Логотип рязанской газеты "Благовест"

Митрополит Симон и Олег Рязанский

Владыка Симон сыграл очень важную, недооцененную роль в изменении той историографической ситуации, которая сложилась благодаря Н.М. Карамзину.

Известно, что Н.М. Карамзин был придворным историографом Александра I. Именно он после Ломоносова и Татищева написал многотомную историю Государства Российского, это был очевидный государственный заказ. Николая Михайловича заслуженно признают ярким представителем дворянской историографии. Именно благодаря Н.М. Карамзину, точнее, его прочтению целого ряда летописей и утвердилось в историографии мнение об Олеге Рязанском как о персонаже недружелюбном по отношению к Москве и даже отрицательном.

В новейшей историографии именно владыка Симон повлиял на изменение подобного взгляда.

Позволю себе процитировать слова владыки Симона, опубликованные в 1988 году в его статье «Олег Иванович, великий князь Рязанский» в «Журнале Московской Патриархии». По отзывам самого владыки, эта работа была им написана в конце 1979 года, когда отмечался очередной крупный юбилей победы в Куликовской битве. Он писал: «Накопленный в настоящее время документальный материал позволяет с достаточной очевидностью опровергнуть ложные наветы в адрес Олега Ивановича, одного из крупных деятелей средневековой Руси, много сделавшего для укрепления мощи и возвеличивания Отечества». Более того, именно владыкой Симоном был поставлен вопрос о том, что Олег Иванович достоин канонизации. И обращение к этому сюжету наблюдалось у владыки на протяжении достаточно длительного времени. Владыка был очень хорошо знаком с историографией. Он хорошо знал работы Н.С. Арцыбашева (это отечественный историк, живший в конце XVIII – начале XIX века). Он знал труды выдающегося историка А.Е. Преснякова, а также точки зрения М.Н. Тихомирова и А.Г. Кузьмина.

Еще в 1955 году Михаил Николаевич Тихомиров (видный источниковед, основатель советской школы источниковедения и кафедры источниковедения при МГУ) поставил вопрос о том, что очевиден антирязанский характер целого ряда летописей, что это более поздние вставки, связанные с Олегом Рязанским, и что этот вопрос, конечно, нуждается в прояснении. Более того, один из выпускников нашего университета в своей книге и в своей диссертации «Рязанское летописание» также обратил на это внимание и сделал акцент на том, что оценка деятельности и позиции Олега Рязанского, как по отношению к Москве, так и по отношению к Рязанскому княжеству и Руси в целом, нуждается в пересмотре. Владыка Симон, как бы завершая эту наметившуюся уже в ХХ веке традицию, пошел дальше всех.

Владыке Симону принадлежит наиболее масштабный, прозорливый и глубокий взгляд на государственную деятельность Олега Ивановича Рязанского. В своей работе, опубликованной в 1988 году, он увидел то, чего не увидели многие другие его современники и предшественники. Он увидел, что духовный образ Олега Ивановича очень четко вписывался в контекст единения Руси. В этой связи я не могу не вспомнить слова владыки о том, что встреча Олега Ивановича Рязанского и Дмитрия Донского вряд ли бы состоялась при посредничестве Сергия Радонежского, если бы позиция Олега Ивановича была какой-то отрицательной. На этот факт владыка Симон обращал особое внимание и делал отсюда глубокие выводы.

Нельзя не отметить и то, что владыка Симон активно работал с источниками. У него в кабинете стояли шкафы со старинными книгами и изданиями, в основном XVIII-XIX веков, с дореволюционными изданиями русских летописей. Он обращал внимание на то, что, конечно же, позиция Рязанского княжества не могла быть исключительно промосковской, великий князь Рязанский прежде всего защищал своё отечество, свою вотчину, но вместе с тем идея единства Руси (а главным фактором единства Руси в тот период была Православная Церковь, русский язык, общие культурные традиции) не могла не занимать его и не настраивать на определенную политическую линию.

