Логотип рязанской газеты "Благовест"

Русскому географическому обществу – 170 лет

Русский след на Аляске

В шестую экспедицию на Аляску к берегам Русской Америки отправилась команда участников Рязанской областной организации Русского географического общества во главе с Героем России Михаилом Малаховым в места, где служил и молился Герман Аляскинский, как это недавно стало известно из архивных документов, – их земляк, родившийся в п. Кадом.

Среди алеутов

Широта России – это широта русской души, силы духа, воли, умения терпеть, искать новое, дружить с непохожими народами, бережно сохраняя их самобытность.

Вся Россия – это пояс Пресвятой Богородицы, который простирается с ее западных рубежей до восточных. А когда-то охватывал и суровую Аляску, куда вслед за отважными исследователями Лаврентием Загоскиным, Иваном Васильевым, Федором Колмаковым и другими ехали купцы, а с ними на кораблях и православные миссионеры, священники. Первые крещенные в православие алеуты появились здесь в середине XVIIIвека. Но после того, как Кадьякские острова стали принадлежать России, Государыня Екатерина II в 1795 году направила на Аляску монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Помимо окормления жителей колонии, гавани святейшего Павла, которую здесь образовали на острове Кадьяк русские, они несли свет православной веры, евангельской истины и просвещения коренному населению. Здесь был построен первый храм, школа, где преподавали и Закон Божий.

Имена далеко не всех миссионеров, освящающих суровый и языческий мир Аляски своими молитвами и духовными подвигами, дошли до нас. Но наиболее яркие из них до сих пор помнят и почитают жители когда-то составляющей одно целое с Россией русской Аляски. В первую очередь, это Герман Аляскинский – простой монах, который жил в уединении на Елоховом острове. Его благочестивый образ жизни был сам по себе проповедью. Попавшие в беду часто обращались к отцу Герману за помощью и по его молитвам получали помощь и утешение. И после своей кончины праведный старец не оставлял и не оставляет ставший близким ему северный народ. На его могилку часто приходят алеуты и эскимосы, а, обратившись к преподобному Герману, получают исцеление и разрешение тяжелой ситуации.

На Аляске хорошо помнят священника Иоанна Вениаминова, который, как человек разносторонне одаренный, проявил себя здесь и как инженер-механик, и как пытливый этнограф, лингвист. Выучив местные языки, он стал переводить на них Священное Писание. В местече Ситху, где проживали индейцы, построил собор. После смерти жены он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и стал епископом. Вскоре он рукоположил во священника первого местного жителя Иоанна Нецветова, который в середине XIX века перенес свою миссию в деревню Русская Миссия.

После того, как Россия в 1867 году продала Аляску американцам, часть священников покинула суровую землю. Но епископ Иннокентий, ставший к этому времени митрополитом Московским, через Миссионерское общество поддерживал православных миссионеров на Аляске. А с тех пор, как была перенесена епископская кафедра из Ситхи в Сан-Франциско, в Америке началось воцерковление переселенцев из Европы. Таким образом, можно даже сказать, что православная Америка началась с Аляски.

Экспедиции Малахова

В нашей стане очень мало известно о современной Аляске. Как там живут наши прежние соотечественники, помнят ли русских, которые жили с алеутами, эскимосами, индейцами десятилетиями бок о бок? Остались ли русские следы? Как вообще добирались до этих затерянных едва ли не во льдах деревень русские исследователи?

Этими и другими вопросами задался организатор и участник различных полярных экспедиций в Арктике и Антарктиде, Герой России Михаил Малахов, который решил там побывать, повторив маршрут известного путешественника, исследователя Аляски, морского офицера, рязанца, Лаврентия Алексеевича Загоскина.

Первая подготовка экспедиции на Аляску заняла несколько лет. Важна была как техническая подготовка, так и научная. Опыт экстремальных путешествий у него, кандидата медицинских наук, врача-хирурга, заслуженного мастера спорта СССР был большой. А для изучения русской Америки он привлек лучших ученых. «У меня есть такое правило, – говорит Михаил, – начиная новое дело, надо учиться у того, кто лучше в этом понимает. Организовав в Рязанском государственном университете научную конференцию, мы пригласили на нее лучших специалистов. Профессор Петров из института Всеобщей истории Академии наук, самый большой знаток Русской Америки, приехал к нам прямо из Вашингтона».

