Логотип рязанской газеты "Благовест"

Духовный мед игуменьи Варвары

В день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в день первого августовского Спаса отошла ко Господу на 84 году жизни первая настоятельница монастыря Рождества Богородицы в Солотче игуменья Варвара (Самарина).

Матушка Варвара всю свою жизнь тяжело трудилась сначала на земле-матушке, а потом на ниве духовной. И самый главный ее клад, мед духовный – возрожденный Солотчинский монастырь. В этой древней обители рязанской земли, основанной в 1390 году князем Олегом Рязанским, покоятся его мощи.

При Олеге Рязанском монастырь, возводимый и украшаемый на средства рязанского князя, был процветающим духовным центром, где князь в конце своей жизни и принял монашеский постриг с именем Иоаким.

В 1994 году, после долгого разорения в годы советской власти, монастырь вновь стал возрождаться. Митрополит Симон (Новиков), тогда управляющий Рязанской епархии, благословил монахиню Варвару, старосту храма Рождества Христова в г. Михайлове, стать его первой насельницей, а в 1995 году возвел ее в сан игуменьи.

Лидия Александровна, так звали в миру матушку Варвару, родилась 28 ноября 1931 года в крестьянской семье в Подмосковье. Маму ее звали Татьяна, папу – Иван. Уже в 14 лет, после окончания 7 классов, Лида начала работать в совхозе. Когда семья переехала в село Пушкари, ее поставили учетчицей в совхозе «Михайловский». Тяжело жили тогда: лебеду, крапиву ели, но трудились в полную силу. Лиду всегда уважали односельчане за умение хорошо и добросовестно делать любую работу, за жизнелюбивый, приветливый нрав. Она могла объединить вокруг себя людей, всегда всем помогала.

Рассказывает архимандрит Андрей (Крехов), наместник Свято-Троицкого монастыря в Рязани: «Промыслом Божьим после семинарии и, еще учась в академии, я оказался в храме села Малинки Михайловского района, который меня благословил восстанавливать митрополит Симон. Выхожу из автобуса и спрашиваю у бабушки: «А где же храм?» – «Вон он», – отвечает и показывает на развалины: купола валяются, вся крыша в тополях, ни окон, ни дверей, кирпич сыпется со сводов. В душе все так и упало. Но благословение есть, надо восстанавливать. Варвара, тогда ее звали Лидией Александровной, начала нам помогать. Тогда она, староста храма, стояла за свечным ящиком в обычной одежде. Ее все уважали: и верующие, и неверующие. Она знала, к кому обратиться за помощью и всем помогала».

До 48 лет матушка работала в совхозе, а потом пекла просфоры, несла послушание за свечным ящиком, была старостой Христорождественского михайловского храма, который никогда не закрывался. Иноческий постриг с именем Варвара она приняла от рук архимандрита Авеля (Македонова) 10 декабря 1989 года, а 19 августа 1990 года он же постриг ее в монахини, оставив прежнее имя. Когда матушка уже была старшей сестрой в Солотчинском монастыре, в 1995 году архиепископ Рязанский и Касимовский Симон возвел ее в сан игуменьи.

В детстве матушка была шустрая, боевая и всегда, как она себя помнит, верила в Бога. Рассказывает Наталья Мендельштам: «С игуменьей Варварой я познакомилась в последние годы ее жизни. Матушка помогала моей семье обосноваться на рязанской земле, и мы как-то с ней очень сблизились. Она часто рассказывала о своем детстве, о своей маме, бабушке Дарье, которая в Пушкарях воспитывала ее в вере. Когда в школе плохо говорили о Боге, она просто уходила с урока. Матушка была учетчицей, но часто выполняла работу агронома. Все у нее получалось ловко и споро, что вызывало у всех уважение. Она так себя вела, что люди не смели при ней ничего плохого говорить ни о Боге, ни попрекать ее верой. Смолоду она ходила с бабушками в церковь, а ей советовали: «Дело молодое. Лучше бы в театр пошла». Матушка рассказывала, что не хотела быть игуменьей в монастыре, два раза отказывалась. Тогда владыка Симон ей сказал: «Ты будешь отвечать перед Господом». Ради страха Божьего она согласилась».

Первые годы в монастыре были очень тяжелые. Не было келий для сестер, отопления. Матушке приходилось спать в одежде и в валенках». В 90-е годы прошлого века страна жила тяжело. Но постепенно по молитвам игуменьи и сестер у монастыря появились помощники, благодетели. Сестрам приходилось много трудиться, и матушка Варвара показывала пример.

