Логотип рязанской газеты "Благовест"

Вещественные доказательства

Состоялась четвертая в новейшей истории

РПЦ археологическая экспедиция в Израиль.

Ее участник, кандидат богословия,

преподаватель Московской и Санкт-

Петербургской духовных академий и

Рязанской семинарии, протоиерей Дмитрий

ГОЛЬЦЕВ отвечает на вопросы газеты

«Благовест».

– Отец Дмитрий, что в этот раз представляло

наибольший интерес для вашей экспедиции?

– В этот раз наибольший интерес для нас

представляла прежде всего Самария. Также мы хотели еще раз побывать в Иерусалиме, потому что там есть еще много исторических мест, которые не были охвачены нами в предыдущих экспедициях. Ставилась задача показать наиболее интересные с точки зрения археологии места студентам духовных школ, впервые участвовавшим в нашей экспедиции. Экспедиция проходила не только под патронажем Учебного комитета Русской Православной Церкви, но и по благословению митрополита Илариона, поэтому в составе экспедиции был студент из Джорданвилля.

– Как Вы считаете, насколько важно для православных людей вникать в исторические и археологические тонкости?

– Знание библейской археологии необходимо для будущих священников, да и для всех верующих людей, потому что это наука, которая позволяет вещественно доказать то, что написано в Библии. Например, мы читаем в Евангелии о двух лептах вдовы, а благодаря библейской археологии студенты могут сами увидеть, что такое маленькая лепта, подержать эти монеты в руках. Вспомним случай, когда фарисеи искушали Христа и спрашивали: «Можно ли давать подать кесарю?» Ведь римляне были оккупантами, и у фарисеев был такой расчет: если Он скажет, что можно, они скажут, что Он за римлян, а если скажет, что нельзя, то скомпрометируют Его перед римскими властями. Как мы помним, Господь показал им римский динарий с изображением кесаря и сказал: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божие». Такой римский серебряный динарий тоже был привезен мной из Иерусалима, и это является прекрасным наглядным дополнением к уроку по этой теме.

Вспомним также притчу о десяти девах, пять из которых были мудрыми, а пять юродивыми. Что это за светильники, о которых идет речь? Среди привезенных вещей есть и светильники иродианского периода, то есть времен Христа, и студентам интересно увидеть, как они выглядели и как использовались. Такие светильники использовались иудеями и в бытовых, и в религиозных целях. Менора – знаменитый золотой семисвечник, который находился в храме, увенчивался не свечами, а как раз такими светильниками, в которые заливалось масло. Благодаря таким археологическим артефактам наши студенты учатся понимать быт людей того времени, а следовательно, понимать сам контекст Священного Писания.

– Какие новые открытия сделали вы в древнем городе?

– В Иерусалиме в этот раз мы попали в очень интересное место, которое называется «Туннели Западной стены». Раньше, во всех предыдущих экспедициях, мы пытались туда попасть, но нам это не удавалось. Туннели занимают северную часть западной стены, их копали еще во времена Ирода Великого, чтобы спасаться от нападающих врагов. Ирод любил жить с удобствами, поэтому в этих туннелях есть даже несколько внутренних бань, чтобы, укрываясь, можно было и комфортно отдохнуть. Самое интересное то, что хорошо сохранилась кладка подпорных стен храмовой горы, можно было ее рассмотреть. Затем мы проходили через Хасмонейский акведук – длинный водосток, который вел к Стратионскому пруду. Там мы нашли ответ на вопрос, который давно нас интересовал. В английских книгах об Иерусалиме сказано, что в римский период Стратионский пруд был закрыт сводами и сверху был вымощен кирпичом. На этих кирпичах были выемки, чтобы лошади не скользили, и попадались камни с выбитыми на них рисунками для игры в кости. Западные ученые ассоциируют эти кирпичи с Лифостротоном – местом, где судили Христа. Когда шел суд и Христа содержали под стражей, воины, которые Его охраняли, развлекались игрой в кости. Но римский период в истории Иерусалима начался позже, уже после Вознесения Христова, а во времена Христа Стратионский пруд был открыт, и мне было непонятно, откуда там взялись эти камни. Наконец сейчас мы выяснили, что Лифостротон (как ему и положено) был в крепости Антония, или претории, которая находилась в северо-западном углу храмовой горы, а после разрушения Иерусалима эти камни использовались римлянами для строительства дороги в новом римском городе, который стал называться Элия Капитолина.

Мы осматривали и Овчую купель, у которой, как говорится в Евангелии от Иоанна, Христом был исцелен расслабленный. Мы определили ее точные границы, она состояла из двух бассейнов – северного и южного. Купель называлась Овчей, потому что там мыли овец перед принесением их в жертву в Иерусалимском храме.

Конечно, мы снова посетили и Гроб Господень, а также Александровское подворье со знаменитым «игольным ушком».

– Отец Дмитрий, в Иерусалиме Вы бывали и прежде. А где Вы на этот раз побывали впервые?