Многие специалисты, ученые относились к экспециции Малахова на Аляску скептически. «Каков русский след? Столько времени прошло…». Но чутье исследователя, дерзновение, вдохновленное силой духа и мужеством наших предков, тяга открывать новое перевесили «научные» аргументы.

«Я много бываю в разных областях страны, но такого созвездия путешественников, как в Рязани, прославивших Россию, нигде нет. Семенов Тян-Шанский, Головнин, Витюков, Аккуратов, Загоскин – фигуры, достойные сделать Рязань не только столицей ВДВ, но и путешественников», – считает М.Г.Малахов, осваивая просторы Аляски вслед за своими земляками. У первой экспедиции во главе с ним на Аляску была задача повторить путь Загоскина, причем в тот же период года, в который шел он. Риск, как всегда в таких путешествиях, был большой. Но помогла хорошая подготовка, современное снаряжение, пример загоскинцев.

Церковь на юру

…В первой же деревне были рассеяны все сомнения скептиков. «Церкви на юру, бабушки в платочках на завалинках, кресты на могилах с русскими именами. Совершенно было очевидно, что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет…». И такая картина повторялась из деревни в деревню. Сомнения ученых не подтвердились».

Много открытий и теплых встреч принесла первая экспедиция. В деревне Рашен Мишен (Русская Миссия) рязанцам показали деревянный чемодан, окованный по углам металлом, в котором хранились метрические книги Крестовоздвиженского храма, где служил отец Яков Цветков. В одной из книг от 1862 года записи были сделаны его рукой на церковнославянском языке.

Экспедиция обнаружила на Аляске много очевидных элементов русской культуры. Большинство из них связано с православием, церковными традициями и таинствами. Да и повседневная жизнь во многих деревнях была тесно связана с храмом. Батюшки, которые здесь служат после окончания семинарии, свои священнические обязанности выполняют на общественных началах, часто преподают в школах. «Образ местных священников, с которыми мы контактировали, явно позитивный. Они вызывают уважение и у нас, и у местного населения. Батюшки, явно, способствовали сохранению очагов русской культуры и концентрации людей вокруг церкви».

Казалось, что после первой экспедиции не будет сил пройти вторую часть маршрута Загоскина. Но… прошло время, и стало понятно: невозможно этого не сделать, в принципе, и также невозможно в следующую экспедицию не взять священнослужителей. По благословению митрополита Калужского и Боровского.Климента во второй экспедиции участвовали два батюшки из Калужской епархии: протодьякон Сергий Комаров и священник Роман Глыбовский, а затем – иеромонах Макарий (Комогоров) из Свято-Пафнутьев Боровского монастыря.

Священнослужители РПЦ, принимавшие участие в экспедициях, сослужили вместе с местными священниками, которые почти все – представители коренных народов. Во время службы на Аляске использовали три языка: славянский, местный и английский. Отдельные молитвы, например, «Отче наш» были даже очень понятны всем. Интересно, что у местных жителей-граждан Америки православные имена, у многих – русские фамилии.

Родственные души

Одна из них – Анастасия (Настасия) Комаров, вождь племени поселка Нижний Калскаг, как ее официально представили журналистам на пресс-конференции в Рязанском музее путешественников, побывала недавно в России. Эта доброжелательная молодая женщина, мать троих детей, оказала приют в своем гостеприимном доме, куда пригласила путешественников из группы Малахова после тяжелого перехода в одной из экспедиций на Аляске. Они, конечно, были очень рады переночевать в теплом доме, а не в палатке.

Оказалось, что Анастасия – организатор и участник общественной жизни поселка, активный помощник настоятеля прихода, «босс» (как она сама про себя сказала). Анастасия помогла экспедиции и в хозяйственных нуждах, и в плане выполнения задач экспедиции. С ее помощью в деревне были размещены таблички с краеведческой информацией о русских исследователях Аляски, установлены контакты с местными жителями, другими приходами.

По возвращении домой у участников экспедиции возникла идея пригласить алеутов и, в частности, Анастасию в Россию. Она была очень рада этому предложению и высказала желание в первую очередь побывать в монастырях, прикоснуться к православным святыням. Для гостей была подготовлена большая программа. В первую очередь, Анастасия и пятеро алеутских детей приехали в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Калужской епархии, где живет и служит иеромонах Макарий (Комогоров), участник третьей экспедиции Михаила Малахова. Но уже на второй день пребывания там одиннадцатилетняя дочь Анастасии попала в больницу с аппендицитом. Из-за этого программу не удалось выполнить полностью.

