Логотип рязанской газеты "Благовест"

«Мы слишком себя жалеем»

На вопросы Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Андрей ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель Вознесенского собора и Успенского храма г. Касимова, директор православной школы г. Касимова.

 

– Отец Андрей, что Вы можете сказать по поводу модернистских течений в школах? Как Вы считаете, есть ли в них польза, и влияют ли они в какой-то мере на вашу школу?

– Что касается нового образовательного стандарта для начальной и средней школы, то, кроме улучшения технической стороны вопроса, ничего принципиально отличного от того, что было раньше, нет. Есть интересная экзотическая норма – ученики с первого класса имеют право вести аудио и видеозаписи. Создается интересная ситуация, мне придется во всех классах тоже ставить видеокамеры, для того чтобы кто-то просто не подшутил над каким-нибудь учителем. Ведь всё делается очень просто: например, учитель ученику сделал замечание, ученик ответил невежливо и грубо, учитель на повышенных тонах снова сделал ему замечание, ученик снова отговорился. Если сам ребенок или другой ученик всё это записывает, то потом можно вырезать все кусочки, где говорит ученик, и создастся впечатление, что учитель неадекватный, грубый человек.

– Как Вы думаете, дети из вашей православной школы могут так поступить?

– А почему ее ученики должны быть какими-то не такими? Было у Христа двенадцать учеников, и в самый тяжелый для Него момент один Его предал, другой от Него отрекся, остальные разбежались, у Креста стоял только один. Люди во все времена, во всех местах были самые разные, были примеры святости среди пучины порока, были и страшные падения среди святого общества.

Нельзя сказать, что, получив аттестат об окончании нашей православной школы, человек прямо может идти в Царство Небесное. Никакой диплом, никакая духовная академия, ни священный, ни епископский сан не связывает человеческую волю, которая может склоняться как к доброму, так и к злому, как к божественному, так и к греховному на любом этапе жизни. Один из старцев правильно говорил: «Не доверяй своей плоти, пока не уложишь ее в гроб». Как бывает, что яблоко далеко укатывается от яблони, так и дети у плохих родителей бывают хорошие или наоборот. Каких-то гарантий мы дать не можем. Но мы делаем всё, что в наших силах. Воспитание у нас значительно строже, чем в других школах. Например, я веду Закон Божий в трех старших классах и, честно признаюсь, часто отклоняюсь от тем, которые у меня написаны в плане, для того чтобы поговорить о жизни, поговорить об отношениях в семье, о внебрачных связях, о разводах, количестве детей в семье, абортах… Но и это ничего не гарантирует. С того человека, которому больше дано, больше и спросится. Обратите внимание, что многие революционеры, богоборцы были выпускниками семинарий, то есть, они всё знали. Если человек не хочет принимать Бога, принимать веру, то он может оправдать всё, что угодно, и никакое чудо его не обратит. Мы делаем, что можем, и надеемся на милость Божию.

– Как Вы считаете, каким должен быть пост для школьника, его образ жизни, пищевой рацион?

– Дело в том, что мы переносим на свою семью или на свою школу тот опыт, в котором воспитаны сами. Это нормально, наверное, просто этот опыт где-то более строгий, где-то менее. Где-то в одном месте традиции такие, что обращают больше внимания на одно, в другом – на другое, а в третьем вообще традиций никаких нет, а всё взято только из книжек. В семье, в которой рос я, было так: начиная с семилетнего возраста, ребенок начинал соблюдать все посты наравне со взрослыми, также с семилетнего возраста ребенок шел на первую исповедь. Так же заведено и в моей семье. Вспоминаю себя в детстве: нам, может, и хотелось постом чего-то такого скоромного, что давали тому, кому не было семи. Но мы виду не показывали, а, даже наоборот, поддразнивали младших. И, помню, моя младшая сестра очень ждала, когда же она, наконец, вырастет и будет поститься, исповедоваться, как все. Это был для нее своеобразный комплекс неполноценности, что она в пост не постится. Что касается нашей школы, то мы кормим всех вторым и третьим, а также первым, вторым и третьим тех, кто находится в группе продленного дня. Великим постом все с семилетнего возраста, кроме Благовещения и Вербного воскресенья, питаются без рыбы, а без постного масла едят в первую, четвертую и последнюю неделю Великого поста. Наши повара умудряются очень вкусно готовить, несмотря на то, что это не так просто.

– Не слишком ли строго?

