Логотип рязанской газеты "Благовест"

Труды и дни святителя Феофана Вышенского

Тот августовский день выдался дождливым, но теплым. Мелкий дождь сеял с затянутого облаками неба, капая на тугие листья деревьев, шептал что-то свое и создавал спокойное, умиротворенное настроение.

Свято-Успенский монастырь, что находится в лесной глубинке, в местечке Выша Шацкого района, встретил нас торжественным покоем. В Казанском соборе шла служба, и мы присоединились к прихожанам, чтобы потом поклониться мощам выдающегося подвижника Православия и духовного писателя Феофана Затворника, который обрел здесь вечное упокоение.

В XIX столетии слава Вышенской обители распространилась далеко за пределами шацкого края. Продолжателем дела строителя Тихона стал архимандрит Аркадий (1825-1907), который был настоятелем 46 лет. При нем обитель превратилась в крупный духовно-просветительский центр. Как отмечают историки Церкви, она выполняла для шацкой глубинки почти такую же духовную миссию, которую в свое время для всего Русского государства выполняли Киевская и Сергиевская лавры.

Архимандрит Аркадий вел в монастыре большое строительство. Взамен выстроенного в 1761 году тесного и изрядно обветшавшего Христорождественского собора началось строительство нового теплого храма, которое завершилось в 1890 году. Новый пятикупольный Христорождественский собор получился поистине красив и представлял собой миниатюрное повторение петербургского Исаакиевского собора.

Говорят, что благовест вышенских колоколов был слышен за сорок верст. Однако монастырь прославился не колокольным звоном, не «маленьким Исаакием», а тем, что в его стенах обрел пристанище выдающийся деятель Русской православной церкви – святитель Феофан Затворник.

Вся его жизнь – пример беззаветного служения Православию. Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) занимал высокие церковные должности: был ректором Киево-Софийского духовного училища, преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии, в составе Русской духовной миссии шесть лет провел в Иерусалиме, где посвятил себя изучению писаний святых отцов по древним рукописям. Учился иконописи, занимался изучением греческого, французского, еврейского и арабского языков, сделал много переводов с греческих древних писаний на русский язык.

В июне 1857 года архимандрит Феофан стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии и одновременно исполнял должность председателя комитета по переводу Священного Писания на русский язык и по изданию трудов византийских историков в русском переводе.

В мае 1859 года архимандрит Феофан был возведен в сан епископа Тамбовского и Шацкого, а 22 июня (по старому стилю) 1863 года преосвященного Феофана назначили на Владимирскую кафедру – управлять обширной древней епархией.

Но высокие должности не прельщали подвижника церкви. Душа святителя Феофана с юных лет стремилась к уединению, и идеал монашества он видел в совершенном отрешении от мира и от всех житейских забот. 12 марта 1866 года он подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни, которая сделалась местом трудов отшельника и источником духовного просвещения.

С 1872 года, после Пасхи, святитель Феофан затворился в своих кельях, прекратив все сношения с людьми, кроме своего духовника – игумена Тихона, настоятеля пустыни архимандрита Аркадия и келейника отца Евлампия. В затворническом уединении раскрылся и развился талант святителя Феофана как духовного писателя. Со всеми, кто жаждал его духовного наставничества, он общался только письменно. Ежедневно в пустынь на имя Затворника приходило до сорока писем со всех концов России. К преосвященному Феофану обращались за нравственным утешением, за советом, за материальной поддержкой, и он считал своим долгом ответить каждому просителю письмом и раздавал нуждающимся все, что имел.

 Но большую часть времени Затворник посвящал богомыслию, плодом которого стали его многочисленные духовные литературные труды. Преосвященный Феофан опубликовал около 300 работ. Широко известны его нравоучительные «Письма о духовной жизни», «Письма о христианской жизни», «Письма к разным лицам о различных предметах веры и жизни» и другие.