В Рязань Анастасия попала только через три года, навестив сначала друзей в Свято-Пафнутьев Боровском монастыре. Потом по ее желанию на рязанской земле гостья побывала сначала в Иоанно-Богословском монастыре, в Рязанском кремле, потому что она ассоциирует Россию прежде всего с православием.

Во время конференции гостья с Аляски передала в дар музею путешественников современную одежду алеутов: платье для девочки и рубаху для мальчика. По расцветке и орнаменту они очень похожи на наши традиционные сарафаны, только с рукавами и капюшонами «от комаров», как пояснила Анастасия.

Экспедиция продолжается

А через несколько дней, 26 июля, под руководством председателя Рязанского областного географического общества Михаила Малахова на Аляску отправилась шестая экспедиция по осуществлению проекта «Наследие Русской Америки». Во время нее будут реконструированы исторические переносы из пролива Шелехова в Бристонский (?) залив через озера Илимна и Бочарово (?). 800 километров будут преодолены пешком и на байдарках. Тот, кто жил на Севере, бывал в категорийных походах, понимает, как это трудно. Невольно хочется всех русских святых, живших на Аляске, попросить молитв за мужественных путешественников, чтобы у них все сложилось хорошо. И особенно обратиться к преподобному Герману Аляскинскому, день памяти которого отмечается 9 августа. Ведь, по версии сотрудников Рязанского музея путешественников и ученых Санкт-Петербурга, он родом не из Серпухова, а из поселка Кадом Рязанской области. В Рязанском государственном архиве найдены и документы, подтверждающие этот факт. «Узнав об этом, я решил обязательно побывать в Кадоме. Ведь я был на острове Кадьяк на Аляске, где жил и миссионерствовал этот святой. Мне захотелось побывать и в Кадоме, подышать воздухом на месте, где родился Герман Аляскинский. Я много ездил по стане, по всему миру, но, к своему стыду, в Кадом приехал первый раз. Меня поразили эти места своей первозданной чистотой, нетронутостью так же, как на острове Кадьяк», – последнее, что рассказал перед экспедицией Михаил Малахов.

Может быть, еще и потому, что Герман Аляскинский – рязанец, экспедиции на Аляску, возглавляемые исследователями из Рязани, столь успешны.

По результатам экспедиции в Рязанском музее путешественников сделали православную выставку, с которой побывали во многих районных центрах Рязанской области и в нескольких – Российского региона. Она везде вызывала большой интерес. Каждый город может пригласить ее к себе.

Ирина ЕВСИНА.

Преображение князя Владимира и Руси

Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение, а вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги

Храм на страже

В 2002 году начальником института, генерал-майором М.А. Невдахом, было принято решение о восстановлении храма и выделено для этого помещение с алтарной частью здания учебной библиотеки

Русский след на Аляске

Широта России – это широта русской души, силы духа, воли, умения терпеть, искать новое, дружить с непохожими народами, бережно сохраняя их самобытность

Синдром Вари Карауловой

Здесь четко можно выделить два момента: первое – это то, что у каждого человека, особенно молодого, происходит духовный поиск, и перед ним встает вопрос: чем заполнить духовный вакуум

Узорное разноцветье

Сейчас наступило время возрождения незаслуженно забытого традиционного русского платка. Чаще всего тогда его стали повязывать вокруг шеи под верхнюю одежду

Первые уроки «Родника»

Главное, что выделяют педагоги и родители, – это высокий интерес детей к занятиям

Если есть смущение...

Иногда на исповеди батюшки молчат и, не спрашивая и не называя имени исповедующегося, отпускают грехи

Соловки: высокое и незабываемое

Нам рассказали о преподобных Савватии и Германе, которые жаждали уединения в пустынножительстве и выбрали для этого Соловецкий остров

Музыка души

Он через всю жизнь, через опасности и запреты сохранил любовь к церкви, к духовной музыке, к регенству

Правило Сергия Живаго

У Живаго, как и в других купеческих семьях, домашние хозяйственные дела полностью ложились на плечи хозяйки и членов семьи

Рядом с монахом Лавром

Я всегда знала, что Бог есть, но до 38 лет в храм не ходила, о вере православной ничего не знала и даже крест не носила. Как и многие люди, я пришла к Богу и в храм через скорби, страдания, болезни

Русский след на Аляске