Церковные истоки Нового года Мы сейчас Новый год воспринимаем больше как праздник светский. Календарей Нового года было всего два – гражданский и церковный. Церковный начинался 1 марта как аллегория того, что «мир начался весной», гражданский – 1 сентября. На протяжении долгого времени именно эта дата знаменовала собой новый период. В книге И.Н. Бухарева «О праздниках Православной Церкви» предлагается ещё несколько пояснений. Считалось, что 1 сентября природа достигает своей цели, – это время сбора урожая. В то же время наступает новая очередь дел для подготовки к следующему плодородию. Кроме того, в этот день в 312 году царь Константин победил царя Максентия, чем ознаменовал победу христианской веры над языческой. С религиозной точки зрения, день Нового года празднуется в благодарение Богу за благодеяния, полученные от него в прошлый год. Однако дата 1 марта в качестве Нового года не отменялась. В 1342 году при митрополите Феогносте на Московском соборе состоялись прения о начале Нового года. Тогда было решено начинать как гражданский, так и церковный год с 1 сентября. В 1505 году был утверждён так называемый индикт, также указывающий отмечать Новый год в сентябре. Этот день отличался глубокой религиозностью. И.Н. Божерянов в своём труде 1894 года «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» отмечает, что Новый год, начатый с сентября, стали называть церковным. Отмечался он большой, произведённой по полному обряду службой. В книге также упоминается, что в этот день особо приветствовалось стремление совершать благородные поступки. Богатые раздавали милостыню, служба в церкви совершалась с особенным торжеством, в «делах правосудия и милосердия» проводили этот день цари. Изменения, касающиеся празднования Нового года, приходятся на время правления Петра I. В 1699 году он в последний раз праздновал с патриархом Адрианом Новый год по древнему обычаю, а потом постановил начать год с 1 января 1700 года. Отношения царя к празднику и торжества по этому случаю описаны в произведении А.О. Корниловича «Новый год в 1724 году», напечатанном в типографии Н. Греча и адресованном С.К. Темировой. «В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправились в крытых санях из Зимнего дворца в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни… Во время молебствия гром пушек с Петропавловской крепости и выставленный на одном из её бастионов жёлтый флаг с двуглавым орлом, державшим в лапах четыре моря, возвестили жителям о начале праздника». 1 января духовенство, послы и бояре приглашались на праздничный обед к царю. Народ же пировал на площадях перед дворцом и угощался выставленными ему яствами. Вечером царь объезжал главные улицы и поздравлял народ с Новым годом. Таким образом, этот праздник стал не только церковным, но и светским. В первые годы после революции Новый год вообще не отмечали. Однако в тридцатые годы 1 января вновь стал праздничным. В фонде Президентской библиотеки хранится издание «Елка» 1937 года. В нём рассказывается, как украсить новогоднее дерево, сделать игрушки, размещены тексты новогодних песен. Для православных христиан Рождество Христово и Крещение Господне – главные зимние праздники. Но и через Новый год нельзя перешагнуть, не заметить. С использованием материалов Президентской библиотеки |
Мы постоянно чувствуем ваши молитвы. Каждый насельник обители – это лучик Вифлеемской звезды Календарей Нового года было всего два – гражданский и церковный «На западе уже заходит солнце правды…» Вышенского затворника очень волновала в годы его жизни опасная тенденция отхода части российского общества от православия Образы игумений превращаются в хранительниц, парящих на облаке, где в центре – душа монастыря Много хороших священников, замечательных прихожан, много активных и добрых людей, которые находятся во власти Рязанцам повезло: область богата интересными достопримечательностями Почему в Православной Церкви празднуется Обрезание Господне За кулисами монастырского хора А наши певцы являются постоянными участниками служб, которые проходят в Новоспасском монастыре Когда-то в этом здании располагалась первая мужская гимназия, в которой был Никольский домовый храм Как часто люди, путешествуя по разным странам и городам, мало знакомы с тем, чем славится их малая родина Мама случайно оказалась свидетелем занятия в группе ее ребенка на тему «Познание» Рождество – праздник детский, и мы все вместе радуемся и славим в эти дни Рождение Христа Тогда у меня было такое ощущение радости, счастья, которое испытываешь только в детстве Отчего-то представляют Николая Рубцова простачком с гармошкой Она воспитанница Ахтырского детского дома, приехала в Москву искать справедливости в начале «нулевых» Как бы с высоты птичьего полета я увидела дореволюционную Рязань 12 декабря 2015 года, на 79-ом году жизни трагически погибла игуменья Покровского монастыря села Шаморга Скопинской епархии Любовь (Непахарева) |