Логотип рязанской газеты "Благовест"

Чему не учат в школе

Известный педагог Василий Семенцов об американизированных нововведениях в российской школе …

Нынешние пятиклассники в 2011 году были первыми, кто приступил к обучению в начальной школе по новому федеральному образовательному стандарту для младших классов, пишет Российская газета. Теперь они открывают переход на современные принципы преподавания средней школы.

В 2020 году, когда они перейдут в десятый класс, им достанется дебютировать с образовательным стандартом для старшей школы — самым радикальным из всей цепочки документов, регламентирующих принципы общего образования в России.

Предполагается изменить методику преподавания предметов. Учитель теперь станет не источником истины, а модератором, помогающим ученикам самим дойти до нужных знаний. Для педагогов, особенно опытных, это очень серьезная трансформация. Вряд ли она произойдет в один день. Но новый вектор профессионального развития учителям задан.

Новый стандарт образования предполагает, что дети заняты в школе не только во время уроков, но и во второй половине дня. Она предназначена для внеурочной деятельности и дополнительного образования. То есть, проще говоря, для разнообразных экскурсий, творческой работы, кружков и секций. Причем все это входит в гарантированный государством минимум занятий, то есть должно быть бесплатным для родителей. При этом у школы есть возможность одновременно проводить и платные кружки. Например, если несколько ребят захотят в свободное время изучать монгольский язык, а школа сможет найти им преподавателя, то за эти уроки, скорее всего, придется заплатить. Но за менее экзотические дисциплины деньги брать не должны.

На внеурочную деятельность за пять лет обучения в средней школе каждому ученику выделено 1750 часов. За занятия с ним в пределах этой нормы учителя будут получать зарплату. Раньше при расчете оклада педагога учитывались только проведенные уроки. Теперь же принцип ее начисления изменится.

Массовая занятость детей во второй половине дня, вероятно, приведет к отмиранию «продленки» — она просто не будет никому нужна.

Профориентация начнется уже с пятого класса. В старшей школе, по новому стандарту, предполагается профильное образование, при котором в первую очередь изучают предметы, нужные для дальнейшего образования и работы. Значит, ребятам надо заранее понять, чем хотя бы примерно они планируют заниматься дальше и к чему стремиться. Будущему физику-ядерщику, бухгалтеру и дизайнеру не обязательно одинаково глубоко изучать одни и те же дисциплины. Что-то можно «пройти» для общего развития, а в чем-то разобраться глубоко и основательно. Чтобы школьники смогли правильно сформировать свои персональные программы для старших классов, в средних им покажут разные профессии, устроят экскурсии на предприятия, проведут тесты на наличие талантов и склонностей.

Кроме русского языка, теперь школьники будут в обязательном порядке изучать два других. Один — иностранный — был и раньше, с ним ничего глобально не изменится. Но появится и еще один. Какой именно, в каждой школе будут решать самостоятельно. Или второй иностранный, или местный национальный, если его изучение предусмотрено местными законами. У школы есть и изрядная свобода в выборе формы и объема изучения дополнительного языка. В стандартном варианте предполагается выделять на него по два урока в неделю. Но если педагоги и родители захотят внедрить его во внеурочную часть программы как-то по-другому, они смогут это сделать.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» — так называется новая предметная область. Она будет посвящена многообразию народов нашей страны, особенностям их культуры, отношению к религии, истории, нравам и традициям. Изучать все это можно на уроках, но лучше — во время экскурсий, посещений выставок или при создании театральных постановок. Свобода выбора форм и методов освоения знаний о том, кто живет в нашей стране, у школы будет полная.

«Чем еще обернется для средней школы, пятиклассников и их родителей внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта, покажет время. Явно, что не все, задуманное еще в 2010 году идеологами модернизации школьного обучения, удастся сразу воплотить в жизнь. Сейчас учителя-предметники, вслед за педагогами начальной школы, будут учиться работать по-новому. Переходный период будет непростым и для ребят, и для взрослых. Но цель благая — качественно улучшить образование и уровень подготовки школьников к жизни. Ради такой перспективы стоить постараться и сделать так, чтобы внедрение новшеств прошло с минимальными потерями для всех участников образовательного процесса», — резюмирует обозреватель «РГ».

