Логотип рязанской газеты "Благовест"

Благодарный слушатель

1 сентября, в день преставления митрополита Рязанского и Касимовского Симона (2006 г.), в присутствии митрополита Вениамина, преподавателей духовных школ Рязанской епархии, православной гимназии, духовенства Христорождественского собора в Успенском соборе Рязанского кремля протоиерей Анатолий Лазарев отслужил заупокойную литию. В этот день Музей истории Рязанской епархии имени митрополита Симона целый день принимал посетителей, которые пришли почтить память рязанского владыки-старца, мудро управляющего рязанской епархией 30 лет. Одним из посетителей музея в этот день был Владимир Тихонович ЛУНЕВ, заслуженный работник культуры России. С ним встретилась Ирина ЕВСИНА.

Вы часто приходите в этот музей?

Здесь, в музее, я впервые и с большим благоговением нахожусь сегодня. Тут как будто присутствует наш владыка Симон. Здесь есть покой, сохранен его дух, много подлинных вещей митрополита Симона, его иконы, его портреты. Ко всему этому он прикасался, жил здесь. Вот его стол… Когда я приходил к нему, он сидел вот в этом кресле-качалке. Я от души рад, что владыка Вениамин благословил открыть в этом доме музей имени митрополита Симона. Православные люди, рязанцы очень любили владыку за его теплоту, за его душевность.

Когда и как вы познакомились с владыкой?

Наше знакомство началось в 90-е годы, я тогда работал в управлении культуры города и проводил все большие городские мероприятия. Когда мы задумали проводить первый День города, я написал сценарий этого праздника, в котором предложил начать его с молитвы у часовни, возведенной на территории Рязанского кремля в честь 900-летия Рязани. Власти одобрили мое предложение и надо было согласовать его с владыкой Симоном. Тогда я не знал, как правильно обращаться к владыке и звоню ему: «Сергей Михайлович, мне нужно к вам на прием попасть». Он говорит: «Хорошо, когда вам удобно?» Меня удивил вопрос, когда мне удобно, не ему, как у нас, у светских властей. Попробуй-ка прийти вот так вот, запросто. А здесь – «Когда удобно?» Я говорю: «Хоть сейчас». – «Вот и приходите». Так я оказался здесь, на улице Фрунзе. И вот выходит меня встречать сам владыка, не очень высокий, но такой  величественный и благородный. Он вышел встречать, и в этом кабинете я рассказываю ему задумку. Начал с того, что не знаю, как к нему обратиться. Он, так мягко улыбаясь, мне говорит: «Как вы хотите, хотите – «владыка», хотите – «Сергей Михайлович», хотите – можете попом даже назвать, я не обижусь». И так он не сказал мне конкретно, что вот надо – «владыка». Это уже я потом понял сам, как надо правильно обращаться. Эта беседа была очень душевная, мы говорили не только о работе.

В итоге, владыке понравилась моя идея, и мы несколько лет, пока не сменилось руководство области и города, начинали День города у этой часовни. Прихожане храмов собирались около Успенского собора и с иконами и хоругвями шли к часовне, где их вместе с другими горожанами мэр города и владыка приветствовали. Обязательно исполнялись духовные песнопения, или пел Рязанский народный хор. А потом уже на Соборной площади начинались официальные мероприятия.

Перед каждым праздником я приходил получать его благословение. На День Победы он всегда был на площади Победы после панихиды. Однажды пришли мы на площадь Победы, и я поставил владыке недалеко от Вечного огня стульчик, а он мне вдруг говорит: «Вы уж не объявляйте меня «митрополит Рязанский и Касимовский». Я говорю: «Как, почему?» – «Просто «митрополит Симон». 9 мая он уже знал, что пришел патриарший указ о том, что он уходит на покой.

 Я считал владыку своим духовным отцом и всегда с ним советовался, спрашивал то, что не понимал. Как-то я прочитал про расколы церковные, прихожу к нему, расспрашиваю. В следующий раз прихожу, он мне целую стопочку книг подобрал: «Вот тебе книги, читай». Перед праздниками брал благословение: «Благословите, волнуюсь, как пройдет праздник». – «Все у вас будет хорошо, у вас всегда все хорошо». Я выходил, вернее, вылетал от него, будто на крыльях. Встреча с владыкой, его благословение давали мне уверенность, подъем.

Владыка очень тонко, деликатно меня воцерковлял. Очень обрадовался, когда я ему сказал, что был в Серафимо-Дивеевсов монастыре и там причастился первый раз в жизни.

Владимир Тихонович, вы часто навещали владыку в последние его годы жизни в Николо-Бабаевском монастыре? Какими вы там запомнили эти встречи?

Для меня, как человека творческого, актера, не было более благодарного слушателя, чем митрополит Симон. Он любил слушать, как я читал стихи. После службы он приглашал меня на трапезу и всегда просил: «Владимир Тихонович, прочитайте что-нибудь». Он очень любил стихи Сергея Есенина и, кстати, в день 100-летия со дня его рождения служил по нему панихиду. Часто просил прочитать стихотворение «Молитва неизвестная» Мандельштама. Он сам передал мне его напечатанным в «Рязанском церковном вестнике». Последний раз мы виделись с владыкой за два дня до его смерти. Он лежал в своей келье, даже говорить не мог, но все слышал и понимал. И он все-таки принял всех нас, кто приехал. Когда я вошел, отец Савва, его келейник, а ныне архиепископ Воскресенский Савва (Михеев) спрашивает владыку: «Будем просить Владимира Тихоновича читать стихотворение «Молитва неизвестная?» Он только веки опустил в знак согласия. У меня слезы подкатились к глазам, горло перехватило. Не могу читать… Отец Савва мне: «Читайте, читайте». Я пересилил себя, прочитал любимое стихотворение владыки. В знак благодарности он опять только веки опустил. Через два дня дорогого мне человека, владыки Симона, не стало. Помню его и с благодарностью вспоминаю.

Школа жизни

В этом году в российские школы пришли учиться почти 14 миллионов детей. Среди них есть ребята, чьи родители выбрали для своих чад православные школы

Благодарный слушатель

Одним из посетителей музея в этот день был Владимир Тихонович ЛУНЕВ, заслуженный работник культуры России

ПОЭТ-ОБЪЕДИНИТЕЛЬ

Духовные, православные ценности являлись основными для мировоззрения поэта на протяжении всей его жизни

Служу России

Сейчас надо поднять уровень инженерного образования, иначе мы без своих инженеров не сможем экономику поднять

Чему не учат в школе

Эти стандарты меня не радуют, но, слава Богу, остается русское слово «образование», которое происходит от слова «образ»

Соловки: высокое и незабываемое.

Страшно себе представить, как могли издеваться над женщинами на этом острове, ведь за островом в полутора часах езды на катере сложно было уследить

Исцеляющая и спасающая

Что означает Сретенье Владимирской иконы Божьей Матери? С кем или с чем она встречается

Литературная «Таврида»

Человека по жизни должны двигать его желания. Вот только как отличить прихоти от настоящих желаний

Сохранивший дух песни

Пение ‒ удивительное искусство, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих

Собиратели колокольного звона

На фестивале была прекрасная возможность пообщаться со звонарями, обсудить спорные вопросы, поделиться опытом

Духовный мед игуменьи Варвары

Причастившись Святых Христовых Таин, окончила свою земную жизнь солотчинская старица – игуменья Варвара

Владимир 
Тихонович ЛУНЕВ