

Размеренная жизнь и благолепие этого храма Божия после 1917 года стали постепенно разрушаться. В 1922 году в помощь голодающему Поволжью были изъяты из храма серебряные кресты, вызолоченные и серебряные ризы с каменьями, лампады, кадила, потиры, ризы. Ушли из храма ризы с икон святых, и мучеников, преподобных, благоверных… Зачем злато и серебро святым? При передаче ценностей из храмов на Гохран в церкви Бориса и Глеба работал известный в г. Рязани общественный деятель – архивист, историк Дмитрий Солодовников. Он смог убедить членов комиссии в непреходящей ценности некоторых вещей. Так в Рязанский губернский музей были переданы: Евангелие 1703 года, Евангелие времен Анны Иоанновны, крест 1653 года.

Прихожан слезно просили вернуть хотя бы «маленькую икону Корсунской Божьей Матери, написанной на железе, Зимаровскую икону Божьей Матери, приносящую исцеление». Несмотря на просьбы и петиции прихожан к властям, Борисоглебский собор закрывался с ноября 1929 по июль 1930 года, и позже – с 1935 по 1946 год. В краткий период, по документам рязанского архива, в 1935 году собор захватили обновленцы. Перелистывая страницу за страницей истории Борисоглебского собора, с трудом можно уложить в голове подобный факт, ведь в 1929 году Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий по желанию граждан и по приглашению Приходского совета перенес в него свое постоянное служение. В документах этот собор назван «Викариальным собором» и вдруг – обновленческая ориентация! Ведь в 1926 году обще собрание Борисоглебского собора поддержало Преосвященного Мефодия (Абрамкина), епископа Раненбургского (до приезда в город Рязань Иувеналия, епископа Рязанского и Шацкого, временно управлял Рязанской Епархией) «не иметь общения с обновленцами». Народ стал меньше ходить в этот храм, поэтому у властей и появились основания его закрыть.

Победа в Великой Отечественной войне «открыла двери миру, а мир открыл двери храмов» в СССР, в том числе и Борисоглебского собора.

В разное время в соборе служили замечательные протоиереи, иереи. На их плечи лег нелегкий труд, когда нужно было не только устраивать храмы, но заниматься и устроением душ человеческих. Особенную тяжесть на свои плечи смело взвалил протоиерей Борис Скворцов в 1917 году, которого в 1965 году возвели в сан епископа Рязанского и Касимовского. До отъезда на Афон настоятелем собора служил архимандрит Авель. Всегда в Рязани настоятельство в этом храме было одним из самых почетных священнических служений.

И, несмотря на то, что за последние 25 лет в Рязани открылось и вновь построено несколько десятков храмов, прихожан в Борисоглебском соборе (хотя с тех пор главной архиерейской кафедрой стал Христорождественский собор), как все еще его называют рязанцы, не убавилось. Его намоленность и благодатный дух притягивает боголюбивых горожан.

Подготовили Татьяна СИНЕЛЬНИКОВА, Мария НЕФЕДОВА

На фото: картина И. Глазунова «Борис и Глеб»

Храмам – быть!

За год в России исчезает с карты по нескольку десятков деревень. Народ перетекает в города

Сорок лет – у Престола

Большое влияние на будущего владыку оказали поездки в Киев в Покровский монастырь

Воин Отечества – воин Церкви

Семья, в которой он вырос, была глубоко религиозная, где без храма жизни своей не представляли

О детстве матушки Феодосии

15 мая исполнится год, как отошла ко Господу скопинская старица, схимонахиня Феодосия (Косоротихина)

На кладбище в Велемье

Она и была многим роднее родных, ближе близких. Любви матушки хватало на всех к ней приходящих

Снимая пелену

Что вас сподвигло собрать родителей и поговорить с ними на эту тему?

Зеленая Троица

Когда стали праздновать День Святой Троицы? Почему он связан именно с берёзовыми ветками

Подложные родители

Прежде чем принимать на веру мнение «общественности», стоит посмотреть, не общественность ли это «пятой колонны»

Победившие смирением

В России любили святых братьев Бориса и Глеба и в честь них повсеместно воздвигали множество храмов

Рядом с ангелами

В простых приходских храмах обычно имеется только один хор, один клирос

Неслучайные встречи

Эта некая обретшая целостность раскрыла в нем дар художника с объективом в руках

Моя Шостьенская обитель…

До сих пор помню эти смутные ощущения от осознания грядущих перемен в моей жизни

Свое поле

Наши предки говорили: «Бог не даст – и земля не родит». Кому не даст?

В предсмертный час

Прощальное письмо. Не к родным и близким обращено оно, а к Богу, в Которого свято уверовал воин в свой предсмертный час

Подвиг святых 
Бориса и ГлебаБорисоглебский собор в Рязани