Святитель Феофан был избран почетным членом всех духовных академий России. Но он занимался не только духовным трудом. В его келье, кроме книг, находились простые токарные и слесарные инструменты, станок для выпиливания из дерева, верстак, токарный станок. Затворник занимался резьбой по дереву, писал иконы и картины духовного содержания, сам шил себе одежду, переплетал книги. А еще – кто бы мог подумать? – в келье Затворника были два микроскопа, телескоп, фотоаппарат, географический и анатомический атласы – приборы и книги, казалось бы, «непричастные к богословию». Но для святителя Феофана все было нужно, все важно. В его покоях было шесть атласов, причем не только по библейской географии.

Интересовался святитель и естественными науками. «Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни, в них проявляющейся, – писал он, – великая во всем этом премудрость Божия!»

Вышенская пустынь стала для святителя Феофана тем приютом, где было покойно и благостно его душе. «Вы называете меня счастливым, – писал он одному из своих адресатов, – и я чувствую себя таковым и Выши своей не променяю не только на С.-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него... Вышу можно променять только на Царство Небесное».

6 января (по старому стилю) 1894 года около 4 часов дня знаменитый затворник скончался. Говорят, что, когда тело почившего святителя было приготовлено к погребению и его стали одевать в архиерейские облачения, все присутствующие увидели, как «на лице его просияла блаженная улыбка»...

Тело преосвященного Феофана было погребено в специально сооруженном склепе в правом приделе Казанского собора. За годы богоборчества, когда в бывших монастырских зданиях размещалась психиатрическая больница, захоронение святителя обветшало. Тогда священнослужители в 1973 году тайно перевезли мощи преосвященного Феофана в Троице-Сергиеву лавру, где они и хранились долгие годы. В 1988 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, был причислен к лику святых и его мощи перенесены в расположенный в живописном месте, в трех километрах от монастыря, Сергиевский храм села Эммануиловка.

29 июня 2002 года произошло знаменательное событие. При участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное перенесение нетленных мощей святителя Феофана Затворника в Свято-Успенский Вышенский монастырь, где выдающийся проповедник Православия провел последние 28 лет своей праведной жизни.

Рака с мощами святителя Феофана была помещена в храме Успения Божией Матери – того самого, с которого около четырех веков назад и начинался монастырь.

Александр ПОТАПОВ

 

 

В начало

400 лет Дому Романовых

В 2013 году исполняется 400 лет Дому Романовых

Труды и дни святителя Феофана Вышенского

В XIX столетии слава Вышенской обители распространилась далеко за пределами шацкого края. Продолжателем дела строителя Тихона стал архимандрит Аркадий (1825-1907), который был настоятелем 46 лет

Рождество в соборе

Несмотря на то, что наш приход молодой, у нас сложилась крепкая приходская семья

С любовью к ближним

Очень часто люди нуждаются просто в моральной поддержке, уходе, и из прихожан создаются временные группы ухода за больными

Свет тихой звезды

Как правильно проводить канун светлого праздника Рождества Христова, что такое святки, о значении рождественских колядок

Экспедиция под взрывами

Большое впечатление производит и само место рождения Иисуса Христа. Это древняя базилика, одна из немногих уцелевших

С чего начать?

Не будет, увы, инструкции «Как воспитать настоящего христианина»

Когда сын обманывает

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Дерево судят по плодам

Гораздо легче стоять с плакатиками, чем начать реально что-то делать: взять под опеку ребенка, помочь семье

Следующая остановка «Воля»

Оказавшись на воле, среди стольких соблазнов, не все могут с ними справиться. Да и одному добраться до вокзала в чужом городе, если тебе семнадцать лет, не так просто

Из настоящего мальчишки вырастет настоящий мужчина

Чтобы мальчишка не вырос хлюпиком, ему нужно особое воспитание

На полях русской славы

Уже второй год наш 11А класс  работает над научно-исследовательским проектом  «Поля России – поля воинской славы»

Советы Деду Морозу

Сегодня среди учителей, воспитателей, мультипликаторов, детских писателей все меньше людей, которые представляют себе мир детской души

Райские хутора

Священник, окормлявший тюремных узников, во время одного из посещений узнал, что дорогой его сердцу разбойник угодил в карцер

Мальчик из деревни Тимониха

Ушел из жизни писатель Василий БЕЛОВ

святитель 
Феофан 
Вышенский