– Нам в первый раз удалось побывать в Самарии. Это историческая область в Израиле. После смерти царя Соломона иудейское царство разделилось на две части – южную (Иудею) и северную (Израиль). Столицей южного царства был Иерусалим, а столицей северного – город Самария. Самаряне тоже исповедовали иудаизм, но им не разрешали ходить в Иерусалимский храм. Поэтому еще при Иеровоаме были построены два жертвенника в Дане и Вефиле, поставлены золотые тельцы, и истинное священство оставило северное царство и ушло. Затем в VIII веке до Рождества Христова северное царство было захвачено ассирийцами, и десять колен северного царства были уведены в ассирийский плен. До сих пор об их судьбе ничего не известно. Но уведены были не все жители, небольшая часть осталась. Ассирийцы из других мест стали переселять другие народы в Самарию, и эта небольшая часть иудеев, которая оставалась, смешалась с язычниками. Так образовалась новая народность, этих людей стали называть самарянами. Когда иудеи южного царства вернулись из вавилонского плена, они стали восстанавливать разрушенный храм. У самарян остались воспоминания о своей иудейской религии, и они обратились к иудеям с просьбой разрешить им помочь в восстановлении храма. Иудеи поставили им жесткое условие – чтобы они соблюдали закон Моисеев: расторгли все смешанные браки, приняли обрезание и так далее. Самаряне отказались это сделать, и у них с иудеями началась вражда. В ответ на строительство Иерусалимского храма на горе Мориа самаряне внесли изменение в свое Пятикнижие и в том месте, где говорится, что Авраам приносил в жертву Исаака на горе Мориа, заменили гору Мориа на гору Гаризим, которая находится в Самарии. На горе Гаризим они построили свой храм, очень похожий на храм Соломона, в нем приносили жертвы и жили обособленно от иудеев. Об этой вражде говорится в Евангелии от Иоанна, когда описывается беседа Христа с самарянкой. Для того чтобы совершить паломничество из Галилеи в Иерусалимский храм, иудеям надо было либо проходить через Самарию, либо переходить Иордан и идти более длинным путем вокруг Иордана. Жители Галилеи обычно ходили длинным путем, чтобы избежать столкновений с самарянами, которые могли закончиться даже смертельным исходом. Поэтому самарянка так удивилась, что Христос заговорил с ней и попросил у нее воды.

Нас как библеистов интересует тот момент, что один из самых древних свитков Пятикнижия хранится именно у самарян. Иудеи, соприкасаясь с арамеями, которые населяли территорию Вавилонского царства, восприняли от них арамейское письмо, а самаряне сохранили ту письменность, которая была у иудеев еще до вавилонского плена. Когда свиток у иудеев приходил в негодность, они его уничтожали, поэтому у них нет древних свитков. А самаряне сохранили такой свиток. И это один из самых древних текстов Пятикнижия, дошедших до наших дней. Считается, что он создан до III века до Р.Х.

– Интересно, а как сейчас живут самаряне? Сохранили ли они свою религию и большой ли это народ в настоящее время?

– О жизни современных самарян нам рассказал самарянский священник (коген) Иафет. Самих самарян осталось всего 740 человек, живут они в основном на горе Гаризим, по религиозным правилам. У них нет телевизоров и сотовых телефонов. Одежду носят современную, но на богослужение приходят в специальной одежде. У священников одежда особая. Самаряне до сих пор совершают жертвоприношения. Священник Иафет рассказал нам, что он потомок Авраама в 162-м поколении. Самарянский народ очень маленький, и, естественно, у них большие проблемы с рождаемостью. Сейчас они взяли для продолжения рода женщин из других народов, но всё же стараются придерживаться древних традиций. Было очень интересно познакомиться с бытом почти вымершего древнего библейского народа, пообщаться с его представителями. Они люди весьма приветливые, им было приятно, что представители духовных школ России интересуются их религиозным бытом.

Свое посещение горы Гаризим мы начали с осмотра того места, где когда-то находился самарянский храм. Там сейчас находятся остатки византийской церкви, но видны и более древние руины. На нас это место произвело большое впечатление, видимо, в древности храм представлял собой величественное зрелище. Гора Гаризим намного выше горы Мориа в Иерусалиме.

Еще мы побывали во дворце нечестивого царя Ахаза в Сихеме, который гнал святого пророка Илию. Рядом с дворцом находится более поздняя хасмонейская крепость, очень хорошо сохранился театр с прекрасной акустикой.

– Такие экскурсии для студентов будут проводиться и в дальнейшем?

– Это не экскурсии, а учебные поездки. Для них специально отбираются студенты с библейских отделений, которые пишут или собираются писать кандидатские диссертации по библейской археологии. В этих поездках они собирают материал для своих работ. Мы обязательно посещаем библиотеки. В частности, у нас сложились хорошие отношения с сотрудниками библиотеки музея Рокфеллера, там очень много книг по библейской археологии. Книги в основном англоязычные, потому что в последние сто лет русская археология не занималась библейской тематикой. Сейчас это направление в России только возрождается. Такие экспедиции, как наша, и собранные за это время материалы, несомненно, внесут значительный вклад в его развитие.

 

 

В начало

Угроза обществу и семье

Вводимая ювенальная юстиция вступает в противоречие с православными традициями воспитания.

Деформации образования

Мы же видим, что без Православия не может сохраниться русский народ

Память

6 декабря исполняется три года, как ушел из жизни в мир иной священноархимандрит Авель (Македонов)

Против лжи мира

С руководителем миссионерского отдела Рязанской епархии отцом Арсением ВИЛКОВЫМ беседует Ирина ЕВСИНА.

Открытия - каждый день

125 лет Государственному архиву Рязанской области

Связующая нить

Сам святитель Николай смотрит на меня – не подведу ли?

Наша жемчужина

Молодежная страница.

Лечо или харчо?

На вопросы  читателей  отвечает игумен Лука (Степанов).

Вещественные доказательства

Состоялась четвертая в новейшей истории РПЦ археологическая экспедиция в Израиль.

Судьба Тимки

Этот герой не вымышленный, история реальная. Увы, не единичная.

Два щита России

Мало тех, кто еще не ругал свое Отечество. А Отечество – это мы.

В помощь Лизе

Взгляд из песочницы.

Открывая красоту

Выставка стала хорошим средством просвещения, рассказом через зрительные образы о красоте Православия.

Овчая купельпротоиерей Дмитрий ГОЛЬЦЕВ