Логотип рязанской газеты "Благовест"

Преображение князя Владимира и Руси

Как же собиралась, как объединялась наша древняя Русь? Как мы перестали быть толпой и стали нацией? Конечно, сегодня каждый просвещенный россиянин знает, что началом объединения древних славянских племен, началом русской православной государственности явилось Крещение Руси, но не каждый понимает, что этот духовный акт, иначе как чудо, как неизреченный Божий Промысел не назовешь.

Исторические параллели

Почему так? Дело в том, что Крещение Руси не было совершено по каким-то государственным или личным расчетам князя Владимира.

Ко времени образования Киевской Руси уже была государственная религия — язычество. Оно крепло, развивалось и имело достаточно цельное мировоззрение. Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности, и политической независимости. Осознавались князьями и опасения религиозных усобиц. «По всем человеческим расчетам, – писал митрополит Иоанн (Снычев), – приняв христианство, Русская земля должна была бы потерять свое единство, или же, сохранив целостность, закоснеть в неисправимом языческом упорстве. Находясь на перекрестке дорог, там, где переплетались и сталкивались интересы мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и хищного иудейского Хазарского Каганата, Русь должна была бы ради спасения своей целостности хранить и свою религиозную самобытность. Казалось, ей предназначена судьба языческой империи. Любые уступки соседям должны были бы привести к неминуемому разделу Руси на «зоны влияния» мусульманства, иудаизма и христианства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История южных славян подтверждает это когда-то единый народ разделился на православных сербов, католиков, хорватов и даже славянских мусульман, ожесточенно враждующих ныне между собой».

Характерен в связи с этим пример Золотой Орды, могучего государства, которое было разрушено религиозными усобицами после принятия в 1313 г. ханом Узбеком ислама и возведения его в ранг государственной религии.

Услышал «голос Духа»

Итак, Крещение Руси нельзя назвать простой сменой религии, это был духовный акт, совершенный по Божьему Промыслу. Не было у князя Владимира и личных корыстных интересов. Достаточно вспомнить, что он был ярым сторонником язычества, участвовал в человеческих жертвоприношениях. Известен факт, когда в жертву языческим богам был принесен христианин.

Федор Варяг и сын его Иоанн – христиане, ставшие первыми на Руси мучениками за веру. А ведь убиты они были по решению князя Владимира из-за отказа принести в благодарность языческим богам человеческую жертву после удачного военного похода на ятвагов…

Язычество, буйный характера князя Владимира, плотские вожделения, которые он привык удовлетворять, никак не способствовали принятию Православия – учения, требующего от человека самоограничения во всем. «Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир содержал в трех гаремах 800 наложниц – вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.

Но тем разительнее была перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая какое именно. Внутренняя духовная причина перемен, происшедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков», – пишет митрополит Иоанн.

Да, князь Владимир следовал советам своей бабушки княгини Ольги, которая убеждала его принять христианство, да, прежде чем креститься он исследовал разные веры, пока не выбрал именно христианскую веру, но выбрать веру еще не значило уверовать, как говориться в Евангелии: «…всем сердцем… и всею душею… и всею мыслию» (Мф. 22, 37—40).

О чуде крещения князя Владимира в древнейшем памятнике русской письменности, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона говорится так:

«Как взыскал Христа, как предался Ему? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним – как же стал учеником Его? Другие и видев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. Поистине, сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, реченное Фоме: блаженны не видевшие и уверовавшие.

Федор Тютчев в одном из стихотворений о Крещении Руси назвал князя Владимира «блаженным»:

Жизнь без Христа – случайный сон.

Блажен, кому дано два слуха, –

Кто и церковный слышит звон,

И слышит вещий голос Духа.

Есть в этих строках глубокий смысл. Блажен был князь Владимир, который послушал «церковный звон», то есть благовестите Константинопольских священников о том, что христианская вера – правая вера. Но он услышал вещий голос Духа и последовал ему. Он не знал Христа, но уверовал. "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20;29).

Принятие Киевским князем в свое сердце Христа было подобно прозрению гонителя христиан язычника Савла, ставшего апостолом Павлом. Не случайно в посвященном святому равноапостольному князю Владимиру тропаре поется: «…обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную».