– Хотя для современных людей такой пост представляется чем-то невероятным, на самом деле страх сидит только в голове человека. Я так смело говорю, потому что когда я был студентом семинарии, мне попалась на глаза статья в газете «Комсомольская правда», где рассказывалось о том, как какие-то чудаки оздоровлялись методом активного голодания. Они при этом не просто сидели или лежали, а отправлялись в походы с рюкзаками на три недели, в течение которых ничего не ели, только пили воду. И я подумал, что если какие-то «чудики» ради сомнительного оздоровления не только спокойно три недели не едят, но ещё при этом идут в походы и плывут на байдарках, что же мы тогда стонем, что если не будем каждый день лопать колбасу, то тут же упадём с ног, не сможем работать и т.д. И я пробовал на себе, что такое не есть вообще. Три дня тяжело, а потом и не очень хочется.

Сегодня мы часто ищем себе оправдание от лени и изнеженности. Человеческий организм способен на очень многое, и потерпеть чуть-чуть без колбасы и молока не составляет для него никакого труда.

– Сегодня часто в церковных кругах приходится слышать о том, что в борьбе с государством против бесчинств ювенальной юстиции нужно объединяться с другими христианскими религиями. Будет ли являться такой шаг экуменизмом, и как Вы сами к этому относитесь?

– Вопрос здесь заключается в понимании термина. Если понимать экуменизм как всеобщее объединение всех христиан в единую церковь на основе некоего консенсуса, то это, конечно, и ересь, и опасность. Если под этим словом подразумевать общение с христианами других конфессий, то апостол Павел говорил не про христиан, а про язычников, и даже не просто про язычников, а про язычников-грешников – не говорю вам не общаться с блудниками и прелюбодеями века сего, потому что иначе вам придется вообще уйти из мира; я вам говорю не общаться с тем, кто, называясь братом, при этом остается клятвопреступником, блудником и прелюбодеем. То есть, если человек не твой брат во Христе, с ним можно общаться, какой бы он ни был, даже если он явный грешник, а вот если открыто грешит христианин, который называет тебя своим братом, то нужно его бойкотировать. Таким образом, для того чтобы затормозить процесс узаконивания греха, который происходит в Европе, можно и нужно говорить с любым человеком любой веры, который в этом деле поддерживает нас, православных христиан. Спаситель говорил: «Кто не против вас, тот за вас». То есть, если есть еще люди, которые против абортов, против разрушения семьи, против всевозможных грехов содомских, то они на вас работают, они вам помогают. В этом никакого греха нет. А если действительно речь идет о компромиссе в вопросах веры, то это грех и невозможная вещь, и те, кто на это работают, несомненно, разрушают Церковь.

– Спасибо, отец Андрей, за интересное интервью. Надеюсь, что Вы не откажетесь и в дальнейшем отвечать на вопросы газеты, наших читателей.

– Попробую…

 

В начало

Всем миром

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел освятил новый Крестовоздвиженский храм

Князь Олег посетил Москву

Наконец с наибольшей достоверностью мы можем представить облик великого князя Олега Рязанского

Будет два музея

В Рязани побывал заместитель министра культуры РФ Андрей Евгеньевич Бусыгин

Ювенальный беспредел в Химках

Ювенальщики разрушают семью прихожанки Главы Синодального отдела протоиерея Димитрия Смирнова

Должна быть альтернатива

Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенные символы и технологии

Ушла из жизни православной...

Студентка МГУ Алина Милан отказалась отречься от православной веры ради срочной операции

«Простой, как ребенок»

12 апреля весь мир отмечает пятидесятилетие первого полёта человека в космос

CITYCELEBRITY: ЧТО ЭТО БЫЛО?

«клуб для знаменитостей и тех, кто хочет ими стать»

Свобода раба Божия

Можно ли считать свободным раба Божия?

Почему болеют дети

Один из самых влиятельных людей в мире чётко сказал, что он ожидает вакцины, которые будут использоваться для сокращения прироста населения

ГДЕ РОЖАТЬ НА СЕЛЕ?

Многие из сельских рожениц уже сейчас предпочитают рожать дома, отказываясь даже от госпитализации в райцентр

Сам себя высеки?

С начала этого учебного года все школы перешли на самофинансирование, а с января 2011 – на подушевую оплату

«Мы слишком себя жалеем»

Как Вы считаете, каким должен быть пост для школьника, его образ жизни, пищевой рацион?

Кукла-хулиганка

«Братц» переводится со сленгового английского как дрянной, строптивый, неуправляемый ребёнок

Новый выбор в Солотче

В санатории «Солотча» теперь принимают паломников, лечат и  оздоравливают их

Семья основа государства

Ювенальная пропаганда достигла масштаба информационной войны

Ушинский или Петерсон?

У многих детей за последние двадцать лет к четвертому классу пропадает желание учиться

Кризис в образовании

Российская система образования переживает глубочайший кризис за всю историю своего существования

Андрей 
ПРАВДОЛЮБОВ