Логотип рязанской газеты "Благовест"

Игорь Евсин

Преображение князя Владимира и Руси

Державы просветитель

Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение, а вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Оттого и восклицается в акафисте св. рвап. князю Владимиру: «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю… Радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю…»

Так прозревший духовно князь Владимир положил начало и духовному прозрению русского народа. И стала с него благодаря просвещению спадать пелена язычества, пелена безбожия, и с тех пор, по слову святителя Илариона, митрополита Киевского, православные на Руси «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам на жертву, но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал – и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести».

Вместе с книжностью пришли на Русь и новые юридические отношения между властью и крестьянами. Митрополит и духовенство управляли подчиненными им крестьянами на основании особого сборника законов – Номоканона (Кормчая Книга). В этой книге были прописаны не только церковные правила, но и гражданские законы. В то время князья дарили русской Церкви огромные земельные наделы. И отношения с земледельцами духовенство оформляло юридически. «Таким образом, – пишет известный историк С.Ф. Платонов, – на Руси вместе с новым вероучением появились новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи». И до сих пор православные христиане просят в молитве святого князя Владимира «Моли, благосерде, Человеколюбца Господа… да оградит державу мудрыми и верными слуги, да соблюдет в судиях и правителех правду и милость…».

Под влиянием Православия начал фор­мироваться и характер русского народа, основными чертами которого, по слову владыки Иоанна, стали: верность – без лести; мужество – без жестокости; щедрость – без расточительства; стойкость – без фанатизма; сила – без гордости; милосердие – без тщеславия. А главное – русский народ стал проявлять стремление к совершенству, к поиску высшей Истины, справедливости, любви.

Очень важно отметить, что и само понятие «русский народ» было закреплено Православной Церковью в лице первого независимого от Константинополя Киевского митрополита Иллариона. Именно он впервые употребляет это словосочетание в «Слове о законе и благодати», написанном спустя несколько десятилетий после Крещения Руси. Так, говоря о распространении христианства, митрополит Иларион говорит: «Вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла». Важно еще и то, что о землях, которыми владели киевские князья, начиная с первых Рюриковичей, в «Слове о Законе и благодати" говорится не как о землях киевских, черниговских и так далее, а как об общей русской земле. «Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли», – говорил святитель Иларион, обращаясь к Великим Киевским князьям. Таким образом, мы имеем неопровержимый исторический документ, подтверждающий кровное родство русского и нынешнего украинского народов.

«Но кто это говорит? – сомневаются нынешние украинские националисты, – верно москаль». Но это было сказано никаким не «москалем», а родившимся под Киевом первым на Руси самостоятельным (независимым от Константинополя) митрополитом, святым Иларионом. И как бы сегодня ни тщились на Украине переписывать историю, но факт есть факт – еще с древних времен, когда Московской Руси и в помине не было, киевские земли назывались русскими и сам народ был русским.

 Все документы Древней Руси не обходятся без упоминания Господа и без рассуждений о воле Божией. Из этого видно, что смыслом русской жизни становилось служение Богу как средоточию высшей Любви, Правды, Добра, Красоты. Только в связи с этим можно понять и смысл русского предназначения.

«Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность русского характера. Крещение Руси и кропотливое многолетнее церковное воспитание, последовавшее за ним, придали этому стремлению осмысленность, ясность и великую, надмирную цель: воплотить в своей жизни чистоту и праведность Божественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей и оскверненной грехом человеческой природе. Неисповедимы пути Господни – по Промыслу Его угодно было соделать Русь ковчегом своих святынь, их хранителем, стражем и усердным защитником», – определил Высокопреосвященный Иоанн цель существования русского народа.

(Окончание. Начало в № 7)

Преображение князя Владимира и Руси

Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение, а вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги

Храм на страже

В 2002 году начальником института, генерал-майором М.А. Невдахом, было принято решение о восстановлении храма и выделено для этого помещение с алтарной частью здания учебной библиотеки

Русский след на Аляске

Широта России – это широта русской души, силы духа, воли, умения терпеть, искать новое, дружить с непохожими народами, бережно сохраняя их самобытность

Синдром Вари Карауловой

Здесь четко можно выделить два момента: первое – это то, что у каждого человека, особенно молодого, происходит духовный поиск, и перед ним встает вопрос: чем заполнить духовный вакуум

Узорное разноцветье

Сейчас наступило время возрождения незаслуженно забытого традиционного русского платка. Чаще всего тогда его стали повязывать вокруг шеи под верхнюю одежду

Первые уроки «Родника»

Главное, что выделяют педагоги и родители, – это высокий интерес детей к занятиям

Если есть смущение...

Иногда на исповеди батюшки молчат и, не спрашивая и не называя имени исповедующегося, отпускают грехи

Соловки: высокое и незабываемое

Нам рассказали о преподобных Савватии и Германе, которые жаждали уединения в пустынножительстве и выбрали для этого Соловецкий остров

Музыка души

Он через всю жизнь, через опасности и запреты сохранил любовь к церкви, к духовной музыке, к регенству

Правило Сергия Живаго

У Живаго, как и в других купеческих семьях, домашние хозяйственные дела полностью ложились на плечи хозяйки и членов семьи

Рядом с монахом Лавром

Я всегда знала, что Бог есть, но до 38 лет в храм не ходила, о вере православной ничего не знала и даже крест не носила. Как и многие люди, я пришла к Богу и в храм через скорби, страдания, болезни

Державы просветитель