О вышеперечисленных стандартах и о состоянии современного образования рассуждает в интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Семенцов:

Судя по статье в «Российской газете», у Президента остается прежний помощник в сфере образования. Мне кажется, что не Министерство образования определяет направление развития образовательной стези в России. Вспоминаю, что с аналогичными стандартами я сталкивался в США в конце 80-х годов, когда шла политика массового промывания мозгов латиноамериканцам, иным мигрантам, которые должны были стать простыми исполнителями, работающими на конвейерах. Грустно, что думая о национальных меньшинствах, забывают о русском народе, забота о котором не проглядывается в этих стандартах. Русский народ – это один из немногих народов мира, позволяющий себе не изучать историю родного языка в школах – литературный, церковнославянский, древний русский языки вообще школьникам не преподают. Зато все становятся хорошими модераторами, которые изучают иностранные языки для того, чтобы понимать, какие им дадут команды на уровне «принеси-подай».

Эти стандарты меня не радуют, но, слава Богу, остается русское слово «образование», которое происходит от слова «образ», образ Божий, образец. Но где следование образцу, обожение человека, воспитание по образу святости? Ведь дети носят имена святых, что не прослеживается в современных стандартах. Мне в ответ возразят: «Как же, у нас духовно-нравственное воспитание, мы информируем о всех культурах народов, в том числе о Христианстве, о Православии». Можно информировать, но образование заключается в уподоблении человека Богу, тому святому, имя которого он носит. Не случайно, что «с преподобным – преподобным будешь». Образование как уподобление образцу – это совершенно иная история. Сегодня усиленно навязывается стандартизация по образцу государства, которое на нас сейчас плюет, точит ножи, мечтая стереть Россию с лица земли, а мы продолжаем жить по их канонам, сомнительным ценностям! Зачем?! Не знаю, но явно не в интересах русского народа.

Если логически рассуждать, то следует заявить следующее: Русский язык является средством общения в России, поэтому будьте добры увеличить количество преподавания русского языка в русских школах, начните внедрять историю литературного, церковнославянского языков. Если государство заботится о других нациях, проживающих в России, то пусть обратит внимание и на русских. Но никто этого не делает и выбора не оставляет, зато в Санкт-Петербурге с радостью вводят китайский язык, видимо, заглядывают в будущее, в котором русским людям надо будет приносить китайцам пиво в барах.

К сожалению, в образовании не просматривается национальная культура, традиции, ценности и религиозность (в переводе с латыни – порядок, достоинство). От души желаю нашим учителям остаться в этих условиях культурными и порядочными людьми, воспитать своих детей на примере святых. Что касается стандартов, то Богу – Богово, а кесарю – кесарево.

 

«Русская народная линия»

Школа жизни

В этом году в российские школы пришли учиться почти 14 миллионов детей. Среди них есть ребята, чьи родители выбрали для своих чад православные школы

Благодарный слушатель

Одним из посетителей музея в этот день был Владимир Тихонович ЛУНЕВ, заслуженный работник культуры России

ПОЭТ-ОБЪЕДИНИТЕЛЬ

Духовные, православные ценности являлись основными для мировоззрения поэта на протяжении всей его жизни

Служу России

Сейчас надо поднять уровень инженерного образования, иначе мы без своих инженеров не сможем экономику поднять

Чему не учат в школе

Эти стандарты меня не радуют, но, слава Богу, остается русское слово «образование», которое происходит от слова «образ»

Соловки: высокое и незабываемое.

Страшно себе представить, как могли издеваться над женщинами на этом острове, ведь за островом в полутора часах езды на катере сложно было уследить

Исцеляющая и спасающая

Что означает Сретенье Владимирской иконы Божьей Матери? С кем или с чем она встречается

Литературная «Таврида»

Человека по жизни должны двигать его желания. Вот только как отличить прихоти от настоящих желаний

Сохранивший дух песни

Пение ‒ удивительное искусство, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих

Собиратели колокольного звона

На фестивале была прекрасная возможность пообщаться со звонарями, обсудить спорные вопросы, поделиться опытом

Духовный мед игуменьи Варвары

Причастившись Святых Христовых Таин, окончила свою земную жизнь солотчинская старица – игуменья Варвара

Василий Семенцов