Игорь Евсин Преображение князя Владимира и Руси Державы просветитель Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение, а вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Оттого и восклицается в акафисте св. рвап. князю Владимиру: «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю… Радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю…» Так прозревший духовно князь Владимир положил начало и духовному прозрению русского народа. И стала с него благодаря просвещению спадать пелена язычества, пелена безбожия, и с тех пор, по слову святителя Илариона, митрополита Киевского, православные на Руси «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам на жертву, но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал – и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести». Вместе с книжностью пришли на Русь и новые юридические отношения между властью и крестьянами. Митрополит и духовенство управляли подчиненными им крестьянами на основании особого сборника законов – Номоканона (Кормчая Книга). В этой книге были прописаны не только церковные правила, но и гражданские законы. В то время князья дарили русской Церкви огромные земельные наделы. И отношения с земледельцами духовенство оформляло юридически. «Таким образом, – пишет известный историк С.Ф. Платонов, – на Руси вместе с новым вероучением появились новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи». И до сих пор православные христиане просят в молитве святого князя Владимира «Моли, благосерде, Человеколюбца Господа… да оградит державу мудрыми и верными слуги, да соблюдет в судиях и правителех правду и милость…». Под влиянием Православия начал формироваться и характер русского народа, основными чертами которого, по слову владыки Иоанна, стали: верность – без лести; мужество – без жестокости; щедрость – без расточительства; стойкость – без фанатизма; сила – без гордости; милосердие – без тщеславия. А главное – русский народ стал проявлять стремление к совершенству, к поиску высшей Истины, справедливости, любви. Очень важно отметить, что и само понятие «русский народ» было закреплено Православной Церковью в лице первого независимого от Константинополя Киевского митрополита Иллариона. Именно он впервые употребляет это словосочетание в «Слове о законе и благодати», написанном спустя несколько десятилетий после Крещения Руси. Так, говоря о распространении христианства, митрополит Иларион говорит: «Вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла». Важно еще и то, что о землях, которыми владели киевские князья, начиная с первых Рюриковичей, в «Слове о Законе и благодати" говорится не как о землях киевских, черниговских и так далее, а как об общей русской земле. «Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли», – говорил святитель Иларион, обращаясь к Великим Киевским князьям. Таким образом, мы имеем неопровержимый исторический документ, подтверждающий кровное родство русского и нынешнего украинского народов. «Но кто это говорит? – сомневаются нынешние украинские националисты, – верно москаль». Но это было сказано никаким не «москалем», а родившимся под Киевом первым на Руси самостоятельным (независимым от Константинополя) митрополитом, святым Иларионом. И как бы сегодня ни тщились на Украине переписывать историю, но факт есть факт – еще с древних времен, когда Московской Руси и в помине не было, киевские земли назывались русскими и сам народ был русским. Все документы Древней Руси не обходятся без упоминания Господа и без рассуждений о воле Божией. Из этого видно, что смыслом русской жизни становилось служение Богу как средоточию высшей Любви, Правды, Добра, Красоты. Только в связи с этим можно понять и смысл русского предназначения. «Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность русского характера. Крещение Руси и кропотливое многолетнее церковное воспитание, последовавшее за ним, придали этому стремлению осмысленность, ясность и великую, надмирную цель: воплотить в своей жизни чистоту и праведность Божественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей и оскверненной грехом человеческой природе. Неисповедимы пути Господни – по Промыслу Его угодно было соделать Русь ковчегом своих святынь, их хранителем, стражем и усердным защитником», – определил Высокопреосвященный Иоанн цель существования русского народа. |
Преображение князя Владимира и Руси Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение, а вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги В 2002 году начальником института, генерал-майором М.А. Невдахом, было принято решение о восстановлении храма и выделено для этого помещение с алтарной частью здания учебной библиотеки Широта России – это широта русской души, силы духа, воли, умения терпеть, искать новое, дружить с непохожими народами, бережно сохраняя их самобытность Здесь четко можно выделить два момента: первое – это то, что у каждого человека, особенно молодого, происходит духовный поиск, и перед ним встает вопрос: чем заполнить духовный вакуум Сейчас наступило время возрождения незаслуженно забытого традиционного русского платка. Чаще всего тогда его стали повязывать вокруг шеи под верхнюю одежду Главное, что выделяют педагоги и родители, – это высокий интерес детей к занятиям Иногда на исповеди батюшки молчат и, не спрашивая и не называя имени исповедующегося, отпускают грехи Соловки: высокое и незабываемое Нам рассказали о преподобных Савватии и Германе, которые жаждали уединения в пустынножительстве и выбрали для этого Соловецкий остров Он через всю жизнь, через опасности и запреты сохранил любовь к церкви, к духовной музыке, к регенству У Живаго, как и в других купеческих семьях, домашние хозяйственные дела полностью ложились на плечи хозяйки и членов семьи Я всегда знала, что Бог есть, но до 38 лет в храм не ходила, о вере православной ничего не знала и даже крест не носила. Как и многие люди, я пришла к Богу и в храм через скорби, страдания, болезни |