Логотип рязанской газеты "Благовест"

Навстречу Большему

Главный праздник для православных в феврале – Сретение Господне. Многие знают о том, что название праздника переводится как «встреча» и праздник связан с воспоминанием встречи старца Симеона с Богомладенцем Иисусом в Иерусалимском храме. Но только ли об этой встрече идет речь?

Для начала все-таки напомним, с чего все начиналось. Согласно преданию, изложенному в «Послании Аристея», в III веке до Рождества Христова египетский царь Птолемей II Филадельф пожелал иметь у себя в собираемой им Александрийской библиотеке еврейские священные книги (сейчас это у нас Ветхий Завет), переведенные на греческий язык. За 72 дня еврейскую Библию перевели 72 ученых (по 6 от каждого из 12 колен Израилевых).

В «Послании Аристея» говорится, что они перевели только Пятикнижие Моисеево (первые пять книг Библии), но по другим преданиям, был переведен весь Ветхий Завет. Перевод этот получил небезызвестное теперь наименование – «Септуагинта», оно происходит от латинского словосочетания «Interpretatio Septuaginta Seniorum», которое в переводе означает: «перевод семидесяти старцев». При переводе книги пророка Исайи один из старцев по имени Симеон усомнился в верности слов: «се, Дева во чреве примет и родит Сына» (Ис. 7, 14). Божественный замысел, как это часто бывает, «не вписался» в ограниченные рамки человеческой логики: как может родить незамужняя дева? Симеон решил, что в текст закралась ошибка, и попытался исправить слово «дева» на слово «жена». Тогда излишне вдумчивому переводчику явился Ангел Господень, который удержал его за руку и тем самым не дал свершиться вопию-щему акту самодеятельности. Ангел также пообещал Симеону, что тот не умрет, пока не увидит исполнение пророчества…

Прошло почти 300 лет… Праведный Симеон уже устал жить, каждый день он приходил ко входу в Иерусалимский храм и ожидал заветной встречи. И вот эта встреча состоялась. По закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой в течение 40 дней (а при рождении девочки – в течение 80 дней), после чего должна была принести в Иерусалимском храме жертву всесожжения – годовалого ягненка – и жертву за грех – молодого голубя или горлицу. В случае бедности разрешалось принести в жертву двух голубей или горлиц (для каждой жертвы по одному). Кроме этого, предписывалось посвящение первенца сына Богу и его символический выкуп. Пречистая Дева Мария и праведный Ее Обручник Иосиф, будучи благочестивыми и законопослушными иудеями, так же, как и все, на 40-й день принесли в Иерусалимский храм Своего новорожденного Сына – Богомладенца Иисуса. Несмотря на то, что Матерь Божия и Спаситель не нуждались ни в каком очищении, Господь в очередной раз, как до, так и после этого, исполняет закон Моисеев в его обрядовой части, «чтобы исполнить всякую правду». По причине бедности Дева Мария и Иосиф Обручник принесли в жертву двух голубей. О дальнейшем ходе событий все хорошо знают, а кто подзабыл – может подробно прочитать в Евангелии от Луки (Лк. 2, 21-39). Символично, что Спаситель на 40-й день рождения приносится в дар Богу в начале Своего служения, которое через 33 года закончится снова Его принесением в жертву как Сына Божия Богу Отцу – на Кресте на Голгофе.

Название праздника Сретения Господня, как уже было сказано выше, обозначает встречу. Но речь идет не только о буквальном смысле – о встрече праведного Симеона Богоприимца с Богомладенцем Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью. Речь идет здесь еще и о встрече человечества в лице святого Симеона с Богом. Примечательно, что церковно-славянское слово «сретение» как раз лучше передает этот тонкий смысл вспоминаемого события, чем русское слово «встреча». Если говорить просто о встрече, то ведь встречаются обычно равные. Об этом в своих «Письмах о двунадесятых праздниках» пишет митрополит Вениамин (Федченков): «Здесь более подходяще славянское слово “сретение“, ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, людей, встречающих Бога». Так и каждый из нас должен стремиться к встрече со Христом, как стремился к этому старец Симеон. Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать и для каждого человека его личным событием.

Священник Евгений Аленин

Тяжело в учении

Вспоминаю, с какой радостью я получил из ателье свою первую форму, кокарду и буковки на погоны

Навстречу Большему

Многие знают о том, что название праздника переводится как «встреча» и праздник связан с воспоминанием встречи старца Симеона с Богомладенцем Иисусом в Иерусалимском храме

«В начале было слово…»

Программы проекта, который назвали «Мир. Человек. Слово», стали выходить в эфир регулярно, четыре раза в неделю

«Любовью и единением спасемся»

В этом году мы отмечаем важную дату – 630-летие визита преподобного Сергия Радонежского на Рязанскую землю

Свет милосердия

Этот праздник особенно торжественно проходит в Свято-Успенском Вышенском женском монастыре

Не забываем ли мы Бога?

Вся история России показывает, что отступление от православных нравственных начал, охлаждение к вере всегда приносило нашему народу неисчислимые бедствия

Критерии полезности

После этого есть еще один критерий: для кого написана книга

Вслед за Иваном Ильиным

Какими удивительными сочетаниями самых разнообразных природных ландшафтов богата наша Рязанская земля

Поколение витязей

На протяжении 16 лет в детско-юношеской организации под руководством майора запаса войск связи Виктора Ивановича Тихонова преподают школьникам азы военной науки

Чтобы сын стал мужчиной

Почему мир перевернулся с ног на голову? Потому что не стало опоры, вот он и перевернулся

Расстрелянный в Рождество

О славной и трагической судьбе рязанца, протоиерея Михаила Павловича Чельцова я впервые узнал несколько лет назад из подаренной мне друзьями «Ряжской энциклопедии»

Жизненные правила протоиерея Анатолия Правдолюбова

16 февраля этого года исполняется 35 лет со дня кончины замечательного рязанца – протоиерея Анатолия Сергеевича Правдолюбова

Рядом с Преподобным

О преподобном Сергии Радонежском и о местах, связанных с его пребыванием

Подарили радость

Все получили подарки, которые подготовил Благотворительный фонд во имя святителя

Нужны руки!

Кажется, вся Россия ради нашего храма терпела слякоть в конце декабря, – рассказывает о ходе строительства протоиерей Александр Гривин

Храм в  казацких местах

В 15 км от Рязани есть село Астромино. Вести о нём доходят до нас из глубины веков

праздник связан с воспоминанием встречи старца Симеона с Богомладенцем Иисусом в Иерусалимском храме