Логотип рязанской газеты "Благовест"

Правило Сергия Живаго

Предлагаем вашему вниманию рассказ из новой книги Игоря Евсина «Сергей Живаго», в которой описывается жизнь и деятельность знаменитого рязанского банкира-мецената Сергея Афанасьевича Живаго. Это третья по счету книга в созданной Игорем Евсиным серии «Рязанские благотворители». Две первые были о купцах Петре Мальшине и Гавриле Рюмине. Данная серия рассчитана на широкий круг читателей.

Известный рязанский банкир-меценат конца XVIII века Сергей Живаго был вторым по старшинству сыном купца Афанасия Андреевича Живаго. Родился он 22 сентября (ст. стиль) 1794 года. Дом его отца находился во втором квартале Астраханской части Рязани, то есть ближе к нынешней Театральной площади. Вероятнее всего, он был кирпичный, или же, как выражались в то время, «каменный». Деревянные дома на каменных фундаментах строили тогда совсем уж бедные купцы.

У Живаго, как и в других купеческих семьях, домашние хозяйственные дела полностью ложились на плечи хозяйки и членов семьи. В отличие от дворян, купцы (кроме фабрикантов и заводчиков), не могли иметь дворовых людей. Да и жизнь купеческая не в пример им была довольно скромной. Интересные описания жизни рязанских купцов начала XIX века оставил в «Записках» А. Антонов: «Купеческое общество в то время было весьма совестливо, дружелюбно, набожно и просто… Девушки никуда из дома не выходили, кроме церкви в воскресенья и сговорных вечеринок у подружек, где проводили время в разных крестьянских играх…. А удовольствия и забаву молодых людей составляли в летнее время игра в шашки, купанья и сон, а в зимнее – катанья, кулачные бои и медвежьи травли».

Так бы и возрастал Сергей Живаго в боях и медвежьих травлях, если бы отец не отдал его на учёбу. Надо сказать, что купеческое сословие относилось к образованию весьма равнодушно, и «многие отцы семейств не знали грамоты». Они и детей своих отдавали учиться с неохотой, поскольку опасались, что «по окончании наук возьмут их на государственную службу против воли их». Однако Афанасий Андреевич желал, чтобы его сын получил образование. Потому, когда в 1804 году, Рязани открылась первая мужская гимназия, он определил Сергея туда на учёбу. В ту пору ему исполнилось всего десять лет. Надо полагать, что он был едва ли не самым молодым из учащихся, поскольку тогда, как утверждает Д. Солодовников, «в первый класс поступали сплошь и рядом мальчики великовозрастные, лет до 16, потому что прежде, чем попасть в гимназию, учились в уездном училище».

Обучение в гимназии было довольно серьёзным. Потому, надо полагать, прежде чем поступить в гимназию, он предварительно получил основательное домашнее образование. В гимназии Сергей Живаго обучался «чистой и прикладной математике, опытной физике, истории, географии, статистике» и другим, как выражался Солодовников, «предметам многим и мудрёным». Гимназисты грызли гранит науки по семь часов в день. Учебный год составлял 11 месяцев.

Трудно сказать, как учился Сергей Живаго, сколько шаров он получал за свои ответы по мудрёным предметам. Вот что пишет про эти шары Д. Солодовников: «На экзаменах ответы учеников оценивались шарами. Делалось это так. Для того чтобы перейти в следующий класс, нужно было получить определённое число шаров, сколько их, определял для каждого предмета директор. Иной раз нужно было получить до 100 шаров, а шаром обозначался удовлетворительный ответ на один вопрос. Тот, кто получал шаров больше всех, награждался книгой или похвальным листом, а, если на экзамене, бывало, окажется, что проходили в предыдущих классах, такого ученика «Обращали в предыдущий класс» доучиваться».

Неизвестно, сколько получал шаров на экзаменах Сергей Живаго и вообще закончил ли он гимназию или пополнял свои знания домашним образованием. Но обстановка, царившая в семье Афанасия Живаго, благоприятствовала всестороннему развитию Сергея. Он, как и его братья, много читал, рисовал, писал стихи, посещал театр.