«Она сама к себе очень строгая была», – рассказывает про игуменью Варвару игуменья Анна (Сычугова), настоятельница Казанского женского монастыря в Рязани, прежде – насельница Солотчинской обители. Считала – «как это послушание не выполнить?» И нас она научила послушанию. Могли нас разбудить ночью, когда нужно было что-то срочно сделать. Многому непривычному для городских жителей мы здесь научились. Я очень благодарна матушке за то, что прошла такую школу послушания. Бывало всякое, много разных ситуаций, сложностей, искушений. Она, если даже погорячится, отходчива была, всегда милостью покроет, не было памятозлобия. Эти качества к ней людей привлекали. Приезжали люди в монастырь отовсюду, очень ценили ее доброту душевную.

После смерти мамы мы с отцом из Киева приехали в Солотчу. Отца матушка приняла в монастырь на послушание, а меня – в монастырь. Она сказала мне, что мамой у меня теперь будет Матерь Божья. Она очень любила икону «Отрада и утешение» и нам привила любовь к этой иконе».

Годы трудов и молитвы игуменьи Варвары и сестер принесли видимые плоды. При матушке был отреставрирован собор Рождества Пресвятой Богородицы, много монастырских построек, кельи для сестер, появилось свое хозяйство, коровы, куры. На подворьях монастыря было возведено три храма, четыре часовни. Но главное – что трудами и молитвами игуменьи Варвары была выстроена сестринская община монастыря, из которой уже вышли три игуменьи: игуменья Анна, игуменья Иустина (Свиряева), настоятельница Милостиво-Богородицкого монастыря в районном центре Кадом и нынешняя настоятельница монастыря, игуменья Анимаиса (Данилова).

Матушка Иустина рассказывала, что часто вспоминает игуменью Варвару, когда возникают какие-то сложные ситуации, как она себя вела, что делала, и, чем больше отдаляется время, когда она сама жила рядом с ней и была ее келейницей, тем больше ценит ее мудрость.

А игуменья Анимаиса до самого конца блаженной кончины матушки Варвары была рядом с ней, поражалась терпению и смирению, с каким она переносила тяжелую болезнь и просила ее советов по многим вопросам устроения монастырской жизни.

«Матушка Варвара всегда говорила, чтобы мы жили мирно, не ругались, не спорили, тогда и на душе будет мирно, и монастырь будет процветать. Молитвенные правила, которые ввела матушка, я не меняла, традиции монастыря поддерживаются, как при матушке. Она очень любила Матерь Божью, так мы начинаем день с акафиста Божьей Матери и заканчиваем крестным ходом с Ее иконой и пением «Богородице, дево, радуйся».

Причастившись Святых Христовых Таин, окончила свою земную жизнь солотчинская старица – игуменья Варвара. Она знала о своем смертном часе и мирно отошла ко Господу утром 14 августа. На ее отпевании, которое возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин в Солотчинском монастыре, было много ее духовных чад, которым она передала любовь к Богу. «Это был человек Церкви, жизнь ее заключалась в том, чтобы сделать дело благое для храма Божьего, и она, пока были силы, делала все возможное для блага Церкви, для спасения православных людей», – сказал владыка об игуменье Варваре в своем прощальном слове.

Похоронена матушка за алтарем Рождество-Богородицкого монастыря.

Ирина ЕВСИНА

Школа жизни

В этом году в российские школы пришли учиться почти 14 миллионов детей. Среди них есть ребята, чьи родители выбрали для своих чад православные школы

Благодарный слушатель

Одним из посетителей музея в этот день был Владимир Тихонович ЛУНЕВ, заслуженный работник культуры России

ПОЭТ-ОБЪЕДИНИТЕЛЬ

Духовные, православные ценности являлись основными для мировоззрения поэта на протяжении всей его жизни

Служу России

Сейчас надо поднять уровень инженерного образования, иначе мы без своих инженеров не сможем экономику поднять

Чему не учат в школе

Эти стандарты меня не радуют, но, слава Богу, остается русское слово «образование», которое происходит от слова «образ»

Соловки: высокое и незабываемое.

Страшно себе представить, как могли издеваться над женщинами на этом острове, ведь за островом в полутора часах езды на катере сложно было уследить

Исцеляющая и спасающая

Что означает Сретенье Владимирской иконы Божьей Матери? С кем или с чем она встречается

Литературная «Таврида»

Человека по жизни должны двигать его желания. Вот только как отличить прихоти от настоящих желаний

Сохранивший дух песни

Пение ‒ удивительное искусство, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих

Собиратели колокольного звона

На фестивале была прекрасная возможность пообщаться со звонарями, обсудить спорные вопросы, поделиться опытом

Духовный мед игуменьи Варвары

Причастившись Святых Христовых Таин, окончила свою земную жизнь солотчинская старица – игуменья Варвара

игуменья 
Варвара (Самарина)Похоронена матушка за алтарем 
Рождество-Богородицкого монастыря