Позиция владыки Симона знаменательна и тем, что он не только разделял позицию тех историков, которые призывали к пересмотру летописных положений и более поздних включений промосковского характера, но и постарался смоделировать причины, по которым подобная оценка деятельности Олега Рязанского попала в летопись. Владыке принадлежит очень четкое наблюдение, которое заключается в том, что период становления Московского государства, консолидации общерусских сил вокруг Москвы не был прямолинейным. Этот процесс был чрезвычайно сложным, так сказать, зигзагообразным. И, конечно, каждый князь, который правил в великом княжестве (а Рязанское княжение стало называться великим еще с 30-х годов XIV века), был вынужден в немалой степени ориентироваться на политическую ситуацию, на те сложные внутрирусские отношения, которые под влиянием татарского фактора складывались далеко не всегда мирно.

В целом, говоря о владыке Симоне, мы должны отдавать ему должное не только как человеку, который впервые по большому счету поставил вопрос о духовном, религиозном значении личности Олега Ивановича Рязанского, но и, безусловно, как историку.

В своих воспоминаниях о встрече с владыкой я писал, что, по моему глубокому убеждению, дело чести для рязанских историков и теологов – изучить богатое церковно-историческое наследие владыки Симона.

Я думаю, в отечественную историографию работа владыки Симона, посвященная Олегу Рязанскому, войдет яркой страницей, которая во многом изменила историографическую оценку деятельности великого сподвижника Рязанской земли.

Василий СТРАХОВ,

профессор, проректор РГУ по учебно-методической работе

Из выступления в Рязанском государственном университете на Всероссийской научной конференции, посвященной великому князю Олегу Рязанскому

 

 

В начало

15 февраля Сретение Господне

Праздником Сретения заканчивается череда зимних праздников: Рождество, Крещение, Сретение

РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ ЖИТЬ!

Мы организуем Товарищество православных крестьянских хозяйств и приглашаем для постоянного проживания в деревне Славино православных семейных людей

На Рождественских чтениях

Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией

Конкурс директоров школ

Поддержка директорским конкурсом образования, основанного на ценностях и идеалах традиционного для нашего региона Православия – это реальная надежда на духовное возрождение нашего народа

Победительница конкурса «Красота Божьего мира»

Седьмой раз в Москве проходил Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»

Начинаем с дошколят

На юбилейных XX Международных Рождественских образовательных чтениях «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства»

Путеводной звезде

В издательстве «Артос» (г. Москва) вышла в свет новая книга протоиерея Артемия ВЛАДИМИРОВА, члена Союза писателей России. С батюшкой о его новой книге «С высоты редактор газеты Ирина ЕВСИНАптичьего полета» беседует

Митрополит Симон и Олег Рязанский

Владыка Симон сыграл очень важную, недооцененную роль в изменении той историографической ситуации, которая сложилась благодаря Н.М. Карамзину

ХРАБРАЯ АКИЛИНА, или Как Сталин помог открыть храм в Туме

Эту правдивую и поучительную историю рассказала мне Анна Алексеевна ШКОЛЬНИКОВА, староста храма Пресвятой Троицы, что в поселке Тума Рязанской епархии

Священники на флоте

Пример священника Михаила Руднева и практика боевых действий говорит о том, что священнослужители часто выполняли свой долг перед Родиной, Богом, деля с воинством все тяготы и лишения и даже находя смерть на поле брани

Дети и родители

Во время пребывания архимандрита Ефрема из Ватопедского монастыря в России он ответил на вопросы жителей Екатеринбурга

Акцент на веру и классику

Действительно, год назад наш коллектив назывался «Акцент», но в декабре 2011 года мы официально стали называться «молодежный камерный хор РГУ»

Что  такое патриотизм

любовь к Родине, своей семье, друзьям, вере, Богу? Такие вопросы, как бы это ни было прискорбно, почти никто из молодых ребят уже не задает себе, товарищам

Ангельский труд

Когда первый раз проводила с детьми занятие, то я не смогла совладать с группой детей шести-семи лет, – рассказывает опытный педагог

Святочные радости

В храме Святителя Николая Чудотворца в селе Студенки

В Академии Глазунова

В Академии не увидишь праздношатающихся или разговаривающих от безделья студентов

Митрополит
 СимонОлег Рязанский