Логотип рязанской газеты "Благовест"

Не имамы иныя помощи...

Прошедшее лето запомнится многим надолго изнуряющей жарой и засухой. А пожары, уничтожившие целые селения и деревни, оставив многих без крова, тем, кто перенес этот удар, не забыть, наверное, и всю жизнь. Многие ли из нас в этом усмотрели вразумляющую десницу Божию?

Приехав однажды в Рязань в самый пик пожаров, когда, как говорится, дым «ел» глаза, проходя по центру, вдруг услышал оркестр, играющий веселую музыку. То ли было назначено какое-то торжество, то ли презентация. А может, таким образом желали поддержать дух унылых рязанцев. Не знаю. Но мне лично стало грустно. Где-то бушуют пожары, люди без крова. Есть и погибшие. А здесь… Пир во время чумы. Да, можно всё оправдать, мол, всё было давно запланировано. Но так ли поступали наши предки в период постигавших их испытаний? Ниневия, покаявшаяся проповедью Ионы, не была стерта с лица земли. Сколько таких примеров есть в истории человечества и нашего Отечества в частности. Благочестивые предки наши в период тяжелейших испытаний сознавали, что всё ниспосылается от Бога – «грех ради наших» – и приносили покаяние Богу, приближающее помилование. Недавно, перебирая некоторые бумаги архива, я наткнулся на статью, помещенную в «Рязанских епархиальных ведомостях» №22 за 1910 год (удивительно, ровно сто лет назад!), где говорится о пожаре и холере, случившихся в том году в селе Дубровичи Рязанского уезда. Автор статьи – местный священник отец Николай Нарцыссов.

«…3 июля, когда народ мирно и спокойно убирался с травой в лугах, а дома оставался лишь старый да малый, в половине 7-го часа вечера послышался набат колокола. Загорелась самая крайняя хата. Несмотря на тихий ветер, огонь сразу принял грозные размеры, пламя пошло впрямь, влево и вправо, и через какой-нибудь час с необыкновенным стихийным треском и ревом бушевало уже по всем улицам села. Кроме камня да песка, всё обращалось в пепел, даже погорели и срубы на всех колодцах. В течение 3-4-х часов сгорело всё большое село; от семисот домов кое-где по окраинам села уцелело только тридцать, да несколько риг, и Дубровичи представляли собой вид разбитого и спаленного врагом местечка». Далее описывая невыносимые условия жизни пятитысячного населения села, отец Николай сообщает и о другой, еще большей беде, выпавшей на долю сельчан, приводя пословицу, в которой говорится: «Случилась беда, то жди другую». Буквально через две недели после пожара, а именно, 17 июля, батюшка был приглашен причастить одну больную и убедился, что она заражена холерой. Он не успел еще выйти из дома больной, как спешно прибежала соседка последней и просила также причастить ее мужа. Здоровенного, его тоже подкосила холера. Обоих больных священник советует срочно отправить в больницу в Рязань, что и было исполнено. Но в первую же ночь оба больных скончались. Холера с каждым днем усиливалась. В храме ежедневно стали совершаться богослужения. Почти вся паства в течение пяти дней была приобщена Святых Таин на своих ногах. Три дня были совершаемы вокруг села крестные ходы с молебным пением об избавлении от холеры. К началу августа эпидемия была в полном разгаре. Умирали по пять-восемь человек в день. В один день было даже четырнадцать покойников. За месяц насчитывалось уже около ста человек. Паника совершенно овладела народом. Упование было лишь на помощь Свыше. Тогда послана была просьба в Петропавловскую пустынь о том, чтобы прислана была главная святыня монастыря – чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Телеграммой было извещено, что святыня прибудет в Дубровичи 15 августа. Радостная весть быстро облетела всё село. В назначенный день к 12 часам с крестным ходом жители Дубрович вышли за село встречать Царицу Небесную. С пением «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды…» икону внесли в храм, где была отслужена всенощная. Храм и церковная ограда не могли вместить всех молящихся. На следующий день после Божественной литургии отец Николай с иконой направился в барак, где было около 22 больных. Больные, кто сидя, кто лежа, осеняли себя крестным знамением. В глазах их светилась вера и твердая надежда на помощь Заступницы Усердной. С образом прошли и по всему селу, где каждый домохозяин считал нужным отслужить молебен на своем пепелище. 18 августа, в день храмового праздника (правого придела) Флора и Лавра, икона после богослужения в сопровождении тысячной толпы вновь на селе. «Угнетенное состояние духа исчезло, оно сменилось на высокоторжественное настроение, потому что все воочию видели и убедились, что Царица Небесная милует их и спасение от смертоносной язвы уже началось....» Со дня прибытия иконы в село число заболеваний и смертей стало быстро сокращаться. В течение недельного пребывания чудотворной иконы было только три гроба, да по два в конце августа и в сентябре, что сравнительно с прежней «повалкой», замечает о. Николай, считается за благополучие и конец холеры. В заключение батюшка говорит: «Народ наш, твердо и сознательно веруя, что скорбный венец и глубокий траур с его головы снят Скоропослушницей в беде – Царицей Небесной, восклицает от лица всех к Заступнице рода человеческого – Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Спасенные Тобою Тя величаем!»