Подрастая, он становился светским денди, полюбил оперу, балет. Вообще его отец слыл в Рязани культурным, прогрессивным купцом. Афанасий Живаго первым среди рязанских купцов стал давать в праздники торжественные приёмы, балы. В семье Живаго царили гостеприимство и общительность, что давало возможность обзавестись им широким кругом знакомств.

Но «делу время, а потехе час». Афанасий с молодых лет приучал сыновей к торговому делу. Сергей так же, как и старший брат Иван, с юности стал усердно заниматься торговлей, а к двадцати семи годам сколотил свой капитал и был уже настолько самостоятельным предпринимателем, что решил «покорить Москву». В то время молодые купцы уезжали с надеждой развернуть своё дело с размахом, на широкую ногу. Из братьев Живаго вначале туда переселился Иван. Перебравшись в столицу, он записался в московское купечество по 3-й гильдии и вскоре зарекомендовал себя как способного, деятельного предпринимателя. При вступлении в московское купечество поручители свидетельствовали, что «рязанский купецкий сын Иван Афанасьев Живаго, торг, свойственный купечеству… в Москве производит, кредитом обзавёлся и поведения хорошего». Иван Афанасьевич был человеком глубоко верующим. В своей жизни он равнялся на правило святителя Митрофания Воронежского: «Употреби труд, храни умеренность – богат будешь. Воздержно пей, мало ешь – здрав будешь. Твори благо, избегай злаго – спасен будешь». Это правило Иван Живаго записал в свой дневник и следовал ему всю жизнь.

 В Москве он, накопив капитал, завёл галантерейный магазин. Торговля шла успешно. Иван Афанасьевич был человек предприимчивый. Он даже изобрёл особую булавку для крепления галстуков. Её так и называли «булавка Живаго». И настолько она пользовалась успехом и известностью, что Борис Пастернак счёл возможным упомянуть о ней в своём романе «Доктор Живаго». Писатель был знаком с потомками «Афанасьевичей». Неслучайно судьба главного героя его романа перекликается с судьбой сына Ивана Афанасьевича – Александра, который был врачом и поэтом. 

 После того, как Иван Живаго освоился в первопрестольной, то переманил в неё и своего брата Сергея. Он приобщил его к торговле в своём магазине. Вслед за Сергеем Живаго в Москву перебрались Семён и Иосиф. В Рязани остался только старший сын Афанасия Андреевича – Михаил. Именно он стал наследником дела отца и торговал в его лавках и суконном ряду Гостиного двора.

Игорь ЕВСИН,

http://www.zyorna.ru/

Преображение князя Владимира и Руси

Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение, а вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги

Храм на страже

В 2002 году начальником института, генерал-майором М.А. Невдахом, было принято решение о восстановлении храма и выделено для этого помещение с алтарной частью здания учебной библиотеки

Русский след на Аляске

Широта России – это широта русской души, силы духа, воли, умения терпеть, искать новое, дружить с непохожими народами, бережно сохраняя их самобытность

Синдром Вари Карауловой

Здесь четко можно выделить два момента: первое – это то, что у каждого человека, особенно молодого, происходит духовный поиск, и перед ним встает вопрос: чем заполнить духовный вакуум

Узорное разноцветье

Сейчас наступило время возрождения незаслуженно забытого традиционного русского платка. Чаще всего тогда его стали повязывать вокруг шеи под верхнюю одежду

Первые уроки «Родника»

Главное, что выделяют педагоги и родители, – это высокий интерес детей к занятиям

Если есть смущение...

Иногда на исповеди батюшки молчат и, не спрашивая и не называя имени исповедующегося, отпускают грехи

Соловки: высокое и незабываемое

Нам рассказали о преподобных Савватии и Германе, которые жаждали уединения в пустынножительстве и выбрали для этого Соловецкий остров

Музыка души

Он через всю жизнь, через опасности и запреты сохранил любовь к церкви, к духовной музыке, к регенству

Правило Сергия Живаго

У Живаго, как и в других купеческих семьях, домашние хозяйственные дела полностью ложились на плечи хозяйки и членов семьи

Рядом с монахом Лавром

Я всегда знала, что Бог есть, но до 38 лет в храм не ходила, о вере православной ничего не знала и даже крест не носила. Как и многие люди, я пришла к Богу и в храм через скорби, страдания, болезни

Правило Сергия Живаго