Логотип рязанской газеты "Благовест"

Сохранивший дух песни

Пение удивительное искусство, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих. Песня это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие и нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты и величия.

А.В. Свешников

В этом году 11 сентября исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося хорового дирижёра, педагога и музыкального деятеля Александра Васильевича Свешникова, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий, почётного члена Королевской Академии музыки Великобритании.

Искусству хорового пения он посвятил всю свою жизнь, был одним из самых известных в Москве регентов, преподавал пение в школах, организовал Московское хоровое училище и знаменитый на весь мир Государственный хор русской песни. Сделав так много для советского хорового искусства и массовой идеологии, Александр Васильевич на протяжении всей жизни на самом деле возрождал традиции дореволюционного певческого искусства и синодального училища, на которых был воспитан сам.

«Самый доступный и действенный способ привлечения людей к высокой музыкальной культуре лежит через хоровое пение». Так считал Александр Свешников. Но об этом знали и большевики. О значении церковно-певческой традиции для русской культуры было хорошо им известно. Не случайно закрытым в 1918 году оказалось известное на весь мир своим прекрасным хором Московское синодальное училище, оно готовило регентов и певчих для всей России. Большим поклонником Синодального хора был и Свешников. Как же случилось, что приверженец дореволюционных идеалов, бывший регент стал «патриархом» советского хорового искусства?

Родился Александр Васильевич в 1890 году в Коломне. В юности он выделялся музыкальностью и хорошим голосом, пел и регентовал на клиросе. Много и увлеченно занимался, совершенствовался и всё больше и больше влюблялся в хоровое искусство.

В 16 лет он поступает в Московскую консерваторию, занимается вокалом у различных педагогов. С 1909 года работает регентом, преподает в московских школах пение. Москвичи – ценители церковного пения – часто приходили в храм Успения на Могильцах около Пречистенки, чтобы послушать прекрасный хор, исполнявший песнопения композиторов Синодального училища, особенно А.Д. Кастальского. Этим хором руководил молодой регент Александр Свешников.

После революции 1917 года Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководит рабочими хорами, капеллой железнодорожников, затем в Полтаве создает хоровую капеллу. А по возвращении работает во МХАТе, во Всесоюзном радиокомитете, в Ленинградской капелле. В 1936 году он возглавляет Государственный хор СССР, который затем будет переименован в Государственный хор русской песни и станет известным на весь мир.

Основой репертуара хора в суровые годы войны стала русская народная песня, которая приобрела в те годы огромную значимость, стала выразителем патриотического духа народа, его единства и несгибаемой воли. Множество прекрасных забытых песен рабочих и крестьян, солдат и студентов получили свое второе рождение в новых обработках А.В. Свешникова. «Мы ездили с концертами по фронтам, и надо было видеть, с каким волнением слушали песни бойцы и командиры, которым нередко в тот же день предстояло идти в бой», вспоминал Александр Васильевич. Эти русские песни в обработках Александра Васильевича до сих пор в репертуаре самых знаменитых хоровых коллективов мира. Они написаны с большим трепетом и любовью к народному песенному творчеству.

А затем в 1944 году он воплотил свою давнюю мечту организовал Московское хоровое училище, в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище. Многие из преподавателей нового училища работали ещё в Синодальном или были его выпускниками. Нить преемственности не была утрачена. Огромный опыт, накопленный поколениями выдающихся регентов, вновь приобрёл своё значение.

Но как же быть с репертуаром? Не могли же тогда эти бывшие синодалы разучивать с юными советскими хористами привычный церковный репертуар. С другой стороны, в этих мелодиях – вся суть. Как же без церковных песнопений? Эта музыка наряду с русской народной песней и была духовной составляющей русской музыкальной культуры. Годами в Синодальном училище возрождали знаменный распев, чтобы на этой музыкальной почве взрастить талантливое поколение певчих, регентов и композиторов. Как отказаться от этой благородной идеи? Тогда было принято решение сочинить новые тексты. И под видом песен о природе мальчики знакомились с величайшими сочинениями русской духовной музыки рубежа XIX–XX веков. Так прививалось им любовь к истинной музыке, истинному искусству. В стенах своего любимого училища Свешникову удалось воспитать несколько поколений прекрасных музыкантов. Они стали не только прекрасными профессионалами, но обладали отменным художественным вкусом и прониклись любовью к русскому хоровому искусству, в основе которого – духовная музыка.

 А потом в 1948 году Александр Васильевич был назначен ректором ведущего музыкального ВУЗа страны – Московской консерватории и оставался на этом посту более четверти века, всё также следуя воспринятым ещё в юношестве старым традициям традициям многовековой культуры православной Руси.

Трудно назвать человека, сделавшего для русского хорового творчества больше, чем Свешников в самые тяжёлые для нашего отечества годы – послереволюционные и послевоенные. Годы безбожия, мракобесия, голода и разрухи. Возродить традиции синодального хора, в новом облике представить широкой аудитории русскую песню, вернуть русской хоровой культуре утраченную мировую славу, воспитать блестящую плеяду учеников, беззаветно влюблённых в родное искусство, таких как А.А. Юрлов, В.С. Попов, В.Н. Минин, К.Б Птица и мн. др. это подвиг достойный памяти многих поколений!

Варвара МИХАЙЛОВА

Школа жизни

В этом году в российские школы пришли учиться почти 14 миллионов детей. Среди них есть ребята, чьи родители выбрали для своих чад православные школы

Благодарный слушатель

Одним из посетителей музея в этот день был Владимир Тихонович ЛУНЕВ, заслуженный работник культуры России

ПОЭТ-ОБЪЕДИНИТЕЛЬ

Духовные, православные ценности являлись основными для мировоззрения поэта на протяжении всей его жизни

Служу России

Сейчас надо поднять уровень инженерного образования, иначе мы без своих инженеров не сможем экономику поднять

Чему не учат в школе

Эти стандарты меня не радуют, но, слава Богу, остается русское слово «образование», которое происходит от слова «образ»

Соловки: высокое и незабываемое.

Страшно себе представить, как могли издеваться над женщинами на этом острове, ведь за островом в полутора часах езды на катере сложно было уследить

Исцеляющая и спасающая

Что означает Сретенье Владимирской иконы Божьей Матери? С кем или с чем она встречается

Литературная «Таврида»

Человека по жизни должны двигать его желания. Вот только как отличить прихоти от настоящих желаний

Сохранивший дух песни

Пение ‒ удивительное искусство, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих

Собиратели колокольного звона

На фестивале была прекрасная возможность пообщаться со звонарями, обсудить спорные вопросы, поделиться опытом

Духовный мед игуменьи Варвары

Причастившись Святых Христовых Таин, окончила свою земную жизнь солотчинская старица – игуменья Варвара

Сохранивший дух песни