В сохранившихся метрических книгах Никольской церкви села Дубровичи за 1910 год третий раздел об умерших как никогда переполнен записью имен ушедших в жизнь вечную. С 17 июля и до 20 сентября у большинства в графе, где указывается причина смерти, написано страшное слово – холера.

Прошло ровно столетие. Нет давно в живых отца Николая Нарцыссова – автора статьи и свидетеля тех страшных дней для Дубрович и чудесного избавления. Нет и величественного Никольского храма. В послереволюционное лихолетье он был полностью стерт с лица земли. И вряд ли кто из местных жителей помнит те страшные события столетней давности, произошедшие в их селе, чудесно избавленном Царицей Небесной через Ее святой образ Тихвинский из Петропавловской пустыни. А именно это и было впоследствии причиной ежегодного посещения чудотворным образом г. Рязани и села Дубровичи, где была явлена милость Матери Божией, и дубровичцы дали обет принимать образ у себя 15 августа ежегодно.

Уже в наше время несколько лет шли переговоры с Липецкой епархией о возможности принесения Тихвинской иконы в Рязань. И лишь сейчас, 17 декабря 2010 года, ровно через сто лет после спасения жителей села Дубровичи, икона прибыла к рязанцам в Христорождественский собор Рязанского кремля.

Иеромонах Иоаким

 (ЗАЯКИН)

Историческая справка:

Тихвинский образ был подарен императором Петром I вместе с иконами святых апостолов Петра и Павла во вновь основанную сподвижником и другом его князем Меньшиковым Петропавловскую Пустынь в г. Раненбурге (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.). Образ прославился многими чудесами и был носим в разные селения, чаще всего в г. Рязань и Скопин, а 15 августа ежегодно посещал Дубровичи. Даже после событий 1917 года икона была носима по уездам губернии вплоть до 1926 года. После закрытия Пустыни образ находился в Архангельской церкви с. Кривополянье. Заметим также, что в этом храме 23 ноября 1945 года совершился постриг в монашество наместника Иоанно-Богословского монастыря архимандрита Авеля (Македонова), связанный также с чудом от чудотворного образа. С 2004 года образ возвращен в возрождающуюся Петропавловскую Пустынь.

 

 

В начало

С Рождеством Христовым!

Рождество Христово по своему глубокому смыслу в деле нашего спасения – праздник особый

На Манежной площади

Россия вышла на первое место в Европе и на второе место в мире по числу прибывающих в страну трудовых мигрантов

Рязанский хронограф

Конечно, главная наша святыня – это рака с мощами святителя Василия Рязанского, и мы будем прикладывать все усилия к тому, чтобы восстановить сень над ракой

«Спасем семью – спасем Россию!»

Форсайт-проект «Детство-2030» готовит кардинальный переворот гражданского социума в России

Не имамы иныя помощи...

Прошедшее лето запомнится многим надолго изнуряющей жарой и засухой

Кто же добрый?

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Бесценный дар

Эта история произошла несколько лет назад с моим знакомым – молодым офицером, который мечтал с Божьей помощью создать православную семью

Свидетельствуя делами любви

Главное, чтобы в Церкви была любовь. Это является свидетельством истинной веры

Тревога учителей

В последнее время мы много говорим нашим детям о патриотизме, о правах человека, об их собственных правах. Но, наверно, никто не задумывался, к чему это может привести

Гроздь винограда

Навстречу V Фестивалю хоровой духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова (1809-1888)

Чудесный январь

Но как показать значимость этого праздника детям? Как приучить их к такому ожиданию праздника, чтобы он не оказался для них заглушенным новогодней суетой

Тихвинская икона 
Божией Матери