Телесное исцеление

Известно, что перед принятием крещения князь заболел глазной болезнью и ослеп. Случилось это после того, как он захватил греческий город Корсунь (впоследствии Херсонес, а ныне Севастополь) и решил взять в жены сестру греческого Императора Анну. При этом он пригрозил Императору, что захватит и разграбит остальные греческие города, если Анну не получит. Но, как об этом писал историк С.М. Соловьев, ответ князь получил следующий:

– Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь.

Князь же Владимир в свою очередь передал, что готов принять святое крещение:

– Я крещусь. Я уже испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи.

Греческий император обрадовался этим словам и послал Анну в Корсунь, где она была торжественно встречена жителями. Но по прибытии в Корсунь греческая царица узнала, что князь Владимир ослеп и оттого был в сильной печали. Тогда Анна велела передать ему:

– Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то и не вылечишься.

На это известие князь Владимир сказал:

– Если в самом деле так случится, то поистине велик будет Бог христианский.

Об исцелении же князя Соловьев сообщает следующее: «Епископ корсунский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел. Удивившись такому внезапному исцелению, Владимир сказал:

– Теперь только я узнал истинного Бога!

 Видя это, и из дружины его многие крестились».

Так после совершения Таинства в купели прозрел Великий князь Киевский Владимир. Так спала с него пелена язычества.

Когда же спала пелена с телесного и духовного зрения князя Владимира, он сразу увидел ту нравственную нечистоту, в которой пребывал до этого. И с этого времени его жизнь в корне изменилась. Он распустил свои гаремы, начал помогать нищим, больным и немощным людям. Кормил голодных на своем дворе, а тем, кто по немощи и болезни не мог прийти, его возницы доставляли продовольствие. Князь Владимир всеми силами старался осуществлять Христовы заповеди на деле. Боясь греха, не хотел судить даже преступников. Но тогда епископы сказали ему:

– Разбойники размножились, зачем не казнишь их?

– Греха боюсь, – отвечал князь Владимир

Епископы же возразили:

– Ты поставлен от Бога добрым на милование, злым на казнь.

И князь послушался епископов. Это говорит нам о том, что уже в самом начале устроения на Руси государственности Церковь оказывала свое влияние на власть и на общественный строй. В самом деле, по слову В.М. Соловьева, «не о средствах распространения христианства советуется Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагают заботятся о внешней безопасности, и князь соглашается с ними». При этом, как пишет Н.М. Карамзин, «Он был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там голод свой и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих – и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках.

"Где нищие, недужные?" – спрашивали люди княжеские и наделяли их всем потребным. Сию добродетель Владимирову приписывает Нестор действию Христианского учения. Слова Евангельские: блаженны милостивые, яко тии помилованы будут… вселили в душу Великого Князя редкую любовь к благотворению и вообще такое милосердие, которое выходило даже из пределов государственной пользы».

Игорь ЕВСИН

Продолжение в следующем номере.

Под омофором Вышенского Затворника

Юбилейный год дал большой импульс к ускорению темпов преображения монастыря, реставрации храмов, построек обители

Теплая встреча

Один из самых почитаемых на Руси образов Пресвятой Богородицы – Матерь Божья «Боголюбская»

Преображение князя Владимира и Руси

Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности, и политической независимости

Воздвиженье в честь покровителя рязанской земли

Возвышаясь на холме, спокойно и величаво стоит Крестовоздвиженский храм Дашково-Песоченского района Рязани

Василий Рязанский

По многочисленным молитвам за Ирину, роды прошли скоротечно и благополучно

Куклы-монстры наступают

Написать на тему игрушек, а точнее, кукол, меня надоумил случай из практики консультирующего психолога

Идем к причастию

исповедоваться в одном храме вечером, а причащаться утром в другом

Когда конец света?

Конечно, мы приближаемся не к построению рая на земле, а к царству антихриста

Помощь царственных мучеников

17 июля – день памяти Царственных новомучеников Российских

«Наше поколение» помогает монастырям

у нас состоялся уже 5-й лагерь, но мы уже поехали помогать в Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь

Глаголом жгущие сердца

В этом году Патриаршей премии были удостоены три писателя: Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень

Неизвестный Виктор Васнецов

Его картины "Богатыри", "Аленушка", "Иван Царевич на сером волке" известны каждому русскому человеку еще со школьной скамьи

Роль регента

Где только не блуждают наши мысли, если мы не сосредоточены на молитве

Роса на Ивана

В середине лета на огороде и в саду наступает время борьбы, борьбы за урожай с превратностями погоды, вредителями, засухой

Преображение князя Владимира и Руси